Смекни!
smekni.com

Одиночество пожилых людей и социальная работа с ними (стр. 1 из 6)

Содержание

Введение

Глава I. Характеристика одиночества как социальной проблемы

1.1 Одиночество: виды и причины

1.2 Одиночество пожилых людей как социальная проблема

Глава II. Социализация личности и проблемы одиночества

2.1 Социальный статус пожилого человека

2.2 Социальная работа и социальная политика в отношении пожилых

Заключение

Список литературы


Введение

Одиночество - одна из наиболее частых причин обращения к психологу, психотерапевту, психоаналитику - явление столь неоднородное и многозначное, что достойно оказаться предметом исследований отдельного научного учреждения! Даже в жизни одного и того же человека одиночество может оборачиваться разными ликами, высвечивая разнообразные грани и смыслы: от младенческого состояния покинутости и чувства отверженности у подростка до возвышенных состояний удаления от людей (мира) у отшельника и творческой самоизоляции художника. Быть одному и быть одиноким - другое различение и другие переживания: потребность иногда остаться наедине с собой диалектически противостоит потребности в близости с другими, гармоническое их сочетание оказывается не простой задачей, требующей искусного построения как своей душевной жизни, так и отношений с окружающими людьми.

Проблематика одиночества, в основном, сосредоточена в тех случаях, когда человек обнаруживает свою жизнь неполной, недостаточной, неполноценной без другого, значимого лица.

Адекватным способом разрешить эти затруднения являются не механические попытки приложить желаемые характеристики партнера и отношений то к одному, то к другому кандидату, а последовательная проработка неэффективных механизмов социального выбора и формирования привязанности.

Предмет данного исследования - изучение проблемы одиночества пожилых людей, а также изучение возможностей социальной работы в этом направлении.

Объект исследования – пожилые люди, их социальное положение и эмоциональное состояние.

Итак, цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть сущность проблемы одиночества людей пожилого возраста и определить возможности социальной работы в этом направлении. Исходя из названной цели работы, были сформулированы следующие задачи:

- провести теоретический анализ существующих взглядов на социальную проблему одиночества пожилых людей;

- проанализировать возможности социальной работы по решению проблемы одиночества людей пожилого возраста;

- дать характеристику одиночества, как одной из острых социальных проблем пожилых людей.

Гипотеза настоящего исследования заключается в следующем. Во-первых, проблема одиночества у людей пожилого возраста будет занимать одно из первых мест в рейтинге волнующих их вопросов. Во-вторых, процент пожилых людей, чувствующих себя одинокими, которые в действительности не имеют близких, будет больше, чем процент пожилых людей, имеющих родственников. В-третьих, проблема одиночества пожилых напрямую связана с образом жизни, который они ведут, а именно: люди, которые разнообразно проводят свой досуг и имеют широкий круг общения в меньшей степени ощущают себя одинокими, чем те, у которых ограничена социальная сфера.


Глава I. Характеристика одиночества как социальной проблемы

1.1 Одиночество: Виды и причины

Одиночество воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание.

Одна из самых отличительных черт одиночества - это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно всеохватывающе. В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак моей самости; оно сообщает мне, кто я такой в этой жизни. Одиночество - особая форма самовосприятия, острая форма самосознания. Не обязательно абсолютно полно и точно понимать все свои состояния, однако одиночество требует к себе самого серьезного внимания.

В процессе обыденной жизни мы воспринимаем себя лишь в определенном отношении к окружающему миру. Мы переживаем свое состояние в контексте сложной и обширной сети взаимосвязей. Возникновение одиночества говорит нам о нарушениях в этой сети. Часто одиночество появляется в форме потребности быть включенным в какую-то группу или желательность этого или потребности просто быть в контакте с кем-либо. Основополагающим моментом в таких случаях выступает осознание отсутствия чего-то, чувство потери и крушения. Это может быть осознание своей исключительности и неприятия тебя другими. С точки зрения экзистенциальной феноменологии (которая очень уместна в данном случае) одиночество грозит расколоть или даже разорвать интенциональную структуру личности, особенно в интерсубъектной области. Выражаясь менее научно, одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности.

Учитывая сказанное, можно предложить следующее определение одиночества. Одиночество - это переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания, и показывающее раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности. Расстройство, которое вызывает данное переживание, часто побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой болезни, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное.

