Смекни!
smekni.com

Социальные роли мужчины и женщины (стр. 3 из 3)

Маккоби и Джаклин установили, что посторонние в большей мере, чем родители, воспринимают детей на основе общепринятых стереотипов полового поведения. Родители знают индивидуальные особенности своего ребенка и принимают их во внимание. Незнакомые же люди, которые не знают ребенка, ожидают, что он должен вести себя «как мальчик» или «как девочка».

Самосоциализация

Этот процесс, о котором писал Лоренс Колберг, связан с тем, что дети «сами подготавливают себя к жизни в обществе» на основе вербального и невербального социального взаимодействия. Подобно актерам, пытающимся найти различные интерпретации роли, дети воспроизводят поведение хитрых, грубых и щедрых и т.п. людей – критерием для них являются ответные реакции сверстников. Постепенно, попадая в тысячи жизненных ситуаций, дети начинают осознавать, что воплощение определенных образцов вызывает уважение или осуждение других.

Хотя в некоторых случаях этот процесс отражает стандарты родителей, самосоциализация имеет и свою самобытность. Этим отчасти объясняется тот факт, что иногда тендерная идентичность вырастающих детей не соответствует желаниям или ожиданиям их родителей.

Идеалы и идентичность

В ходе трех только что рассмотренных процессов (моделирования, подкрепления и самосоциализации) дети учатся осознавать себя девочками или мальчиками, у них формируются понятия о «мужественности» или «женственности». По мере формирования такого поведения одновременно складываются тендерная идентичность и идеалы. Дети начинают считать свое поведение «естественным», потому что они являются мальчиками или девочками. Большинство из нас обычно без всякого сомнения причисляют себя к мужскому или женскому полу, но существует некоторая неясность по вопросу о том, как следует вести себя мужчинам или женщинам, каким образом формируется мужская или женская тендерная идентичность личности.

Дело в том, что тендерная идентичность и идеалы не всегда соответствуют друг другу. Например, гомосексуалистам свойственна тендерная идентичность, но они не испытывают романтического влечения к женщинам, олицетворяющего тендерный идеал мужчины. Подобное поведение характерно и для трансвеститов–людей, которые одновременно носят мужскую и женскую одежду – они осознают свой биологический пол, но их поведение не соответствует общепринятым идеалам, Любой врач неотложной помощи может рассказать вам о мужчинах, которые носят белье с кружевами под костюмом-тройкой. Наконец, явление транссексуальности также свидетельствует об отсутствии автоматического соответствия между тендерной идентичностью и идеалами.

Сексуальные роли: «место мужчины»/ «место женщины»

Мы обсудили понятия биологического пола, тендерной идентичности и тендерных идеалов – первые три компонента полового самосознания. Четвертый компонент связан с сексуальными ролями. Они соответствуют ожиданиям такого поведения, которое определяет статус мужчин и женщин в обществе. Что касается половых ролей, то биологические факторы не предопределяют судьбу человека – нельзя сказать, что способность к деторождению ограничивает во всех обществах предназначение женщин домашним хозяйством и заботой о семейном очаге. Например, раньше в Америке беременные обычно уходили с работы и сидели дома в течение лет двадцати, часто они навсегда оставались домохозяйками. В настоящее время женщины обычно берут трех- или шестимесячный отпуск по уходу за ребенком, а затем снова приступают к работе. Хотя в Америке такое изменение произошло лишь недавно, в других странах уже давно наметилась подобная тенденция.

Маргарет Мид нанесла сокрушительный удар по убеждению, будто мужчины и женщины «от природы» созданы для определенных ролей. Она написала об этом в книге «Пол и темперамент», в которой представлены ее наблюдения жизни трех племен в Новой Гвинее. В начале исследования Мид была убеждена, что существуют некие коренные различия между полами. Она восприняла идею, что между мужчинами и женщинами существуют врожденные различия, поэтому представители каждого пола предназначены для определенных ролей. Полученные данные удивили ее. В каждом из трех исследованных племен мужчины и женщины исполняли совершенно различные роли, порой прямо противоположные общепринятым стереотипам, считающимся «естественными» для каждого пола.