Смекни!
smekni.com

Социологические исследования в области семьи в России (стр. 5 из 13)

Не в силах искоренить разнообразные пережитки язычества, православие было вынуждено если не прямо освоить их, то смотреть на некоторые из них сквозь пальцы. В результате произошло взаимопроникновение языческих и христианских правил и норм брачного поведения.

Противоречие между языческой традицией и христианским подходом к определению сущности брака сформировало в сознании народа внутренний конфликт. Сущность данного конфликта заключалась в восприятии брака одновременно и как таинства, и как договора. Отсюда в современном сознании существует бинарное восприятие брака: «брак по любви» и «брак по расчету».

Советская эпоха наполнила понятие брака своим смысловым содержанием. Государство разрушило религиозную основу брака и лишило церковь ее монопольного права на регулирование сферы семейно-брачных отношений. Советское государство идеологически и законодательно пыталось поддерживать стабильность института брака. Брак по любви (в понятие любовь вкладывалось морально-нравственное содержание) стал нормой брачного поведения советских людей. Была сконструирована новая, «советская» ритуализация процедуры заключения брака. В 1944-1969 гг. процедура расторжения брака была относительно сложной: брак расторгался только в случае признания судом необходимости его прекращения, делам о разводе стала придаваться огласка.

В последнее десятилетие XX в. произошел новый трансформационный сдвиг в брачном поведении россиян. На фоне динамичного распространения в конце 80-х - середине 90-х годов нерегистрируемых сожительств и гражданских браков происходило быстрое снижение абсолютных и относительных показателей, характеризующих регистрацию браков, а также интенсивный рост показателей разводимости. В 1992 г. число разводов на 1000 браков впервые превысило 500.

Либеральные идеологические клише, которые стали доминировать в официальной идеологии в 1990 годы, ставят в центр всех социальных связей свободу личности и ее интересы. Сознание людей последовательно завоевывают идеалы индивидуализма, сексуальной свободы, экономической независимости. Семья и брак рассматриваются как препятствие к достижению индивидуальной свободы и независимости. Широкое распространение получает так называемый «гражданский брак», который подразумевает невмешательства институтов государства и церкви в межличностные отношения сексуальных партнеров, предоставляет личности большую свободу и меньшую ответственность.

Сегодня сама социальная ситуация служит катализатором к разводу. Процедура развода, которая закреплена в Семейном кодексе Российской Федерации, максимально облегчена, а Интернет пестрит объявлениями: «Хотите развестись? Сделаем это без Вашего участия!».

В середине 1990-х годов, когда показатели разводимости достигли своего первого пикового значения, была введена система брачного договора. В статье 40 Семейного кодекса РФ, принятого Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г., говорится, что «брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения».

С момента принятия нового Семейного кодекса РФ прошло более десяти лет. Брачный договор пока еще мало освоен россиянами на практике, но в сознании людей постепенно завоевывает свое место. Как показывают данные исследований, почти половина жителей Москвы (48%) воспринимают саму идею заключения брачного договора позитивно. Чаще она импонирует молодежи, особенно в возрасте 25-34 лет (76,1%), обеспеченным людям (76,2%). В большей степени предпочтение ей отдают мужчины, нежели женщины (53,7% и 44,7%, соответственно).

Особый интерес брачный контракт вызывает у тех, кто фактически имеет семью, но не зарегистрировал свои отношения по закону - среди респондентов, состоящих в гражданском браке, положительное отношение к брачному контракту выразили 86,4%. Это вдвое выше аналогичного показателя среди тех, кто уже официально женат/замужем (43,1%), и примерно в полтора раза выше, чем среди холостых и незамужних респондентов. Что касается людей, имеющих в своем жизненном багаже опыт развода, то среди них положительно к брачному контракту относятся 72%.

Другими словами, о возможности заключения брачного договора сегодня знают большинство жителей Москвы, для которых этот вопрос может быть актуальным, и в целом эта идея ими поддерживается. В то же время следует подчеркнуть, что столь высокие показатели информированности и лояльности к брачному договору, зафиксированные в ходе опроса, в значительной степени определяются его «столичным профилем».

Законодательное определение брачного договора явилось своеобразной реакцией государства на увеличение разводов в начале 1990-х годов. В условиях нестабильности института брака брачный договор - это своеобразный механизм демпфирования психологического состояния страха за свое имущество в результате развода.

