Смекни!
smekni.com

Современное состояние организации социальной работы с военнослужащими и их семьями (стр. 7 из 9)

Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.

«К сожалению, в истории нашей страны достаточно много «странных» войн и конфликтов. Кроме того, целый ряд действий представителей Вооруженных Сил не получил общественного признания, а их участники, рисковавшие жизнью и утратившие здоровье, не имеют должного социального обеспечения – например, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Это серьезная социальная проблема, и ее решение может быть только комплексным: принятие социальных мер, использование всех видов реабилитации лиц, пострадавших в ходе воинской службы, развитие протезных служб, формирование доступной среды для инвалидов, организация психологической поддержки, изменение отношения общества к лицам, которые выполняли свой долг перед государством и поэтому заслуживают помощи и поддержки"»[55, с.292].

Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка – нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.

Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат нередко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей.

Еще одна проблема семьи военнослужащего – малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.

Можно сделать вывод, что целью военно-социальной работы является гармонизация взаимодействия человека и социальной военной среды, конкретного воинского социума. Принципиально важным является акцентирование внимания специалистов военно-социальной работы на том факте, что не только сам человек как таковой, не только сама по себе социальная военная среда или конкретный воинский социум являются объектом и предметом этого вида социальной деятельности. Именно взаимосвязь человека и социальной военной среды обусловливает три основных особенности этики военно-социальной работы, а, следовательно, и потребности в соответствующих специалистах.

Первая задача - организация и осуществление воздействий на человека в целях его социализации в военной среде, обеспечение вхождения в конкретный воинский социум. Эта задача предполагает подготовку разнопрофильных кадров военно-социальных работников, специализирующихся на включении человека в воинский социум.

Вторая задача - совершенствование социальной военной среды (и, естественно, конкретного воинского социума) в интересах человека. Данная задача обусловливает подготовку разно­профильных военно-социальных работников, специализирующихся на преобразовании социальных отношений в воинском социуме.

Третья задача военно-социальной работы - оптимизация взаимодействия человека и социальной военной среды, того или иного воинского социума; она предполагает подготовку разно­профильных кадров военно-социальных работников, специализирующихся на гармонизации взаимодействия клиентов и социальной военной среды.

Характеризуя цель и задачи военно-социальной работы, необходимо отметить, что, во-первых, цель в некоторой степени совпадает с формулировкой третьей задачи (однако не отождествляется в силу различия сущности оптимизации и гармонизации). Такое совпадение обусловлено как триединством ее объекта, в качестве которого выступают конкретный человек и социальная военная среда, воинский социум, так и особой ролью их взаимодействия, т.е. сущностью самой военно-социальной работы.

Во-вторых, цель и задачи военно-социальной работы отражают ее педагогическую направленность, что характерно именно для российского опыта развития социальной работы в целом. Социально-педагогический компонент военно-социальной работы обусловливает необходимость формирования двух типов специалистов: социальных педагогов и социальных работников, между которыми имеются как общие черты, так и значительные различия.

В-третьих, задачи военно-социальной работы предопределяют недостаточность только практики социальной защиты отдельных категорий населения (дети, инвалиды, пожилые, люди в состоянии кризиса и пр.) и реализации отдельных видов социальной помощи (образовательной, медицинской, бытовой, психологической и д.). Это - ведомственный подход, ведущий к распылению сил и средств, дублированию усилий специалистов различного профиля и приводящий к тому, что обычный человек, находящийся в нормальном состоянии, выводится за рамки клиентов социальной работы, а ее службы начинают свою работу только тогда, когда он переходит в категорию проблемных лиц. Такой подход отражает ориентацию руководителей социальной работы на ее кризис-интервентную модель в ущерб моделям комплексного, профилактическою и превентивного характера.

Наконец, в-четвертых, мультипликаторный характер клиентов военно-социальной работы (военнослужащие; лица, уволенные в запас или отставку; члены их семей) в свою очередь способствует расширению объема цели и задач военно-социальной работы: она призвана обеспечить гармоничное взаимодействие человека не только с военной, но и с гражданской социальной средой за счет его реадаптации к ней, своевременного включения бывших военнослужащих и членов их семей в общегражданскую жизнь.


Заключение

Проанализировав динамику изменений социально-правовых основ регулирования статуса военнослужащих и его нынешнее состояние, приходим к следующим выводам:

1. Произошедшее в 2002 – 2005 годах определённое увеличение денежного довольствия военнослужащих в совокупности с одновременной отменой для них ряда льгот и преимуществ (в налоговой сфере, по проезду на общественном транспорте, по оплате жилья), с учётом ужесточения ответственности военнослужащих за административные правонарушения, не разрешило проблем повышения их социально-правового статуса.

2. Увеличение размеров должностных окладов военнослужащих до уровня соответствующих размеров должностных окладов соответствующих категорий федеральных государственных служащих принесло реальное увеличение доходов военнослужащих пока всего на уровень, адекватный годовому росту инфляции в Российской Федерации. Сегодня военнослужащие по-прежнему являются одной из наиболее социально незащищённых категорий граждан. Будучи ограниченными в ряде прав и свобод, они не должны ущемляться в реализации тех социальных льгот и преимуществ, которые традиционно им гарантировались ранее государством.

3. Особый правовой статус военнослужащих и специфический характер их деятельности, сопряженной с опасностью для жизни и здоровья, специальные требования и условия прохождения военной службы предполагают предоставление данной категории лиц (а в определенных случаях – и членам их семей) повышенных социальных гарантий.

4. Практика временного приостановления федеральными законами действия льгот для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, установленных Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также осуществлённая с 1 января 2005 года замена льгот прямого действия на социальные гарантии привели к фактическому сужению гарантированных законом прав и преимуществ военнослужащих и членов их семей.

5. В целях усиления социальной защиты военнослужащих на законодательном уровне целесообразно ввести запрет на приостановление другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав и социальных гарантий военнослужащим.

6. В законодательстве Российской Федерации также следует предусмотреть норму, устанавливающую, что правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих, могут быть отменены или снижены федеральными законами только путём замены соответствующими компенсационными мерами материального и иных видов обеспечения.

7. В целях исключения существенного различия в доходах военнослужащих, проходящих службу в центральном аппарате Минобороны России и в войсках, действие Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 1258 «Вопросы денежного довольствия военнослужащих» целесообразно распространить на всех военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Переход страны на новые экономические основы, развитие рыночных отношений в обществе, с одной стороны, и преобразование Вооруженных Сил, осуществляемое в этих сложных социально-экономических условиях, с другой, обусловливают значительный рост напряженности в обществе и армии. Резко обострились социальные проблемы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Складывающаяся ситуация требует разработки и реализации ряда радикальных мер по: изменению социального статуса военнослужащих и членов их семей, закрепленного в законодательном порядке; по приоритетному развитию социальной работы с ними в закрытом воинском социуме; по поиску и использованию потенциала не только государственной и ведомственной социальной политики в отношении этой специфической группы населения, но и нетрадиционных форм оказания социальной помощи членам семьи военнослужащего.