Смекни!
smekni.com

Удовлетворенность браком молодых супругов, посещающих и не посещающих церковь (стр. 1 из 6)

Удовлетворенность браком молодых супругов, посещающих и не посещающих церковь


Введение

Как показывают социологические исследования, традиционный институт семьи переживает сейчас некоторый кризис, связанный с изменением содержания брачно-семейных отношений. Сегодня на смену традиционной модели семьи и официально регистрируемому браку приходят новые формы брака: пробный брак, брак не на всю жизнь. Изменилась и структура семьи. Одним из главных отличительных качеств брачно-семейных отношений в последние десятилетия становится так называемая нуклеаризация семьи. В отличие от патриархальной семьи, где совместное проживание трех-четырех поколений считалось нормой, на сегодняшний день такой нормой стала нуклеарная семья, состоящая из одного ядра: родители и дети. С одной стороны, нуклеарная семья предполагает более простую структуру отношений. Но, с другой – в такой семье резко возрастает бытовая и психологическая нагрузка, выпадающая на супругов: многочисленные обязанности по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, организации досуга осуществляются только мужем и женой, что влечет их взаимозависимость и связанность. Вследствие этого повышается личная ответственность каждого члена семьи, увеличивается разнообразие выполняемых семейных ролей, зачастую не традиционных для мужчины и женщины. Мужчины, как известно, не очень стремятся разделить с женщиной обязанности по дому, они проявляют сравнительно слабую активность в весьма трудоемком занятии – воспитании своих детей. Чем больше разрыв в нагрузке между мужем и женой, тем меньше супруги удовлетворены браком. Нежелание мужчины взять на себя часть повседневных забот приводит к формированию конфликтной ситуации, к нарастанию неудовлетворенности женщины своим браком, что в свою очередь может привести супругов к решению о разводе. Можно выделить общие черты, свойственные современным семьям и являющие собой ряд социальных проблем: падение рождаемости, усложнение межличностных отношений супругов, рост разводов. Вместе с тем в большинстве работ, посвященных семье, она рассматривается как относительно закрытая система, имеющая слабую связь с окружающими институтами и организациями. Причины этого в том, что семья веками была само собой разумеющейся ценностью, и, к примеру, у института церкви не было особой нужды заострять внимание на этой теме. Лишь когда сам институт семьи стал разрушаться, церковь стала активно осмыслять свое учение о браке.

Сегодня и государство, и церковь заинтересованы в возрождении и увеличении крепких, благополучных молодых семей, которые бы воспитывали своих детей и прививали новому поколению такие качества как: взаимопонимание, доброжелательность, внимательность и участие друг в друге и в жизни своей страны, готовность прийти на помощь. Для того чтобы молодежь могла гармонично строить свои взаимоотношения в будущем браке, ей необходимо знать особенности психологии общения, межличностных отношений в современной семье. Обо всём этом молодым людям нужно терпеливо и доходчиво рассказывать. Проблема удовлетворенности браком молодых супругов посещающих и не посещающих церковь актуальна, в связи с тем, что церковь как социальный институт, может оказывать значительное воздействие на молодую семью, через применение таких технологий как проповедь, беседа и т.д. Сотрудничество религиозной и светской ветвей социальной работы в отношении семьи необходимо в целях объединения усилий и выработки наиболее эффективных технологий по разрешению ее проблем.

Цель исследования: выявить роль церкви в удовлетворенности браком молодых супругов.

Задачи:

1) Определить понятие «удовлетворенность браком молодых супругов» и факторы, влияющие на неё.

2) Выявить степень удовлетворенности браком и оценку роли церкви в семейной жизни молодых супругов, посещающих и не посещающих церковь.

3) Определить формы и способы воздействия церкви на семейную жизнь молодых супругов.

Объект исследования – удовлетворенность браком молодых супругов, посещающих и не посещающих церковь.

Предмет исследования – взаимосвязь посещения церкви и отношения к ней и удовлетворенности браком молодых супругов.

Гипотеза:

Молодые супруги, посещающие церковь, в большей степени удовлетворены браком, чем не посещающие ее.

Понятие «удовлетворённость браком» рассматривалось такими авторами как Ю.Е. Алешиной, В.В. Бойко, Т.А. Гурко, В.М. Кишинец, В.А. Сысенко, Э. Филсингером, А.В. Шавловым. Факторы, влияющие на удовлетворённость браком супругов определены в работах Т.В. Андреевой, С.И. Голода, Т.А. Гурко, Р. Левиса, Н.Н. Обозова, Дж.Б. Спаниера, А.Ю. Тавита, Н.Ф. Федтовой. Удовлетворённость браком молодых супругов рассматривалась в работах Э.К. Васильевой, И.В. Дорно, Э. Дюваль, Р. Хила. Сведения о взаимодействии институтов церкви и семьи содержались в работах М.Е. Добрускина, И.В. Дорно,К. Коневского, Р. Левиса, Дж.Б. Спаниера и др.

