Смекни!
smekni.com

Национализм в молодежной среде (стр. 4 из 7)

В последнее время стало традицией устраивать массовые выступления в масштабах всей страны. С 2005 года в России отмечается т.н. «день национального единства». В этом нет ничего необычного для россиян, ещё с советских времён привыкших к парадам и лозунгам, если бы не нацистские призывы их организаторов. 4 ноября 2009 года в 12 регионах страны был проведён «русский марш», организованный ультраправыми организациями. Реально же, это было шествие, проведённое по инициативе неонацистов и ДПНИ, с фашистской атрибутикой и символикой – с вытянутыми вперёд руками и лозунгами «Россия для русских!», «Иммигранты, вон!».

Например, по версии директора МБПЧ Александра Брода, причина развития молодежного экстремизма в безнаказанности, потому что, по его наблюдениям, в течение последних 10-15 лет "абсолютно не работал ни один антиэкстремистский закон", к тому же "политтехнологи и власти манипулировали настроениями нетерпимости".

Александр Брод также привел статистику убийств на национальной почве за несколько лет. Так, в первом полугодии 2004 года было совершено 7 убийств на почве национальной ненависти, в 2005 году их уже 10, в 2006 году – 16, но за четыре месяца 2007 года погибло уже 25 человек.

Эксперты, мнения которых приводит НИ, согласны с выводами о росте экстремистской активности, но опровергают заявления МБПЧ о полумиллионной численности радикальных группировок. По данным представительницы центра "Сова" Галины Кожевниковой, численность бритоголовых не доходит до 60-70 тысяч человек, а реально насилие практикуют лишь 25-30 тысяч на всю Россию. Также Кожевникова считает странным запрет НБП на основании экстремистской деятельности, т.к., по ее словам, "максимум насильственных действий, которые они делали, – это закидывание помидорами чиновников".

Директор "Левада-Центра" Лев Гудков заметил, что экстремистские настроения характерны именно для молодежи - ведь всего в обществе их разделяют "в наиболее жестких нацистских формах" 4-6% граждан, в то время как среди молодежи этот показатель доходит до 15%. И это пиковый уровень, достигнутый за все время исследований, т.е. с 1988 года. Социолог уточнил, что дело не только в переходном возрасте - сейчас "проявление молодежной расовой нетерпимости" становится "элементом субкультуры". Кроме того, молодежь, по наблюдению Гудкова, чувствительна к фальши, идущей с официальных верхов, поэтому поддерживает другие взгляды, которые находит искренними.

В русскоязычном Интернет-пространстве существует более 1 000 сайтов, где размещены фашистская литература, фото и видеоматериалы, отображающие садистские нападения на иностранцев. По словам правозащитника А.Брода, книги Юрия Мухина, Севастьянова, Савельева, Авдеева, Корчагина, Бориса Миронова и многих других по-прежнему лежат на книжных прилавках, а прокуратура не проявляет к ним никакого интереса. Они не рассматриваются в качестве экстремистской литературы, даже если открыто призывают к убийствам.

Версия, которая напрашивается чаще всего – что экстремистские организации используются для определенных целей – например, для разгона неугодных митингов и выступлений. При этом государственные силовые структуры «остаются верными демократическим принципам». Кроме этого, ультраправые группировки активно используются во время предвыборной кампании. Параллельно, для российского руководства уже стало традицией создание образа врага. На сегодняшний день образ врага создаётся из кавказцев, ненависть к ним достигла опасной черты. По данным ВЦИОМ, в ответе на вопрос – назовите национальности и народы, чьи представители вас раздражают, и которых вы не выносите – лидируют кавказцы(29%), на втором месте выходцы со Средней Азии(6%), далее – цыгане(4%), американцы(3%), китайцы(3%) и т.д. Хотя ненависть к кавказцам – это проблема, которая возникла уже давно. «Лица кавказской национальности» - эта фраза, точного смысла которой никто не знает, всем хорошо известна в постсоветском пространстве. И этими «лицами кавказской национальности являются грузины, азербайджанцы, армяне, чеченцы, аварцы, ингуши, осетины, абхазы и многие другие «лица», имеющие кавказскую внешность.

