Смекни!
smekni.com

Тенденции современной конфессиональной ситуации в Республике Беларусь (стр. 3 из 7)

– антисоциальная направленность вероучения (требование разрыва с семьей и близкими, уход с места учебы или работы, безвозмездный и изнурительный труд на благо общины и т.п.);

– претензии на исключительность, богоизбранность. С распространением нетрадиционных религиозных учений появляется новая характеристика религиозности

– квазирелигиозное сознание, которое способствует распространению лженаучных идей и новых "стандартов объективности". Содержание такого сознания формируется на базе так называемых паранаук, оккультных и спиритических схем, мистицизма и т.п. Такой "коктейль" сторонники неокультов выдают за реальную и действенную альтернативу существующих путей познания и преобразования мира и человека. Число адептов нетрадиционных религий не велико, но сама тенденция их появления и распространения не может не вызывать тревоги. В-пятых, как с формальной, так и с сущностной стороны религиозные процессы в Беларуси можно охарактеризовать как составляющие одной из двух тенденций – возрожденческой и экспансионистской. В рамках первой идут процессы возрождения традиционных религиозных основ нашего общества и культуры; здесь налицо ситуация обращения к исторически сложившимся в нашем регионе образцам духовности как базе современного нормативно-ценностного порядка. Суть второй тенденции – внедрение в нашу культуру новых религиозных образцов путём активного (и часто агрессивного) миссионерства. В-шестых, конфессиональная пестрота в Беларуси имеет достаточно ярко выраженную национально-этническую окраску – заметными элементами национальной конфессиональной структуры являются поляки-католики, немцы-лютеране, русские-староверы, татары-мусульмане [8, с.115].

Современная Республика Беларусь обладает достаточно полным и разнообразным спектром религиозных общин – от православия до кришнаитов и бахаи. Но при этом христианские общины преобладают по численности. Исходя из анализа проблемной ситуации, возникшей в Беларуси в связи с существенным изменением в последние годы уровня и характера религиозности, усилением общественного влияния религии и церкви и настоятельно требующей разработки концептуальной основы долговременной государственной политики по отношению к верующим и религиозным культам Институт социологии Национальной Академии наук Беларуси по заданию Госкомитета СМ Беларуси по делам религий и национальностей осуществил (1998 год) комплексное репрезентативное социологическое исследование. Цель – определить основные тенденции и направленность изменений религиозной ситуации в Беларуси и на этой основе выработать концепцию взаимоотношений государства и религиозных организаций в различных сферах жизни [15, с.34].В исследованиях приводятся следующие данные, накануне распада СССР неверующие составляли 65 %, с середины 1998 года неверующих было в два раза меньше, а именно 25,4 % . Эти исследования дают и другие цифры: в настоящее время в республике признают себя религиозными людьми 37,5 % опрошенных, а еще примерно столько же (37,1%) затрудняются точно определить являются они религиозными людьми или нет. Количество женщин верующих выше, чем количество мужчин (в процентном соотношении 54,5 % против 33,2 %). Число религиозных общин возросло с 1537 до 2256, то есть почти в полтора раза. Это означает, что более половины населения республики испытывает в той или иной мере влияние религии или, по крайней мере, считаются с таким влиянием как существенным фактором современного общественного развития [15, с.35].С середины 80–х годов в Республике Беларусь, наряду с существующими традиционными конфессиями, появились конфессии и движения нетрадиционной направленности – неоязычество. Неоязычество – нетрадиционные религии.Проблема неоязычества характерна для регионов, где на протяжении определенного исторического периода сложившаяся духовная традиция подвергалась трансформации, или подавлению. Неоязычество в Беларуси носит, в большей степени, характер социальных, а также духовных поисков и часто связано с политическими движениями. Оно оторвано от реального мира, характеризуется уходом в мистические сферы. Их идеи используются различного рода авантюристами и аферистами.В современном обществе Республики Беларусь возвращение к религии происходит в ситуации, когда несколько поколений людей не имели, в своем подавляющем большинстве, никаких связей с институциональной церковной организацией и христианской церковной идеологией. Даже посещение в советскую эпоху немногих открытых для богослужения храмов само по себе не включало человека в реальную церковную жизнь. Знакомило с религиозным мировоззрением в минимальной степени. В настоящее время разрушены старые идеологические механизмы, отрицающие роль и значение религии, активизировалась деятельность религиозных объединений, наблюдается их стремительный рост. Этот процесс продолжается и по сегодняшний день. По официальным данным на 1 января 1999 года в Республике Беларусь действовало 2427 религиозных организаций. В их состав входила 1081 религиозная община Белорусской православной церкви, 399 – римско–католической, 838 – протестантской, 36 – старообрядческой церкви, 21 – иудейской, 24 – мусульманской. По данным на 1 января 2000 года в нашей республике действовало 2548 религиозных организаций, относящихся к 26 зарегистрированным конфессиям, на 1 января 2001 года их количество составило2663 [28].За последние десятилетия религиозно-этническое самосознание народа Беларуси значительно возросло, а конфессиональный фактор стал играть заметную роль в общественно-политической жизни общества. Этому способствовала прежде всего демократизация общественной жизни. С религией стало связываться возрождение духовных устоев общества и национальных традиций.

