Смекни!
smekni.com

Брак и семья в мусульманских странах (стр. 2 из 4)

1.3 Развод

брак мусульманский семья развод

В разводе по - мусульмански инициатива практически всегда исходит от мужа, который пользуется неограниченными правами. Для мужчин упрощена процедура развода: ему, как главе семьи, достаточно устного заявления. Развод считается состоявшимся, если мужчина прилюдно трижды заявит: "Ты мне не жена". Однако и при формальном равенстве мужчины в исламе, разводы в среде малоимущих слоев населения встречаются реже, в связи с дороговизной юридической процедуры в имущественных вопросах, вопросах, в вопросах алиментов, воспитания и содержания детей, и других сопредельных вопросах.

Основные причины разводов в мусульманских странах:

· Нарушение каких – либо обязанностей;

· Вероотступничество одного из супругов;

· Прелюбодеяние одного из супругов;

· Физические недостатки или психические болезни одного из супругов.

Право разорвать семейные узы в мусульманском мире имеет только мужчина.

Впрочем, для женщины мусульманское право также оставляет возможность избавиться от неустраивающих ее семейных отношений. Женщина может подать заявление в суд, но решение о расторжении брака будет вынесено лишь при наличии очень веских причин.

1.4 Современные виды брака в мусульманских странах

Существует достаточно большое количество видов брака. Многие из них прошли долгую историю и выдержали огонь, воду и медные трубы. Другие преобразовывались и деформировались с течением времени, подстраиваясь под современное общество. Итак, на сегодняшний день существуют следующие виды брака:

Церковный брак – освящённый какой-либо церковью брак. Во многих странах имеет юридическую силу, в некоторых является единственной легальной формой брака. Другие государства, в том числе и Россия, в настоящее время не признают юридической силы церковного брака, поэтому священники перед его заключением рекомендуют провести регистрацию в органах ЗАГС. В Православии и у католиков бракосочетание составляет одно из Таинств – Венчание.

Гражданский брак – брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви. В последнее время простое сожительство людей часто именуют гражданским браком, что неверно. А правильное название Фактический брак или незарегистрированный брак – отношения между партнерами -"супругами", не оформленные в установленном законом порядке. Даже при ведении общего хозяйства и/или наличии общих детей признаётся юридически не везде и не всегда. В СССР признавался в 1926–1944 гг. Согласно ныне действующему Семейному кодексу РФ, незарегистрированное совместное проживание мужчины и женщины не порождает брачных прав и обязанностей, хотя права детей, рождённых в браке, не отличаются от прав детей, рождённых вне брака.

Лет десять назад на такое решались лишь самые бесстрашные влюбленные, сегодня большинство молодых людей, прежде чем зарегистрировать брак, живут порой по несколько лет именно в гражданском браке. Может и стоит это принять во внимание, так как это дает людям попробовать на вкус семейную жизнь. Хотя по-прежнему много противников этого вида брака.

Морганатический брак – брак между лицами неравного положения. В настоящее время это понятие сохранилось в династических регламентах и законах ряда стран.

Временный брак – в отдельных странах законодательство признаёт его юридическую силу. Продолжительность определяется соглашением сторон и устанавливается в брачном договоре. Одновременно устанавливается размер выкупа, который супруг передаёт жене в таком браке. По истечении срока, на который он был заключён, брак, и всякие правовые отношения между супругами считаются прекратившимися.

Фиктивный брак – оформление брака без намерения создать семью, для получения от государства связанных с ним преимуществ. Доказанное отсутствие намерения создать семью в России является основанием для признания брака недействительным.

Полигиния – одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Конечно, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно, причем возможны градации. В шариате есть ограничение на количество жён – не более четырёх. Все остальные жительницы гарема жёнами не считаются, однако у них есть определённые гарантии (от хозяина гарема) признания ребёнка в случае его рождения. Тем не менее, их положение существенно ниже, чем у жён, и скорее напоминает рабство. Что ж, у такого вида брака есть свои объяснения – традиции, демографическое положение. В России тоже можно встретить последнее время что-то подобное. Правда, неофициальное, но есть пары, живущие по три человека. Хотя, нужно заметить, что в древних обществах был обычай забирать к себе жену погибшего воина. Это мог сделать родственник.

Полиандрия – одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов. Опять же, причина в демографической ситуации.

Групповой брак – сожительство нескольких женщин с несколькими мужчинами. В наше время является формой экспериментов молодежи. Иногда называется «шведской семьей», хотя сами шведы выступают против такого определения. Ранее многие учёные утверждали, что групповой брак существовал в первобытном обществе при матриархате и предшествовал институту парного брака; в настоящее время эта теория считается весьма сомнительной.