Справедливости ради надо отметить, что наше законодательство не копирует западную систему брачного договора. В странах Северной Америки и Западной Европы брачный договор и брак - это по сути одно и то же. Брачный договор в этих странах помимо имущественных может содержать любые другие условия, например, условия о выборе места жительства супругов, времени рождения ребенка, воспитании детей и т.п. Напротив, российское право, начиная со средних веков и до настоящего времени, делает акцент исключительно на имущественный характер.

Вторая сторона семейной жизни, которая, по мнению опрошенных, также может являться предметом урегулирования в рамках брачного договора - дети. Среди тех, кто попытался определить сферы договорных отношений между супругами, 39,4% указали, что брачный договор должен предусматривать пункты, обеспечивающие права детей. Чаще других о необходимости внесения в договор этого пункта говорили респонденты, пережившие развод и на практике сталкивавшиеся с проблемой «раздела детей» (64,7%).

Остальные сферы семейных взаимоотношений в брачный договор «вписали» значительно меньшее число опрошенных, ответивших на вопрос о его возможном содержании: распределение обязанностей в семье - 7,5%; гарантии супружеской верности - 2,9%.

Тот интерес к брачному договору, который респонденты, особенно молодые, проявили в ходе опроса, носит на сегодняшний день чисто «теоретический» характер, применять эту форму отношений в реальной жизненной практике люди пока не спешат. Среди опрошенных москвичей только 1,6% заявили, что они имеют личный опыт заключения брачного договора. Большинство же по-прежнему склоняются к традиционным формам брачных отношений, не прибегали и не хотели бы впредь прибегать к договорным отношениям со своими супругами. Но постепенно брачный договор все же прокладывает себе дорогу на российском семейно-брачном пространстве. Уже сегодня число тех, кто выражает желание в перспективе заключить брачный договор, среди москвичей достигло 21,4%.

Таким образом, для уже сложившейся семейной жизни брачный договор выглядит пока неким неуместным «аккомпанементом», люди по-прежнему не стремятся рационализировать семейную сторону своей жизни и предупреждать возможные сложности и риски. К брачному же договору обращаются в основном как страховке на старте супружеских отношений и в случае предыдущего неудачного опыта.

В заключение дадим общую оценку социальным последствиям распространения системы брачного договора, его влияния на институт брака. Полагаем, что при всей своей, на первый взгляд, малозаметности введение системы «брачного договора» - знаковое явление, которое с течением времени будет оказывать все большее воздействие не только на семейно-брачное поведение, но и на сознание россиян. С введением брачного договора регенерируется легитимность брака как договора. Супруги в таком браке живут «рядом, но не вместе». Система брачного договора латентно закладывает в сознание человека установку на временность супружеских отношений, их непрочность и вымывает идею о том, что «только смерть может разлучить супругов».

3.2. Л.П. Богданова, А.С. Щукина

Гражданский брак в современной демографической ситуации

Изучение демографических процессов и прогнозирование их последствий должно составлять основу социально-демографического мониторинга, обеспечивающего базу для принятия управленческих решений на самых различных уровнях. Общие закономерности этих процессов, рассматриваемые в рамках теории демографического перехода, имеют свою специфику для каждой конкретной территории, что обусловлено географическим положением и социально-экономическими особенностями региона. Данная статья посвящена анализу одной из форм демографического поведения, оказывающей значительное влияние на демографическое и социальное воспроизводство, - гражданским бракам.

Изучение изменений в брачном поведении населения проводилось в Твери, одном из областных городов Центральной России. В исследовании использованы первичные акты записей о браке и рождении (архив областного ЗАГСа), материалы специально проведенного социологического опроса и данные официальной статистики о естественном движении населения. Результаты обработки 6,7 тыс. актовых записей за 1990 и 2000 гг. позволили выявить сокращение общего числа браков, сопровождаемое увеличением доли повторных до 113; изменение тенденции к снижению возраста вступления в первый брак на прямо противоположную: у мужчин он увеличился с 23,0 до 24,2 лет, у женщин - с 21,2 до 22,2 лет; снижение доли браков между ровесниками, особенно в первых браках - с 17,1% до 14,8%: увеличение разницы в возрасте супругов: доля браков, в которых муж старше жены на 7 и более лет, увеличилась в 1,5 раза. В 2000 г. подобные браки составили 8,2% от числа первых и 24,1% от числа повторных зарегистрированных браков. Увеличилась также доля первых браков, в которых жена старше мужа, с 16,3% до 19,8%, в то время как среди повторных браков доля таких союзов снизилась с 29,0% до 23,9%.