Смекни!
smekni.com

Социальная работа с различными категориями осужденных в пенитенциарной системе (стр. 6 из 20)

Социально-медицинская – направлена на содействие организации работы по сохранению здоровья, созданию условий для его защиты, профилактики заболеваний, ведения здорового образа жизни.

Социально-бытовая – предполагает содействие созданию бытовых условий содержания в местах лишения свободы, соответствующих требованиям уголовно-исполнительного законодательства.

Ресоциализирующая – ее реализация обеспечивает в период исполнения наказания комплексную подготовку осужденных к жизни на свободе путем личностного развития, сохранения и развития социальных связей, преодоления социальных проблем и трудностей.

Реабилитационная (реадаптационная) – направлена на содействие в оказании конкретных видов помощи, защиты, поддержки лиц, освободившихся из ИУ, на первых этапах жизни на свободе, восстановление нормального социального функционирования.

Для осуществления эффективной пенитенциарной социальной работы необходимо управление ею. К управленческим функциям относятся:

Диагностическая (информационно-обеспечивающая) – состоит в выявлении причин (факторов – детерминант), приведших к трудной жизненной ситуации, совершению уголовного преступления, осуждению и содержанию в местах лишения свободы, условий, обстоятельств и причин появления новых пенитенциарно социальных проблем, определении степени их влияния на осужденного, а также иных особенностей конкретной личности, общности, среды исправительных учреждений.

Прогностическая – на основе изучения и оценки предполагаются различные варианты позитивного или негативного развития трудной жизненной ситуации, а также определяются возможные перспективы осужденного и общностей.

Программирования и планирования – принятие одного из решений, выработка программы ресоциализации и плана действий (совместное с осужденными определение целей, задач будущей работы, методов, средств, форм и этапов деятельности), формирование обстановки доверия осужденных и специалистов социальной службы, разъяснение, обсуждение, согласование, оформление и утверждение документов с обязательным участием самого осужденного, других заинтересованных в его судьбе лиц.

Организационно-исполнительская – обучение-инструктаж, консультирование, организация конкретных действий, помощь, поддержка, стимулирование, коррекция, организация общения, общественно полезных видов деятельности, обеспечение взаимодействия осужденных, специалистов, координация сотрудничества, контроль и оценка результативности отдельных действий и этапов работы.

Следовательно, социальная работа с осужденными как вид деятельности должна соответствовать таким признакам, как аналитико-прогностический, активно-преобразующий, воспитательно-формирующий, психологически развивающий, превентивный (при необходимости – коррекционный), реабилитационно-ресоциализирующий характер.

Теоретические основы социальной работы с осужденными отражают современный уровень научно-практического познания этого сложного феномена. В дальнейшем они несомненно будут изучаться, учитываться, дополняться.

1.3 Объект и субъект социальной работы в уголовно-исполнительной системе

Объектом социальной работы являются люди, которые оказываются в сложной жизненной ситуации и не способны самостоятельно разрешить возникшие перед ними проблемы по социальной адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности. Это могут быть и инвалиды, и пенсионеры, и лица, не имеющие жилья и, соответственно, прописки, подвергшиеся насилию и переживающие посттравматический синдром и т.д.

В теории социальной работы принято различать добровольных и недобровольных клиентов. Первые или сами инициируют оказание им социальной помощи, или не возражают против нее со стороны специалистов по социальной работе. Недобровольные же клиенты выступают против вмешательства в их личную жизнь, считая, что никакая помощь со стороны общества им не нужна, поскольку это делает их зависимыми, слабыми, угнетаемыми и т.д. Как правило, это лица, ведущие асоциальный образ жизни (алкоголики, наркоманы, преступники т.п.), по отношению к которым общество вынуждено применять определенные, иногда достаточно жесткие санкции социальной защиты от их негативного влияния.

Следует разделять понятия «объект» и «клиент» социальной работы. Под объектом принято понимать то, на что направлено внимание и деятельность социального работника, те индивиды и группы людей, которые сами могут не инициировать оказание им социальной помощи и поддержки, но объективно нуждаются в ней. Понятие «клиент» означает, что те или иные индивиды, группы сами обращаются к специалистам по социальной работе, в социальные службы с просьбой оказать им какое-либо содействие в разрешении т рудной жизненной ситуации.

Понятие же недобровольный клиент, скорее всего, возникло в организациях (типа наркологических клиник, венерологических диспансеров, исправительных учреждений), в которых социальных работников обязывают «обслуживать» лиц, представляющих объективную опасность для общества (венерические инфекции, распространение ВИЧ-инфекции, совершение новых преступлений и т.п.), соблюдая при этом их права и законные интересы.

