Смекни!
smekni.com

Отношение к нищим в средневековой Европе (стр. 2 из 2)

Идеализация бедности стала одной из составляющих социальной программы христианской церкви, что, к примеру, ярко проявилось в проповеднической деятельности францисканского проповедника Бертольда Регенбургского (1250-1270-е гг.).

На восклицание своего вымышленного собеседника: «Увы, брат Бертольд, я вижу, что многие живут в великом грехе и все у них благополучно и вдосталь всего, касающегося их телесных нужд, и напротив, много есть добрых людей, кои не творят грехов, но дела их плохи, и они голодают, жаждут и мерзнут, во всем испытывая нужду», — проповедник заявляет: «На самом деле этим благополучным дурно; намного лучше тем, кто живет в страдании, но безгрешно».[5]

Такая позиция становилась своеобразной основой для развития отшельничества и появления так называемых «нищенских» монашеских орденов.

Наибольшее влияние приобрели проповеди добровольной нищеты, изложенные в «Правилах жизни» знаменитым проповедником Франциском Ассизским (1182-1226). Понимая, какой популярностью среди бедняков пользуется проповедь нищеты, папа Иннокентий III, одобрил мысль о создании специального монашеского ордена францисканцев.

Возвращение к идеалам ранней христианской церкви, ещё не располагавшей никаким имуществом, проповедуемое Франциском Ассизским, резкая критика жадности, корысти и сребролюбия духовенства, раздача милостыни нищим и содержание убогих при монастырях снискали ордену францисканцев широкую популярность в народе. Вскоре после смерти, в 1228г., Франциск был канонизирован

Движение блюстителей идеалов нищенства, так называемых спиритуалов, приняло массовый характер во второй половине XIIIв. Волна благочестивого нищенства, приняла настолько массовый характер, что папа Бонифаций VIII разослал всем епископам приказ заставить нищенствующих бродяг или отшельников либо изменить свой образ жизни, либо вступить в какой-нибудь признанный монашеский орден.

Таким образом, желание искупить грехи обретало самые различные формы – от идеализации бедности до добровольного нищенства. Под необходимость искупления грехов подводилась и своеобразная идеологическая основа.


Заключение

Профессиональными нищими в средние века становились изгнанные из обществ, отверженные изгои. Это и бродяги и люди, имеющие физические недостатки, и чужестранцы. Профессиональными нищими становились и разорившиеся ремесленники, крестьяне, женщины и дети, оставшиеся без кормильца и т.д.

Отношение к нищим на протяжении средних веков менялось. Сначала оно было терпимым. Церковь поощряла нищенство и нищелюбцев. Нищенство не осознавалось как социальная проблема. В нищих видели спасителей богатых.

Идеализация бедности стала одной из составляющих социальной программы христианской церкви, что способствовало созданию «нищенских» монашеских орденов.

Однако, примерно с 1450 – х. гг. терпимость к нищенству в обществе уменьшается. Победа протестантизма над католичеством в Англии и Нидерландах приводит к тому, что нищенство перестаёт быть уважаемым занятием. Протестантизм проповедует не спасение через милостыню, а спасение через честный труд.

Кроме того, изменяются экономические условия. Люди, желающие работать, становятся в состоянии прокормить себя. Нищими становятся, в основном, люди не желающие работать, занимающиеся разбоем, бродяги ни отделяются резкой гранью от добропорядочного общества.


Список литературы

1. Гуревич Л.Я. Средневековый мир: культы безмолвствующего большинства. М., 1996.

2. История средних веков / Под ред. М. Нерсесяна. М., 1999.

3. .Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы. М., 2002

4. Ле Гофф ле. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.


[1] См.: История средних веков / Под ред. М. Нерсесяна. М., 1999. С.126

[2] Цит по: Ле Гофф ле. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С.82

[3] Цит. по: Там же. С. 86.

[4] См.: Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы. М., 2002. С. 99.

[5] Цит. по: Гуревич Л.Я. Средневековый мир: культы безмолвствующего большинства. М., 1996. С.42