Большинство религиозных организаций способствуют межконфессиональному взаимопониманию, сохранению традиций толерантности в обществе. Государственная политика направлена на поддержку традиционных конфессий, укрепление их материальной базы. Укрепление межконфессионального согласия в белорусском обществе – одна из приоритетных задач Аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей, который выполняет функции исследовательского и координационного центра, а также контролирующего органа. Закон Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях» который прошел международную экспертизу и был признан отвечающим международным стандартам. В настоящее время количество религиозных конфессий в Беларуси достигло 25. Основными, среди которых являются: православие, католицизм, и протестантизм.

Православие является древнейшей христианской конфессией, получившей распространение на территории белорусских земель. Первая православная епархия – Полоцкая – была основана в 992 году.

Одиннадцать православных епархий (Брестская, Минская, Полоцкая, Могилевская, Пинская, Гомельская, Гродненская, Новогрудская, Витебская, Туровская, Бобруйская) входят в состав основанного в 1989 году Белорусского экзархата Русской православной церкви. Другое официальное название Белорусского экзархата – Белорусская православная церковь [17, с. 34].

Среди православных явно преобладают представители коренной нации — белорусы. Процесс возрождения православной церкви начался с конца 1980-х гг. В 1989 г. были возрождены Полоцкая, Могилевская и Пинская епархии, в 1990 г. восстановлена Гомельская и основана Брестская епархиальные кафедры, в 1991 г. основаны Новогрудская и Гродненская, в 1992 г. — Туровская и Витебская кафедры. Вместе с Минской все 10 епархий входят в состав основанного в 1990 г. Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви. Руководство ею осуществляет Синод во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом — Патриаршим Экзархом всея Беларуси. В 2004 г. была создана Бобруйская епархия. На 01.01.2006 г. в Беларуси действовало 1349 религиозных общин, 1159 православных церквей, 188 находились в стадии строительства. В 1990-х гг. начался процесс возрождения монастырей, число которых к началу 2006 г. составило 26. К этому времени в организациях Белорусской Православной Церкви насчитывалось 1289 священников (в 1988 г. их было 399). Для подготовки кадров священнослужителей с 1989 г. на базе Жировичского Свято-Успенского мужского монастыря действует Минская духовная православная семинария. С 1995 г. начала работу Минская духовная академия. В епархиях действуют также Минское, Витебское и Слонимское духовные училища. Курсы катехизаторов созданы в Минской, Гомельской, Гродненской и Могилевской епархиях. В Минске действуют школа звонарей и иконописная школа. При храмах Белорусской Православной Церкви действует более 400 воскресных школ [37]. На 1 января 2009 года зарегистрировано 1473 общины православной церкви.

В 1988 г. в Беларуси были зарегистрированы 22 общины русских старообрядцев, на 01.01.2009 г. — 32 общины, 18 из них сосредоточены в Витебской области.

Римско-католическая церковь относится к числу традиционных религий в Беларуси. Католицизм начал активно распространяться на землях Беларуси с конца 14 в. На 01.01.2006 г. было зарегистрировано 438 парафий, работали 427 католических храмов, возводились 45. Рост католических общин обусловил реорганизацию структуры управления Римско-католической церкви в Беларуси. В 1991 г. с благословления Папы в Беларуси были созданы 3 епархии — Гродненская, Пинская и Минско-Могилевская, в 1999 г. — Витебская. Руководителем римско-католической церкви в Беларуси Ватиканом назначен кардинал К. Свёнтэк. С целью подготовки собственных кадров в 1990 г. в Гродно открылась Высшая духовная католическая семинария с шестилетним сроком обучения. В сентябре 2001 г. в Пинске начала функционировать междиацезиальная духовная семинария имени Фомы Аквинского. Учитывая остроту проблемы кадров, право на религиозную деятельность на территории республики в 2006 г. получили 198 священнослужителей из Польши, Литвы, Германии, других стран. Многие католические храмы Беларуси возродили свою былую славу религиозных центров и мест паломничества. К ним относится, например, костел бернардинцев XVI в. в поселке Будслав Мядельского района Минской области, где находится чудотворная икона Божией Матери. В 1995 г. Папа Иоанн Павел II издал декрет о коронации Будславской, а также Брестской и Логишинской икон Божией Матери. Многие католические храмы Беларуси — центры не только религиозной, но и культурно-просветительской жизни. Одним из таких центров стал костел св. Сымона и Алены в Минске. При храме функционирует историческая библиотека имени А. Мицкевича, воскресная школа для детей и взрослых, молодежное общество «Свет жизни», организованы детский хор «Голос души», театр одного актера «Зніч» и «Анёл», студенческий молодежный театр. Костелом основан католический журнал «Вера и жизнь». Издательский центр печатает христианскую литературу на белорусском и польском языках. С 1995 г. действует католическое Христианское общество милосердия. По инициативе католиков Могилева с 1993 года в этом городе проводится международный фестиваль духовной (христианской) музыки «Магутны Божа». Его цель – возрождение и взаимообогащение музыкальной культуры народов Европы, объединение христиан различных конфессий. В фестивале принимают участие музыкальные коллективы из Украины, Польши, России, Германии, Франции и других стран [37]. На 01.01.2009г. зарегистрировано 467 общин католической церкви в Беларуси. (см.: Приложение 1)