Смекни!
smekni.com

Характеристика семьи и ее основных проблем (стр. 2 из 2)

Увеличение числа одиночек. В Париже зарегистрировано больше холостяцких семей (один взрослый), чем супружеских пар. Старение населения приводит к увеличению количества вдовцов и особенно вдов. Растет число молодых людей, живущих в одиночестве, и женщин, которые должны хотят одни воспитывать детей. Общественное содействие и предоставление различных пособий на малолетних детей позволяет жить одному или в одиночку воспитывать детей.

Снижение детности семей. В ФРГ треть населения брачного возраста (25–55 лет) не замужем и не женаты. Из оставшихся двух третей в свою очередь треть бездетны. Из остальных подавляющее большинство — однодетные семьи. Формируется культура бездетности. Растет число тех, кто осознанно выбирает “бездетный” образ жизни. Наблюдается массовый сдвиг от семей, “сосредоточенных на детях”, к семьям, “сосредоточенным на взрослых”.

Таким образом, существование семьи оказывается под вопросом. Исчезают отдельные элементы семьи и соединяющие их связи. В соответствии со структурой семьи подвопросами, конституирующими семейный вопрос, стали женский, детский и мужской вопросы /6, с.8/.

2.2 Порнократия

Замужняя женщина не желает уже более иметь детей. Незамужняя - не хочет более брака. Причина в том, что мужчина стоит дороже, чем он зарабатывает. В своем трактате «Порнократия, или женщины в настоящее время» знаменитый французский анархист П.Ж. Прудон высказал ряд мыслей, касающихся современного ему брака и возможного устройства семейной жизни. Порнократией он называл господство всеобщей изнеженности, поголовное сладострастие. Возвращаются к любви, переменчивой и сладострастной. Союзы становятся временными и длятся недолго. Наступает конец обществу.

Прудон убежден, что нужно восстановить брак, иначе обществу угрожает смерть. Брак составляет основу общества; он дает свободу. Социальный прогресс, писал Прудон, отнюдь не на стороне свободной любви. Моногамный брак — высшее достижение человечества, пришедшее на смену промискуитету, полигамии и конкубинату. Прудон определяет брак как союз силы и красоты. «Соединяясь узами брака при условии взаимной преданности и самоотвержения, мужчина и женщина, каждый в свою очередь, отдаются первый - культу красоты, олицетворяемого его женой, вторая же - кульут силы в лице ее мужа, оба - развитию силы и красоты в своих детях». на коренное различие в качествах между полами опирается закон преданности и самоотвержения: «Преданность за преданность — таковы должны быть результаты взаимного притяжения силы и красоты; таков, в конце концов, должен быть супружеский союз - союз возвышенный, святой, по образцу которого будут позднее заключаться все рыцарские союзы». В силу возрастающей дифференциации все неразрывнее будет становиться их связь, интегрирующая в неделимое целое моногамную семью /6, с.9 – 10/.

2.3 Брачное, бракоразводное и самосохранительное поведение

Брачное поведение состоит как бы из трех частей: чаще всего под ним понимают систему действий и отношений, ведущих к заключению брака (брачный выбор); второй вид – собственно супружеское поведение, которое относится к мужчинам и женщинам, вступившим в брак и ставшим родителями; наконец, третья часть – это такая характеристика конфликтности супружеского поведения, которая ведет к разводу или разъединению. Движущей силой брачного поведения становится потребность в браке и брачном партнере, и доминирование последней над первой означает снижение ценности брака и супружества, поскольку усиливается ценность партнерства или партнерского сожительства.

С другой стороны, при исследовании обстоятельств, ведущих к разводу, отмеченная выше особенность имеет прямое отношение к усилению тенденции к прекращению брака из-за ослабления установок на продление супружества. В условиях кризисного падения ценности семейного образа жизни все беды брака и семьи чисто психологически и в силу природы межличностного общения начинают восприниматься сквозь призму свойств и черт другого супруга. Неустойчивость семьи как института ощущается в появлении ряда проблем семьи, но успех решения их ставится в зависимость от индивидуальных качеств партнера. Институт семьи не находит поддержки среди социальных институтов, поэтому растут разводы, но на уровне разводящихся супругов это продуцирует массовость ссылок на несходство характеров.

