Смекни!
smekni.com

Роль внутренней культуры личности и коммуникации в практике социальной работы (стр. 2 из 6)

Она характеризуется своим внешним проявлением в отношениях с другими людьми, в общении и поступках. Внутренняя культура личности становится в ходе усвоения индивидом ценностей своего окружения, в ходе обучения и под воздействием собственной воли и усилий, в ходе социализации.

Внутреннюю культуру можно оценивать как культуру высокого уровня, если она соответствует требованиям общественной морали или светской этики, проявляется в форме следования этикету, принятому в той или иной сфере деятельности личности. Важной характеристикой высокого уровня внутренней культуры личности можно выделить способность к рефлексии и готовность нести ответственность за свои действия.

1.2 Роль внутренней культуры личности в практике социальной работы

Показать роль внутренней культуры личности в практике социальной работы можно исходя из требований, которые она предъявляет к специалисту своей спецификой.

Особенности профессии, специфика профессионального труда, требования, предъявляемые к специалисту, описываются в профессиограмме. Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, гигиенические и другие особенности специальности, профессии. В ней указывают функции данной профессии и затруднения в её освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограамму – портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств.[23]

Качественная характеристика субъекта деятельности, представителя данной профессии является профессионализм. Профессионализм определяется мерой владения профессионалом современным содержанием и средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами её осуществления. Можно говорить о высоком, среднем и низком уровне профессионализма. К его характеристикам относятся:

· высокая продуктивность;

· высокий уровень квалификации и профессиональной компетентности;

· оптимальная интенсивность и напряженность;

· высокая точность и надежность;

· высокая организованность;

· низкая опосредованность;

· владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;

· стабильность высоких показателей качества;

· возможность развития субъекта труда как специалиста;

· направленность на достижение положительных социально-значимых целей.

Уровень развития знаний и умений – основных профессиональных составляющих – отражает компетентность. Считается, что профессия предъявляет к специалисту, как минимум два типа требований: профессиональная грамотность и социальная компетенция. Под социальной компетенцией понимается умение организовывать людей, подчинятся, разрешать конфликты и принимать коллективные решения, умение взаимодействовать с людьми.

Более чем владение профессиональными знаниями ценится способность их приобретать, способность быстро добывать и обрабатывать информацию. Это означает, что эффективное усвоение новых профессиональных знаний предполагает понимание субъекта того, ради чего все, в конечном счете, делается. Постоянное общение с людьми в профессиональной деятельности накладывает определенную аксиологическую специфику, требующую от специалиста руководствовать нравственными и этическими принципами, придерживаться определенных ценностей. Такая особенность социальной работы устанавливает объективные требования к личности специалиста, без соответствия которым невозможно эффективно исполнять профессиональные обязанности.

Общее требование, объединяющее всех работающих в социальной сфере, – это способность к «принятию» клиента, уважение его прав и толерантность по отношению к клиенту. Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех её разновидностях сводятся к общечеловеским ценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности.[24] На основе изучения современных представлений о социальном работнике можно сформулировать свод более конкретных требований:[25]

· эмпатия, т.е. сочувствие, доброта, сострадание;

· склонность к альтруизму;

· терпимость;

· выраженная готовность к контактам с людьми;

· социальная пластичность, т.е. умение поддерживать контакты;

· умение анализировать информацию;

· стрессоустойчивость в процессе общения;

· умение контролировать своё поведение (сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения);

· умение расположить к себе, привлекательная внешность;

· развитая интуиция.

Так же существуют и противопоказания – основания для профнепригодности человека к профессии социального работника:

· склонность к быстрому развитию синдрома «эмоционального сгорания» (пресыщение общением, непреходящая усталость, подавленность);

· черствость, холодность к людям;

· замкнутость, робость;

· озабоченность, эмоциональная неуравновешенность;

· независимость, нежелание подчинятся руководителю.[26]

Также одним из слагаемых выделяется основанное на гуманистических ценностях мировоззрение. Например, Кайгородова выделяет следующее кредо социального работника:[27]

· бережное сохранение и воспроизводство духовных ценностей;

· социальная защищенность;

· забота о здоровье людей;

· экологическая безопасность.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии. Таким образом, обладающая высоким уровнем внутренней культуры, личность – характеристика компетентного профессионала, способного выполнять профессиональную деятельность. Ещё одним из источников знаний о требованиях профессиональной деятельности к её субъекту – это профессиональный кодекс. Кодекс отражает этические обязательства по отношению к клиенту, своим коллегам, руководителем, руководящей организации, перед своей профессией, перед обществом. Несмотря на декларативный характер норм, закрепленных в кодексе, они выражают специфику этического поведения представителя профессии и, следовательно, они выражают некоторые характеристики личности, которые должны проявляться в профессиональной деятельности. Например, трудно поверить, что человек, характеризуемый как лживый, в своей профессиональной деятельности будет соблюдать требования этического кодекса о честности или если человек безответственный, то выполнять свои этические обязательства. Этические знания – необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам.[28] Таким образом, существуют объективные требования к организации внутреннего мира человека, к культуре его личности, предъявляемые спецификой социальной работы. Они выражены в профессиограмме, психограмме и кодексах профессионального поведения. Эффективное исполнение трудовых обязанностей, полностью погруженных в социальной сфере, области исключительно межчеловеческих взаимодействий, требует от специалиста следовать нравственным и этическим принципам, исповедовать определенный круг ценностей. Это колоссальное давление на внутренний мир человека (психологическое воздействие), каждое взаимодействие, каждый профессиональный контакт с клиентом оказывает влияние на специалиста. Это требует устойчивой структуры внутреннего мира работника, которая может с минимальными затратами и максимальными результатами функционировать в таких условиях. В противном, случае специалист теряет свой единственный ресурс – свою личность, не выдерживая психологического давления, происходит деформация личности, её эмоциональное сгорание. Неподготовленная личность обречена на регулярные стрессы, которые способны привести к неврозу и более тяжелым внутренним состояниям.

2. Роль коммуникации в практике социальной работы

Общение лежит в основе любого вида человеческой деятельности и служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей. Способность к общению относится к числу важнейших человеческих качеств. К людям, легко вступающим в контакт и умеющим располагать к себе, относятся с симпатией. В психологии общение определяется как процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями и состоящий в обмене между ними информацией познавательного (когнитивного) или эмоционального (аффективно-оценочного) характера. Общение – основная форма человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения может деформировать человеческую личность.[29] Понятия коммуникации, коммуникативной культуры и общения очень широки и в силу своей специфики изучаются разными отраслями науки, каждая из которых по-своему определяет сущность изучаемого явления, при этом, как правило, опускаются некоторые аспекты.

Так, например, социальной психологии коммуникация понимается как одна из сторон единого процесса общения. Общение характеризуют путём выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативная сторона (коммуникация), интерактивная сторона (интеракция), перцептивная сторона (социальная перцепция). При таком выделении, коммуникация в узком смысле слова состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. обмене не только знаниями, умениями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания.[30] Коммуникация, как и общение вообще, является основным процессом любых отношений между людьми, в независимости от направления науки, её рассматривающей. Специфика социальной работы заключается в её направленности на клиента, субъекта коммуникации. Соответственно, коммуникация – это основное средство взаимодействия социального работника и клиента. Уместно употреблять понятие коммуникации как синоним общения, но следует помнить, что общение – это всегда более широкая категория.