Полученные результаты исследования в дальнейшем могут использоваться в области практики работы с семьей. Также результаты данного исследования могут повысить эффективность проводимой работы с семьей, постольку поскольку, позволят привлекать к такой работе и церковь.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Во введении определены: актуальность темы, цель и задачи работы, объект и предмет исследования. Первая глава посвящена определению понятия «удовлетворенность браком», факторов входящих в данное понятие, выявлению особенностей удовлетворенности браком на разных этапах жизненного цикла семьи, рассмотрению социальных функций церкви как института оказывающего некоторое влияние на семью и на удовлетворённость браком молодых супругов. Во второй главе представлена программа исследования роли церкви в удовлетворенности браком молодых супругов, анализ данных и выводы по проведенному исследованию.


1. Удовлетворённость браком как характеристика семейной жизни молодых супругов

1.1 Понятие удовлетворенность браком и факторы, влияющие на удовлетворённость браком

Исследование феномена удовлетворенности браком в отечественной и зарубежной психологии, социологии и фамилистике проводится уже порядка трёх десятилетий в рамках общего подхода изучения качества брака.

Так, по мнению фамилиста В.А. Сысенко, удовлетворенность семейной жизнью понятие очень широкое и включает степень удовлетворения всех потребностей личности. Для каждого из супругов в браке должен быть достигнут какой-то минимально необходимый уровень удовлетворения потребностей, за пределами которого уже возникает дискомфорт, формируются и закрепляются отрицательные чувства и эмоции. В.А. Сысенко описал три группы семейных конфликтов, снижающих устойчивость брака, и как следствие удовлетворенность отношениями супругов.

Ю.Е. Алешина интерпретирует понятие удовлетворенность браком как характеристику «субъективной оценки каждым из супругов характера их взаимоотношений».

Иное определение понятию «удовлетворённость браком» даёт в своей исследовательской работе А.В. Шавлов – супружеская удовлетворенность браком утверждает он, есть ни что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей.

Э. Филсингер относит понятие удовлетворённость браком (marital satisfaction) к счастью, которое доставляют супругам их отношения, и к желанию сохранить брак.

Понятие удовлетворенности браком было расширено в области исследований, характеризующих степень участия супругов в распределении домашних обязанностей, при наличии профессиональной занятости. Удовлетворенных браком респондентов больше в случае, если оба супруга несут одинаковую нагрузку в выполнении домашних обязанностей; немногим меньше – в браках, где муж помогает жене; наименьшее число удовлетворенных браком респондентов выявлено в браках, в которых домашние обязанности в основном выполняет женщина (Н.Г. Юркевич, А. Кеэрберг). Т.А. Гурко и А. Кеэрберг обнаружили, что чем больше становится разрыв в нагрузке между мужем и женой, тем меньше супруги удовлетворены браком.

Часто употребляемыми синонимами термина «удовлетворенность браком» являются «сплочённость семьи», «совместимость супругов», «стабильность брака», «устойчивость брака». Так, под понятием «сплочённость семьи» подразумевается эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи. Стабильность брака – (от лат. stabilis– устойчивость) – понятие, характеризующее: прочность, устойчивость брака как системы супружеских отношений; сохраняемость брака во времени как процесса совместной супружеской жизни. Социальное значение стабильности брака в том, что она определяет стабильность основанной на браке семьи. С точки зрения прочности, устойчивости брак целесообразно рассматривать как две равнозначные подсистемы отношений: «муж (жена) – брачная ситуация для мужа (жены)», где под брачной ситуацией понимаются все моменты, связанные для каждого из супругов с брачно-семейной жизнью – прежде всего личность другого супруга, фактическая доля участия в хозяйственно-бытовой деятельности, отношения с родственным окружением. Стабильность брака и удовлетворенность браком являются достаточно связанными характеристиками. Кроме того, существует мнение, что эти феномены представляют собой различные уровни отношений супругов. Первым, самым общим, является уровень устойчивости брака, то есть юридическая сохранность брака (отсутствие развода). Второй уровень является уровень «приспосабливаемости в браке», «адаптированности супругов»; здесь наблюдается не только отсутствие развода или предразводной ситуации, но и общность супружеской пары по таким характеристикам, как разделение домашнего труда, воспитание детей и т.д. Третий уровень является наиболее глубоким. Это уровень «успеха» или «успешности» брака, который характеризуется совпадением ценностных ориентаций супругов.