Смекни!
smekni.com

Теоретические аспекты проблем социализации личности детей-сирот (стр. 3 из 7)

Поэтому именно педагогам государственных учреждений для детей-сирот приходиться решать задачу их подготовки к семейной жизни, и они должны обоснованно подходить к разработке воспитательных программ и созданию условий для их реализации.

Чтобы понять специфику подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной семейной жизни, необходимо, прежде всего, выявить роль семьи в этой подготовке, понять, чего лишен ребенок вне семьи, и могут ли государственные организации, взявшие на себя ответственность за этого ребенка, заменить это влияние.

По данным исследований, дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются рядом негативных особенностей, которые сопровождают развитие ребенка на всех возрастных стадиях от младенчества до взрослой жизни.

1.2.1 Дошкольный возраст

Для детей дошкольного возраста, как отличается в исследованиях ученых, доминирующей и подчас неудовлетворенной выступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых.

Стремление к сотрудничеству и к совместной деятельности со взрослыми у них недостаточно развиты. Мотивы, пробуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекает сам взрослый человек, дети охотно принимают обращения и предложения взрослых. И эти контакты, как правило, сводятся к поиску внимания и расположенности взрослых.

Особенно заметные отличия в развитии общения у воспитанников детского дома и детей, живущих в семье, проявляются в личностном общении, в основе которого лежит потребность во взаимопонимании и сопереживании. Это вызвано, главным образом, тем, что в детском доме по сравнению с семьей значительно меньше практика общения ребенка и взрослого: ребенок получает меньше личного внимания со стороны взрослых, воздействия которых в детском доме скорее адресованы группе детей, нежели отдельному ребенку. Для детского дома характерно наличие сменяющихся взрослых с разными типами поведения, тогда как в семье ребенку со стороны взрослых задается одна и та же программа поведения. Наконец, в детском доме значительно беднее эмоциональная насыщенность общения взрослого с ребенком. Следует также отличить и более регламентированный характер деятельности ребенка по сравнению с семьей.

1.2.2 Младший школьный возраст

У младших школьников, воспитанников учреждений интернатного типа, обнаружены специфические отклонения в развитии интеллектуальной и мотивационно - потребностной сфер психики. Они проявляются, в частности, в задержках развития внутреннего плана умственных действий, что приводит к нарастанию трудностей в усвоении учебного материала. У них не развита произвольность поведения, способность к саморегуляции, планированию своих действий. Их речь более бедна, они отстают в овладении навыками чтения, письма, счета, и др. Взросление ребенка вне семье приводит к эмоциональному недоразвитию, внутренней пустоте, поверхностности в отношениях с окружающими, к « обезличенности ». У ребенка формируется устойчиво низкая самооценка, неуважения к себе и окружающим, отрицательной образ самого себя и, в результате, - болезненные черты характера, недостойные, порочные стереотипы поведения. Для воспитанников младшего школьного возраста характерны ярко выраженные мотивы, непосредственно связанные с их повседневной деятельностью в детском доме, правил поведения в детском доме и в школе, тогда как у семейных детей этой возрастной группы мотивы их деятельности и общения значительно богаче и разнообразнее. Такая ограниченность и бедность мотивационной сферы связаны с условиями проживании детей в детском доме и их недостаточно полным общением с взрослыми. Особенно ярко это проявляется в различных конфликтных ситуациях: ситуациях запрета, столкновения интересов взрослого и ребенка, ребенка и коллектива воспитанников, обвинений со стороны сверстников, непонимания ребенка взрослыми и сверстниками и других.

1.2.3 Подростковый возраст

У подростков отклонения в развитии сказываются, прежде всего, на взаимоотношениях с окружающими. Складывающиеся деформации в развитии личности приводят к возникновению поверхностности чувств, бездуховности, жестокости, агрессивности и др. Они не могут найти деятельности, позволяющую реализовав свои потребности и интересы. Могут иметь место эмоциональные кризисы, которые сопровождаются тоской, иногда агрессивностью, чувством утраты смысла жизни, апатией, депрессивными состояниями. Как следствие подростки склонны к разного рода порокам, нарушениями дисциплины: нарушениям режима, воровству, бродяжничеству.

В подростковом возрасте эти причины вызывают определенные трудности в утверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «я».