Заместитель директора информационно-аналитического центра «Сова» Галина Кожевникова говорит: «Люди видят, что говорить о ненависти к евреям уже неприлично, но ругать кавказцев можно, и общество считает это приемлемым».

Парадокс, но ксенофобия проявляется не только к иностранцам, но и к собственному народу. Выходцы с Северного Кавказа являются гражданами России, и они в первую очередь становятся жертвами ультранационалистов. Оппозиция объясняет существование подобного факта следующим образом – правительству необходим образ врага в лице чеченцев, ингушей, дагестанцев и других, для того, чтобы объяснить, почему 60% населения страны живёт на грани бедности. По заключению ИАЦ «Сова», в 2009 году большинство лиц, задержанных по обвинению в разжигании межнациональной розни, было отпущено за недостаточностью улик. Прокуратура воздерживается от расследования убийств, совершённых на национальной почве и квалифицирует подобные преступления как хулиганство. Зафиксировано множество случаев, когда неонацистским организациям помогает милиция. Часто действия милиции не отличаются от действий «Скинхедов» и других нацистских группировок. Таких примеров много. Но самое большее, что может грозить милиционеру за убийство невиновного гражданина нерусской национальности, это увольнение с работы.


ГЛАВА 2.

2.1 Молодежная политика Российской Федерации

В Российской Федерации государственная молодежная политика (ГМП) реализуется на двух уровнях: федеральном и региональном. К сожалению, сегодня нет комплексной молодежной политики, по словам чиновников, создание единой системы и нормативной базы является одной из первоочередных задач. Тем не менее в последние годы для организации работы с молодежью принимались документы различного статуса и уровня, призванные компенсировать отсутствие интегрированного закона «О молодежи» / «О молодежной политике».

Инициативы по введению такого закона уже много лет не приводят к результату. На федеральном уровне с мая 2008 года ГМП находится в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Непосредственно этой сферой занимается Департамент молодежной политики и международного сотрудничества, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной молодежной политики, а также обеспечению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности Министерства. Помимо этого, при Минспорттуризма сформировано Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной молодежной политики, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей.

Молодежная политики в Российской Федерации в настоящее время определяется, среди прочих, следующими нормативными актами:

• Федеральный закон «Об общественных объединениях»,

• Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных

и детских общественных объединений» (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.);

• Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (с изменениями от 12 апреля 1999 г.);

• Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (с изменениями от 21 апреля 1997 г.);

• Постановление Верховного Совета РФ (3 июня 1993 г. № 5090-I) «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ.

• Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»;

• Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на 2006-2016 гг. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р).

Стратегия определяет три приоритета:

1) вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России;

2) развитие созидательной активности молодежи;

3) интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

В частности, в Стратегии говорится, что именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.

Несмотря на признание проблемы ксенофобии в молодежной среде в одном из докладов Росмолодежи сказано, что «радикально националистически настроенные граждане среди населения России составляют 4,6% от общего числа граждан, в молодежной среде этот показатель выше и составляет 15%, на федеральном уровне на сегодняшний день профилактика ксенофобии в молодежной среде не является приоритетом государственной молодежной политики. Она не входит ни в число указанных проектов в рамках Стратегии, ни в число пяти актуальных проектов Росмолодежи («Трудная» молодежь», «Молодежное предпринимательство», «Молодежный туризм», «Патриотическое воспитание», «Профориентация», «Талантливая молодежь»). Существует распространенное мнение о том, что ксенофобия является свойством неблагополучных или «трудных» молодых людей, поэтому профилактика ксенофобии является одной и задач в рамках профилактики асоциальных проявлений в молодежной среде (в первую очередь, среди «трудных» подростков и молодежи). Однако, судя по статистике правоохранительных органов, среди наци-скинхедов, совершающих расистские преступления, есть также и молодые люди из благополучных семей, в частности, студенты педагогических и юридических факультетов. Далее несколько определений из законодательства РФ: