Смекни!
smekni.com

Понятие общества в социологии (стр. 3 из 3)

- Представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческим и телеологическом (цель) процессе. Формационный подход практически отрицал национальную специфику и своеобразие отдельных государств.

- Решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений.

- Необходимость соответствия производственных отношений производительным силам.

- Неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

На современном этапе в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает очевидный кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

Цивилизационный подход к анализу общества.

В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимности с окружающим миром. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на 2 большие группы – восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством. Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация - на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общество можно рассматривать под разным углом зрения, например, его можно свести к совокупности всех групп, входящих в него, если говорить о населении. Можно считать, что стержнем общества выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены по объему власти и богатства. Наверху окажется богатая и всевластная элита, посредине – средний класс, а внизу – бедное большинство или меньшинство общества. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальных институтов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия. Можно, наконец, все общество разделить на четыре главные сферы – экономическую, политическую, социальную и культурную. Разделение общества на четыре сферы условно, но такой подход помогает хорошо ориентироваться в многообразии общественных явлений.

В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации.

Общества делятся на простые и сложные. Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества – число уровней управления и степень социального расслоения.

Если в качестве главного признака выбирается наличие письменности, то общества делят на дописьменные и письменные.

Третья типология построена на выделении различных форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования.

Четвертая типология строится на разделении общества на традиционноеи современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий.

Помимо приведенных типологизаций существуют типологии, исходя из теорий стадиального развития общества, взаимодействия и развития цивилизаций, общественно-экономических формаций и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.С. Социальная психология. – М., 1980.

2. Афанасьев В.Г. Системность и общество. – М., 1980.

3. Бендикс Р. Современное общество // Американская социология. – М., 1992.

4. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. – СПб., 1994.

5. Мостовая И.В. Что такое общество? – Ростов н/Д., 1995.

6. Радугин А.А. Социология. – М., 2003.

7. Соарес К.С. Общество в процессе изменения // Социологические исследования. 1991. №12.

8. Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.