К интеллектуальным, поведенческим, мотивационным характеристикам воспитанников детского дома прибавляются проблемы, связанные со здоровьем ребенка. Фактически здоровых детей в детских домах почти нет, дети имеют хронические заболевания, часто встречаются среди них инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуальная недостаточность - задержка психического развития ребенка, а также олигофрения. Для воспитанников детского дома характерны такие явления, как токсикомания, наркомания, расторможенность сексуальных влечений и др.

Серьезной проблемой является то, что для всех воспитанников независимо от возраста характерен повышенный дефицит общения со взрослыми. С другой стороны, они слабо нуждаются во внимании и доброжелательности взрослого, особом человеческом тепле, ласке, положительных эмоциональных контактах (прикосновении, поглаживании, объятиях). С другой стороны, эта потребность в общении не удовлетворяются: с годами уменьшается количество обращений детей к взрослым, постепенно ограничивается интимный личностный характер этих обращений, они становятся эмоционально беднее.

Глава II. Возникновение и развитие психологии и социологии малых групп

2.1 Понятие “малой группы” и ее основные отличительные черты

Психология и социология малой группы является сравнительно новой областью в системе социальных наук. Ее становление относится к 20—30-м годам нашего века. До этого времени она почти не разрабатывалась.

Французский ученый Лебон первый исследовал и описал психологию масс, к которым он относит коллективы и группы, хотя они значительно отличаются от массы. Главными признаками массы, по его мнению, являются преобладание эмоционального, нерационального поведения и особая внушаемость. Огромное множество людей населяет сравнительно небольшое пространство; мы живем, по мнению Лебона, в эпоху масс, где господствуют законы, которые нужно учитывать.

Большую роль в формировании теоретических основ современной психологии малых групп сыграли работы известных социологов и социальных психоло­гов Г. Тарда, Л. Визе, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, Ч. Кули, Ф. Тенниса, М. Вебера (конец XIX и нача­ло XX веков)[5].

В начале XX века поведение малых групп становится объектом социологического, психологического, антропологического и психиатрического исследований. В этих целях использовались естественные и специально подобранные группы в “исправительных” учреждениях, учебных заведениях и армии. Представители различных областей знаний интересуются поднятием состояния духа в группе, улучшением отношений между ее членами, групповым сознанием, стилем руководства и ролью лидера, взаимодействием между людьми в неофициальных группах и способами стимулирования групп.

В начале века известный американский социолог и социальный психолог Ч. Кули ввел термин “первичные группы” для обозначения групп, в которых преобладают личные связи между людьми, в отличие от безличных, формальных, или “вторичных”, групп. Он полагает, что первичная группа играет главную роль в определении характера и идеалов человека.

Работа 3. Фрейда “Психология масс и анализ человеческого „Я"” также оказала определенное влияние на ход социологических и социально-психологических исследований групп, в которых стали применяться методы, заимствованные из психиатрии.

В психологии и социологии даются самые различные определения малой группы. Д.Картрайт, А.Зандер и Т.Ньюком[6] указывают следующие критерии, позволяющие определить это понятие: 1) частота и продолжительность взаимодействия между индивидами в группе и 2) число составляющих ее членов. В этой связи сформулирована гипотеза: между числом, частотой и интенсивностью коммуникаций в группе, с одной стороны, и ее сплоченностью — с дру­гой, существует прямая связь; число и сила взаимных положительных и отрицательных выборов являются показателем для определения уровня качественной групповой характеристики, названной сплоченностью.

Ш. Бюлер[7] относит к типичным особенностям группы: 1) взаимоотношение и взаимовлияние между ее членами, без чего группа не существует; 2) известную определенность ролей, которые выполняют отдельные индивиды; 3) обособление лидеров, влияющих на мнение остальных; 4) определенную общую цель, деятельность и организацию; 5) существование у членов группы чувства “мы”, единства группы; 6) сплоченность, чья степень зависит, с одной стороны, от силы взаимного притяжения между ее членами, а с другой — от интереса, вызванного деятельностью в группе.

Большинство психологов и социологов считают, что группа представляет не просто собрание людей, а является функциональной единицей. Если семеро человек решают независимо друг от друга одну и ту же задачу, то это еще не группа. По мнению П. Р. Хофштеттера[8], представление о “синтетической группе” означает, что семь человек совместно ищут решение поставленной проблемы, что подразумевает совместную деятельность.