Если вспомнить, что под объектом социальной работы мы понимаем лиц, попавших в сложную жизненную ситуацию и не способных ее самостоятельно разрешить, то практически большинство осужденных можно отнести к таким лицам, поскольку попадание из условий свободы в новую микросреду исправительного учреждения является уже «сложной жизненной ситуацией». Разве только рецидивисты, неоднократно отбывавшее наказание в виде лишения свободы, не испытывают дезадаптационного синдрома при попадание в следственных изолятор и исправительную колонию. Всем же остальным требуется пройти сложный начальный период социальной адаптации к условиям исполнения наказания.

Уголовно-правовая составляющая социального паспорта осужденных говорит об их высоком и постоянно растущем уровне криминальной пораженности. Так, при общем снижении численности осужденных в исправительных колониях с 756,7 тыс. в 2000 году до 721, 1 тыс. (35,6 тыс. или 9,5%) на начало 2003 года, значительно и стабильно увеличивается доля лиц, отбывающих наказание за убийства (с 92,7 до 103,8 тыс., то есть рост составляет 11,1 тыс. или 8,9%); грабеж и разбой (11,7 тыс. или 9,3%). Следовательно, в исправительных колониях происходит концентрация наиболее опасных преступников.

Значительна социально-правовая и психическая деформация, педагогическая запущенность: 13,1 % осужденных – хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы, венерические больные. До 40 процентов имеют психические отклонения и даже заболевания в пределах вменяемости. Снижается образовательный уровень осужденных, особенно молодых людей.

Одна из наиболее социально-незащищенных категорий осужденных инвалиды. Рассмотрим функции социальных работников по оказанию помощи данной категории осужденных. По статистическим данным в учреждениях уголовно-исполнительной системы отбывают наказание около 22 000 инвалидов, из которых 54,7 % имеют инвалидность 1 и 2 групп, 48 000 осужденных старше 55 лет, из них 17,3 % пенсионного возраста. Исполнение наказания в отношении осужденных с инвалидностью и осужденных достигших пенсионного возраста имеет свои особенности обусловленные необходимостью учета состояния их здоровья и физических возможностей, социального положения в обществе. Исправительно-трудовым законодательством для них предусмотрены особые условия, льготы, направление инвалидов по их просьбе в дома инвалидов и престарелых.

Социальные работники должны способствовать получению инвалидами всех отмеченных льгот предоставляемых действующим законодательством. Известно также, что большое число инвалидов (71,7 %) имеют хронические заболевания или часто болеют, 56,6 % из них испытывают затруднения в бытовом обслуживании, а 8,2 % не могут обойтись без посторонней помощи. Однако ни состояние здоровья инвалидов, ни наличие у них хронических заболеваний фактически не учитывается при организации исполнения наказания. Очень низка эффективность системы профессиональной реабилитации инвалидов, тогда как инвалиды в большей степени чем здоровые осужденные нуждаются в специальных программах реабилитации.

Подавляющее большинство осужденных инвалидов не только социально дезадаптированы, но и лишены социальных связей. В отношении 37,8 % осужденных медицинское заключение об инвалидности было сделано в местах лишения свободы, имеющие право на пенсию вынуждены вновь проходить комиссии, собирать справки на это уходит несколько месяцев, и все это время не имея средств к существованию такие лица вынуждены жить либо на иждивении родственников либо попрошайничать. Поэтому в местах лишения свободы для инвалидов должны быть созданы особые условия для обеспечения социальной защиты. Создавать и контролировать выполнение этих условий должен именно социальный работник, он также должен определять объем и структуру реабилитационных мероприятий на основании проводимой совместно с врачами медико-социальной комиссии.

Большой процент в пенитенциарной системе также и ВИЧ-инфекцированных, что говорит о необходимости развития медико-социальной службы.

Рис.2 Больные туберкулезом на 100 заключенных и ВИЧ-инфицированные на 1000 заключенных в 1995 – 2005 гг.

Таким образом, личность конкретного осужденного, общности осужденных (группы, коллективы, бригады, классы, отряды) как носители социальных проблем и их среда – основные объекты пенитенциарной социальной работы. Тройственность объекта социальной работы в пенитенциарных учреждениях предполагает глубокие внутренние взаимосвязи личности, общностей и среды осужденных. Они характеризуются спецификой, высокой степенью сложности, большим негативным и незначительным позитивным потенциалом для успешного самостоятельного разрешения собственных социальных и облегчения положения, сложившегося в период отбывания наказания.