Смекни!
smekni.com

Друзская община Израиля (стр. 2 из 2)

Друзская молодежь, проживающая на Голанских высотах, предпочитает получать образование в Сирии или выезжает для этого в страны Европы. Приоритет отдается профессиям, связанным с юриспруденцией, медициной и журналистикой. Свое нежелание обучаться в Израиле молодое поколение объясняет как политическими мотивами, так и определенной дискриминацией в образовательной сфере по отношению к неевреям. Одним из камней преткновения, как правило, становятся израильские общеобразовательные дисциплины, разработанные таким образом, что основное место в них уделяется выработке у учащегося скорее менталитета еврея, нежели полноценного гражданина многонационального государства с соответствующим сознанием.

Неоднозначным продолжает оставаться вопрос, связанный со службой друзов в армии Израиля. 3 мая 1956 года израильские власти и 16 руководителей общины подписали соглашение о призыве друзов на срочную службу. Несмотря на то, что в Израиле всеобщая воинская повинность распространяется и на женщин, друзские женщины от нее освобождены, так как приравниваются к ультраортодоксальным еврейкам. Достаточно высокий процент израильских друзов достигает в армии руководящих должностей, что в дальнейшем, безусловно, отражается на их политических карьерах и социальном благополучии. Так, все друзские депутаты Кнессета, представляющие различные партии и блоки, являются отставными военными. Аюб Кара служил в боевых частях ЦАХАЛа, в 1985 году демобилизовался в чине майора. Асад Асад закончил военную карьеру в звании подполковника. МаджалиВаххаба с 1976 по 1995 год проходил службу в десантных войсках израильской армии, вышел в отставку полковником. Его брат, Самир Ваххаба, бывший помощник Ариэля Шарона по делам национальных меньшинств – капитан в отставке.

В настоящем выходцы из общины продолжают удерживать прочные позиции в армейском руководстве страны. Друзами являются командир бригады «Гивати» Амиад Парс, координатор по правительственным делам на территориях генерал-майор Юсуф Мишлиб, начальник штаба десантных войск полковник ИмадФарес и его брат Хусейн Фарес, командующий Пограничной полицией (МАГАВ). До недавнего времени Хусейн Фарес занимал руководящую должность в созданном 30 лет назад пехотном батальоне «Хорев» (Меч), входящем в состав Галилейской дивизии. Возглавляемый в настоящее время подполковником МуниромАмаром «Хорев» контролирует западный сектор израильско-ливанской границы. В 2001 году батальон был признан лучшим подразделением израильской армии. На его эмблеме изображены скрещенные мечи со «щитом Давида», символизирующие единство евреев и друзов.

Однако свыше 40% представителей общины (в основном это друзы Голан) отказываются от службы в армии. Возрастные категории так называемых отказников различны. С одной стороны, это юноши, уклоняющиеся от срочной службы, а с другой, – 30–40-летние мужчины, отказывающиеся от службы в резерве. Причины для уклонения колеблются от политических до социальных, но основным фактором остается неурегулированность проблемы Голанских высот. Развитие ближневосточной ситуации может привести к тому, что друзы, проходящие службу в рядах израильской армии, будут вынуждены отстаивать интересы Израиля в территориальных спорах с Сирией, что в значительной степени удерживает друзский контингент от призыва. В ряде случаев они объясняют свое нежелание призываться морально-этическими соображениями, так как не хотят воевать против палестинцев, с которыми их связывают общие этнические корни. Стараясь предупредить подобные ситуации, израильские власти зачастую идут на компромисс и предлагают друзам проходить службу во внутренних войсках. Из них формируют боевые подразделения, призванные поддерживать порядок внутри страны.

Друзы Голан используют в качестве предлога для отказа от службы в армии и религиозные причины. Как правило, они ссылаются на то, что служба в израильской армии приведет к нежелательным для них последствиям внутри общины, в жизни которой влияние религиозного фактора остается весьма значимым. Безусловно, наряду с вышеперечисленными существуют и другие причины, в частности социального и личного характера, когда молодые друзы, указывая на невысокие оклады «срочников», предпочитают уклоняться от призыва.

С начала второй Интифады численность друзов, отказывающихся от службы в армии, резко возросла. К ним применяются более жесткие меры наказания, чем к евреям, что выражается в длительности сроков заключения. В основном друзы идут по статье «дезертирство», так как в большинстве случаев просто игнорируют день призыва и призывные комиссии. С целью защиты своих прав в 1972 году представители общины создали Инициативный комитет друзов за отказ от военной службы (ИКДО). Несмотря на достаточно, если судить по названию, узкую сферу деятельности, активность Комитета выходит за рамки собственно вопроса о призыве друзов в израильскую армию. Он выступает за отмену всеобщей воинской повинности в Израиле и за прекращение вмешательства правительства в дела национальных меньшинств и религиозных объединений. Комитет также активно отстаивает интересы друзов в случаях угрозы конфискации их земель израильскими властями.