Главная задача экзистенциальной феноменологии У. Садлера - разъяснить природу этих возможностей для того, чтобы обозначить рамки, в пределах которых возникают переживания. В итоге жизненный мир личности ориентирован на реализацию четырех определенных экзистенциальных возможностей:

1) уникальность судьбы индивида, актуализация врожденного "Я" и его предельной многозначности;

2) традиция и культура личности, которые дают ей многие ценности и идеи и которые она использует для интерпретации своих переживаний и определения своего существования;

3) социальное окружение индивида, формирующее поле организационных отношений с другими людьми и те сферы, где возникает понятие участия в группе и ролевой функции личности;

4) восприятие других людей, с которыми человек может установить отношения "Я - Ты", отношения, которые могут развернуться в двойную реальность человеческого "Мы". В соответствии с четырьмя возможными направлениями, присущими развитию и распространению вовне личностного мира, измерения одиночества также четырехчленны и их можно обозначить как космическое, культурное, социальное и межличностное измерения.[1]

Одиночество и самооценка

Характерной особенностью человека является желание понять самого себя и дать осмысленное объяснение своему опыту. Самооценка - процесс самопознания и критического самосознания - выступает важным компонентом в опыте одиночества.

Когнитивная оценка: осознание и определение одиночества.

Зачастую мы затрудняемся дать точное определение субъективным переживаниям (Gordon, 1981; Pennebaker, 1980), установить, действительно ли человек одинок, или отличить одиночество от других психологических состояний. Определение собственного одиночества - результат длительного когнитивного процесса, в ходе которого мы осознаем или наделяем смыслом наши уникальные личные переживания и обобщаем их в целостную категорию или концепцию.

Самодиагноз одиночества.

К выводу "Я одинок" люди обычно приходят с помощью аффективных (эмоциональных), поведенческих (бихевиористских) и когнитивных доказательств. Аффективные признаки одиночества нередко бывают размытыми. Одиночество - это тяжелое эмоциональное переживание: глубоко одинокие люди очень несчастны. Однако одних лишь аффективных переживаний явно недостаточно для определения такого неприятного чувства, как одиночество. Не существует какого-либо уникального набора эмоций, ассоциируемого с одиночеством. Рубинстайн и Шейвер, например, выявили четыре различные группы эмоций, связанные с одиночеством. Хотя переживание негативных эмоций и наталкивает людей на мысль о том, что "что-то не в порядке" в их жизни, оно не приводит непосредственно к самодиагнозу именно одиночества, а не какого-либо другого состояния - депрессии, переутомления или физического недомогания.

Бихевиористские доказательства подобно аффективным способствуют самодиагнозу одиночества, хотя, по всей вероятности, не исчерпывают такого диагноза. Люди, как правило, используют целый ряд поведенческих характеристик для идентификации одиночества, включая низкий уровень социальных контактов, прекращение (разрыв) установившихся связей, или же неудовлетворительные образцы социального взаимодействия. Однако уединение не обязательно связано с одиночеством; люди могут быть счастливы в затворничестве. Если же человек чувствует себя несчастным оттого, что он все время оказывается один, то в этом случае наиболее вероятным диагнозом может быть одиночество.2[2]

Вряд ли люди будут считать себя одинокими, если у них нет когнитивных объяснений этого состояния. Когнитивные индикаторы одиночества, очевидно, выводятся из представления об определенном типе социальных отношений, недостающих в настоящий момент. Общественное сознание отражает потребность в как можно более частом и более тесном взаимодействии человека и общества, а также представление о том, что совершенствование социальных отношений способно облегчить страдания отдельного человека.

Люди определяют состояние одиночества в зависимости от целого комплекса чувств, поступков и мыслей - а не по одной-единственной доминирующей характеристике.

Причинные атрибуты одиночества.

Суждения о неполноценности нашей социальной жизни и о том, что мы страдаем от одиночества, редко бывают итогом самооценки. Одинокие люди тоже хотят объяснить причины своего несчастья. Выявление причин одиночества помогает осмыслить это бедственное положение и является первым шагом к разрешению проблемы. Особенно важным вопросом для одиноких людей может быть самообвинение - виноват ли я сам в том, что одинок?