В социологии самосохранительное поведение определяется как система действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полного жизненного цикла, на продление срока жизни в пределах этого цикла. В основу изучения индивидуального поведения, опосредующего жизнь и смерть, здоровье и продолжительность жизни, А.И. Антоновым была положена концепция диспозиционной регуляции социального поведения. В общих чертах казалось ясным, что конечные результаты, связанные с сохранением здоровья и жизни членов семьи, обусловлены (разумеется, при прочих равных условиях) состоянием семейных отношений и спецификой определения ситуаций образа жизни.

При исследовании ориентации на сроки жизни трудно оценить их действенность, так как в принципе нельзя до смерти индивида определить степень реализации этих ориентации по главному результату самосохранительного поведения – продолжительности жизни. Конечно, по числу уже прожитых лет можно судить об этом, так сказать, ретроспективно, но для этого в выборке следует представить все необходимые для анализа возрастные группы (что увеличивает объем выборки и трудоемкость исследования).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начиная с исследований Бахофена, Мак-Леннана, Моргана, Конта, Дюркгейма и кончая Вебером, классическая социология трактует семью как историческую категорию, подверженную структурным и функциональным изменениям.

Контовская социология рассматривала семью как универсальный социологический элемент. Общество образуется из совокупности семей. Важнейшая функция семьи – обеспечение преемственности поколений. Продолжая позитивистские идеи Конта, Дюркгейм включает семью в универсальный природный порядок. Велика роль семьи в системе общественной солидарности. Аномия наносит огромный ущерб внутрисемейной солидарности и грозит нарушением целостности института семьи. Методология Вебера, определившая типы социального действия, серьезно углубила представление о внутрисемейном взаимодействии. В классической социологии основательно разработан вопрос о месте семьи в общественном разделении труда.

Важнейшие функции семьи: демографическая (воспроизводство населения), экономическая, социальная, культурная и др. Общество и государство заинтересованы в благополучии семьи, они выполняют совместную деятельность, взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Проанализировав феномен семьи на современном этапе можно наблюдать острые социальные проблемы семьи, выражающиеся в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Решая социальные проблемы семьи, материнства и детства, социальный работник должен не только помогать семье пережить трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной семейной политики, но и научить семьи самопомощи и взаимопомощи, которые дают больший эффект, чем самые щедрые пособия. Нужно помнить, что морально всегда лучше собственный заработок, чем социальное иждивение. Программа развития малого и среднего семейного бизнеса, помощь муниципальных органов в этом деле могут позволить многим семьям России обеспечить себе достойную жизнь.

Необходимо помнить, что не социальный работник разрешает семейные социальные проблемы клиентов, а семья с помощью социального работника осознает свои проблемы и находит в себе силы их разрешать.

Акцент в работе с семьей, материнством и детством необходимо делать на том, что ребенок и семья должны восприниматься прежде всего не как объекты манипулятивного воздействия, а как субъекты социализирующего взаимодействия. Необходимо обеспечение сосредоточенности действий совместно государственными и негосударственными структурами, на развитие способности семьи к воссозданию и укреплению, а детей – к формированию полноценной, самостоятельной личности и в дальнейшем к самореализации.

Кризис семьи является ценностным кризисом, кризисом ценностей семейного образа жизни: ослаблением мотивов брака, откладыванием браков, увеличением возраста вступления в брак, ростом сожительств и разводов, сокращением периода деторождения и семейного цикла в целом, массовым распространением малодетности и социальной патологии, связанной с ухудшением семейной социализации новых поколений.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Антонов А.И. Социология семьи: Учебник / А.И. Антонов. – 2-е изд., - М.: 2005. – 640 с.

2 Антонов А.И. Микросоциология семьи /А.И. Антонов. М.: 2005. – 368с.

3 Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. -192 с.

4 Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб. пособие /А.Р. Михеева. Новосибирск, 2001. 74 с.

5 Семейный Кодекс Российской Федерации от 8 декабря 1995 года // Консультант Плюс: Высшая школа – Осень 2007 (CD-ROM).

6 Тюгашев Е.А. Семьеведение: Учебное пособие /Е.А. Тюгашев. – Новосибирск, 2006. – 194 с.

7 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Холостова, д.и.н., проф. Сорвина. – М, 2004. – 427 с.

8 Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие /Е.М. Черняк. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. – 238 с.