Однополый брак – сожительство гомосексуальной пары. Во многих странах Запада (Дания, Норвегия, Швеция, Гренландия, Исландия, Нидерланды, Франция, Бельгия, Германия, Финляндия, Люксембург, Новая Зеландия, Великобритания и Северная Ирландия, Чехия, Швейцария с 2007 года), а также некоторых регионах стран Северной и Южной Америки однополые пары могут заключать брак. Некоторые церкви также признают гомосексуальный брак (например, Шведская епископальная). В соответствующих национальных языках и законодательствах используется то же слово, которое переводится на русский язык как «брак»; заключение такого союза порождает сходные с браком юридические последствия. Впрочем, понятно, что из этих последствий есть ряд естественных исключений, поскольку в таком союзе не может быть общих биологических детей (но могут быть приемные). В большинстве стран, в том числе и в России, однополые браки не признаются и не регистрируются.

Многие виды вышеперечисленных браков существуют в мусульманских странах. Наличие одного или нескольких видов брака обуславливается геополитическим положением страны: чем оно лучше – тем больше видов брака в стране.

С течением времени некоторые виды браков по своей сути остались прежними, но некоторые изменения в них произошли, например полигиния. Столетие назад это была одна из распространенных форм брака на востоке (гарем). Объяснялось это экономической выгодой: семьи, в основном в небольших поселках, состояли из мужа и нескольких его жен и детей, которые занимались сельским хозяйством и домашними делами. Так они себя не только обеспечивали продуктами питания, но и, продавая излишки, покупали одежду и другие вещи. Так же гарем был атрибутом богатых ханов и падишахов. Это было уже обусловлено не экономическими потребностями, а престижем.

В настоящее время в мусульманских странах существуют браки одного мужчины с несколькими женщинами. В странах, например в Турции, современный закон разрешает иметь только одну жену. Однако ислам допускает многоженство. Чтобы соблюсти закон, мужчины с первой женой регистрируют свой брак в органах ЗАГСа. Со второй же женой совершают обряд исламского бракосочетания.

В других мусульманских странах (Иран, Ливия) для того чтобы взять вторую жену нужно нотариальное согласие первой жены.

1.5 Особенности мусульманского брака

Мусульманские браки отличаются прочностью, особенно по сравнению с браками в сегодняшнем светском обществе. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, в отличие от светских браков, где добрачная любовь и близость считаются неизбежными, основной составляющей мусульманского брака является общая система ценностей, общие принципы и образ жизни. Вследствие этого мусульманские муж и жена, даже будучи носителями различных культур или выходцами из различных слоев общества, обладают приблизительно одинаковыми мировоззрением, системой ценностей, во многом схожими привычками и поведением, что дает им возможность гармонично сочетаться друг с другом.

Кроме того, при всех сегодняшних трудностях мусульманского мира прочность семьи поощряется и поддерживается различными общественными институтами. Это полностью противоположно ситуации во многих частях западного мира, где разводу способствует - можно даже сказать, делает его неизбежным - влияние различных социальных факторов, которые ослабляют не только преданность супругов друг другу, но и способность человека поддерживать устойчивые и постоянные родственные отношения с другими людьми. В-третьих, мусульмане в прошлом, как правило, жили среди других народов и поэтому умеют приспосабливаться к различным обстоятельствам; благодаря этому они относятся к другим терпимо и привыкли прощать, даже, несмотря на возможные разногласия и трения.

Другая причина устойчивости браков в Исламе заключается в том, что мусульмане и мусульманки в большинстве случаев совершенно согласны со своими мужской и женской ролями. В результате, поскольку разделение ролей и обязанностей между мужем и женой четко определено и признано, многих проблем и трений удается избежать. А кроме того, мусульмане чаще всего окружены множеством родственников и друзей. Это дает каждому из супругов возможность вести собственную жизнь независимо от другого, поддерживая отношения со многими другими людьми, имея разнообразные эмоциональные отдушины и источники поддержки. Таким образом, ни муж, ни жена не принуждаются к полной зависимости от единственного родственника, означающей, что лишь только этот последний может быть источником его или ее эмоционального удовлетворения, тем самым взваливая на него или на нее невыносимую ношу и,таким образом ослабляя узы брака, поскольку множество прекрасных взаимоотношений с другими людьми делают жизнь более светлой, даже когда между супругами возникают трения.