Членами Комитета являются представители различных социальных и религиозных групп. По их убеждению, обязательный призыв друзов в израильскую армию является одной из основных причин социального неблагополучия всей общины в целом. После возвращения со службы большинство друзов оказывается в невыгодном положении по сравнению с арабами, получающими в этот период образование и, как следствие, более охотно принимаемыми на работу. К настоящему времени, несмотря на такую ситуацию, у так называемых израильских друзов с друзами Голанских высот сложились вполне ровные взаимоотношения. Не без определенной выгоды для обеих сторон они сотрудничают в сфере бизнеса. В религиозном отношении друзы, проживающие в Израиле, сохранили традиционное деление на «умудренных» (аль-‘уккаль) и «непосвященных» (аль-джуххаль). Независимо от территории проживания духовные наставники продолжают пользоваться непререкаемым авторитетом со стороны основной массы верующих. Политические разногласия, однако, по-прежнему раскалывают общину на две части. Факты участия друзов Голан в акциях протеста, направленных на дестабилизацию израильского общества, рассматриваются израильскими друзами как «страх перед возможностью возвращения Голанских высот Сирии». Друзские политики Израиля утверждают, что основу недоверия государству со стороны друзов Голан заложили соглашения, подписанные в Кэмп-Дэвиде (сентябрь 1978 года). Помимо всесторонних проявлений солидарности с сирийским руководством, друзы, проживающие на Голанских высотах, поддерживают тесные отношения с различными палестинскими организациями и группировками. В 2000 году после объявления палестинцами 29 сентября начала «Интифады Аль-Акса» по стране прокатилась волна массовых беспорядков. Друзы Голан участвовали в акциях протеста, выражавшихся в погромах административных зданий и поджогах лесных массивов. В период с 2003 по 2004 год израильское правительство при посредничестве Германии провело серию переговоров с Высшим консультативным советом ши‘итского движения «Хизбалла» по вопросу обмена военнопленными. Одним из условий обмена, выдвинутым генеральным секретарем «Хизбаллы» шейхом Хасаном Насраллой, стало освобождение израильтянами ливанского друза Самира Кунтара и нескольких друзов Голанских высот, обвиненных в «расстреле мирных жителей». Расчет на друзов как на внутреннюю дестабилизирующую силу достаточно часто используется оппонентами Израиля. Среди политических деятелей, активно ведущих диалог с представителями общины, особо выделяется лидер Прогрессивной социалистической партии Ливана (ПСП) Валид Джумблат. В 2003 г. на встрече с друзским экс-министром Израиля Салахом Тарифом он призвал друзов к отказу от службы в израильской армии, к «выработке общеарабского сознания» и к «помощи палестинским братьям». В настоящее время призывы к консолидации с палестинцами со стороны друзов становятся обыденным явлением внутриобщинной жизни. В 2004 году несколько крупных телеканалов получили видеокассету с записью обращения ассистента продюсера CNNРайада Али, похищенного палестинскими боевиками 27 сентября в Газе, к израильским друзам. В нем он призывал к сотрудничеству с палестинцами, отмечая при этом, что «друзы являются частью палестинского народа, и недопустимо, чтобы они воевали на стороне оккупанта против своих собратьев». После освобождения, основную роль в котором сыграло личное вмешательство Ясира Арафата, РайядАли тем не менее заявил на пресс-конференции, что видеоматериал был записан по принуждению удерживавших его палестинцев. Похищение привлекло внимание всей друзской общины Израиля.

То обстоятельство, что, похитители не выдвинули ни одного требования, привело к появлению ряда версий, ключевой из которых стала малопродуктивная попытка привлечения части друзов на сторону палестинцев. В этом убеждает и сам факт выбора фигуры похищенного. Считая себя этническим арабом, он в свое время отказался от службы в армии по политическим мотивам. По этой причине факт записи обращения под давлением палестинцев вызвал неоднозначную оценку среди друзов. Комментируя вышеуказанный инцидент, политические деятели общины отметили, что похищение Райада Али лишь укрепило преданность друзов израильскому государству, служба в армии которого для них является добровольной. Тем не менее они признали, что лояльное отношение представителей общины к Израилю регулярно подвергается нападкам со стороны его оппонентов, что может привести к нежелательным последствиям. Оценивая настоящую ситуацию, Маджали Ваххаба отметил: «Они (палестинцы) открывают фронт, который может перерасти в тяжелое кровопролитие». Таким образом, внешнее вмешательство в социальные процессы общины может стать импульсом к окончательному расколу между обеими ее частями, что негативно отразится в первую очередь на самих друзах.

друзы израиль община


Список литературы

1. Статистический справочник Государства Израиль. 1997, с. 49.

2. http://slomo-groman.narod.ru/demography/demoisrael. 31.12.2003.

3. Рон С. На ближнем Востоке не говорят на идише. Вести-2, htmlatticles2000. 27.07.2000.

4. Эпштейн А., Меламедов Г. «Двунациональное еврейское» государство и проблемы арабоязычного населения Израиля // Ближний Восток и современность. Вып. 20. М., 2003, с. 30–31.

5. Smooha S. and Ghanem A. Ethnic, Religious and Political Islam among the Arabs in Israel. Research report. University of Haifa, 1998. с. 5.

6. www.i14u.org.il/press/nu. 08.04.2004.

7. www6.snunit.k12il/druz

8. Беленькая М. Иногда экология мешает миру. // Независимая газета, 18.01.2001.

9. www.russian-bazaar.com. 04.08.2004.

10. Сандлер С. Отказ от военной службы в Израиле. http://www.israel.marxist.com/izr/obzor.htm

11. http://www.newizv.ru 28.10.2003.

12. Камаль С. Салиби. Очерки по истории Ливана. / Пер. с англ. Лейфертовой С.М. – М., 1969, с. 82.

13. Симановский С. Вооруженные силы в современном Израиле // Ближний Восток и современность. Вып. 21. – М., 2004, с. 180.

14. www.i14u.org.il/press/nu. 09.10.04.

15. www.russian-bazar.com. 04. 08.2004.

Размещено на http://www.