Смекни!
smekni.com

Историческое формирование социокультурного процесса (стр. 6 из 6)

Заключение

Таким образом, социокультурный процесс анализировали в своих теориях представители различных социологических направлений.

Итак, социокультурный процесс мы анализировали с точки зрения синергетики, а именно, стабильности и нестабильности, как единого диалектического единства и взаимопроникающих друг в друга.

В мире постоянно обновляющейся информации человек находится в состоянии постоянного выбора конкретных действий в процессе рисковой деятельности, в процессе выбора альтернативы, приемлемого для него решения. Но он не может предугадать наперед результаты и последствия своей деятельности и определить степень риска.

Все социокультурные процессы, развиваясь, как носители волновой информации, постоянно находятся между полюсами стабильности и нестабильности взаимопроникая в друг друга, вызревая в недрах друг друга, переходя друг в друга и уравновешиваясь степенью меры, как «золотой середины» между ними.

В условиях стабильности и нестабильности человек вынужден посредством риска принимать новые оригинальные решения, он вынужден выбирать между тем, чтобы остаться в старом, застойном, стабильном или же в процессе творчества, риска, вырваться в качественно новое неизведанное, нестабильное состояние.

Человеку свойственно постоянное стремление к творчеству, к созданию нового, к инновациям и оно то и является причиной смены стабильности нестабильностью и наоборот, таким образом происходит циклическое развитие социокультурных процессов.

Нет абсолютной стабильности и нестабильности, они никогда не доходят до своего завершения и полной своей реализации, т. к. их сдерживает мера.

Благодаря этому объясняются все взлеты и падения мировой культуры происходящие в процессе культурно-исторического развития человечества.

В результате творческой деятельности возникают ситуации, как осознанного, так и неосознанного выбора, под воздействием определенных ситуаций, так возникает так называемый случайный выбор или случайность, которая может привести к самым неожиданным, а порой даже нежелательным результатам.

В процессе изменения социокультурной информации изменяется и сам человек, как носитель информации и влияет на окружающий его мир, как и мир, влияет на него.

Кризис культуры наступает тогда, когда в ее недрах начинает развиваться новая более прогрессивная культура, которая затем сменяет старую менее прогрессивную.

Стабильность – это как правило, порядок, застой, стагнация, традиционное в культуре, нестабильность же связана с творчеством, со всем новым, прогрессивным, неординарными решениями, принимаемыми в процессе рисковой деятельности.

В процессе балансировки социокультурных процессов между стабильностью и нестабильностью возникают новые точки роста – бифуркации для нелинейного развития по законам синергетики.

Все виды культуры на современном этапе представляют собой либо скрытую форму товарного обмена, либо способ накопления капитала.

Культура в наше время стало товаром, который подлежит продаже и обмену, даже в ущерб развитию духовных и культурных ценностей человечества.

Таким образом, современный социокультурный процесс с точки зрения синергетики находится сейчас в состоянии нестабильности, а значит взлета творчества, появлению инноваций, прогрессивного развития культуры.

Список использованной литературы

1. Августин Аврелий. О граде Божьем. М., 1993. – 329 с.

2. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль, 1989 – 345 с.

3. Андреева О.А. Стабильность и нестабильность в контексте социокультурного развития. Таганров.: ТИУиЭ, 2000 – 235 с.

4. Анищенко В.С. Детерминированный хаос // Соросовский образовательный журнал. 1997. №6. С. 70–76.

5. Арнольд В.И. Теория катастроф, теория хаоса и их приложения // Синергетика и психология. Тексты. Вып.1. Методологические вопросы; Под ред. И.Н. Трофимовой, В.Г. Буданова. М.:Изд-во МГУ, 1989. – 128 с.

6. Аршинов В.И., Буданов В.Г. Синергетика – эволюционный аспект // Самоорганизация и наука. М., 1994. С – 389 с.

7. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну /Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федорова; Послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.

8. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. – 379 с.

9. Бранский В.П. Теоретическая основа социальной синергетики. // Петербургская социология. 1997. №1. С. – 274 с.

10. Декарт Р. Рассуждение о методе… Первоначала философии. Соч.: В 2-х т. Т.1. М., 1989. – 203 с.

11. Евин И.А. Синергетика искусства. М.: Лада, 1993. – 187 с.

12. Земан И. Познание и информация. Гносеологические проблемы кибернетики. Пер. с чешск. М.: Прогресс, 1966. – 193 с.

13. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировоззрение: Диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 192. №12. С. – 156 с.

14. Коган В.З. Человек в потоке информации. Новосибирск: Наука, 1981. – 327 с.

15. Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности (Философские рассуждения о порядке и хаосе). Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1994. – 427 с.

16. Малинецкий Г.Г. Нелинейная динамика и «историческая механика» // Общественные науки и современность. 1997. №2. С. 99–111.

17. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. – 239 с.

18. Пригожин Н., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. – 178 с.

19. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Мысль, 1992. – 289 с.

20. Яковец Ю.В., Пирогов С.В. Закономерности цикличной динамики и генетики науки, образования и культуры. М., 1993. – 548 с.