Смекни!
smekni.com

Основы социологии (стр. 7 из 30)

Позднее,

· С переходом людей от охоты и собирательства (присваивающая экономика) к скотоводству и земледелию (производящая экономика),

· С изменением кочевого образа жизни на осёдлый,

· С ростом производства и возникновением прибавочного продукта и частной собственности,

· С расслоением общества, появлением противоположных классов и государства (6-10 тыс. лет назад) образуются сложные общества, и в мире формируются отдельные страны.

Помимо простого и сложного социологи выделяют целый ряд других типов общества. Так, к примеру, по наличию письменности различают дописьменные и письменные общества. По демократичности социально-политических отношений и открытости внешнему миру – открытые и закрытые. По виду господствующей религии – общества исламские, православные, католические и т.п. Однако наибольший интерес социологов вызывает различие общества по социально-экономическим признакам. Здесь популярны два подхода, или две системы: марксистская (так называемый формационный подход) и теория трёх стадий современных западных социологов (цивилизационный подход).

B. Система общественно-экономических формаций (формационный подход).

Ключевые критерии (признак, на основании которого что-либо оценивается. Или классифицируется, мерило) формационной системы марксистов – форма собственности на средства производства и классовая структура общества. По ним выделяются пять исторических ступеней развития общества – пять общественно-экономических формаций, типов обществ.

Собственность на средства производства Общественно-экономическая формация Основные классы
Общая Коммунистическая:КоммунизмСоциализм Без классовРабочие и крестьяне
Частная Капиталистическая Капиталисты и рабочие
Частная Феодальная Феодалы и крестьяне
Частная Рабовладельческая Рабовладельцы и рабы
Общая Певыбытно-общинная Без классов

При этом рабовладельческое, феодальное и капиталистическое общества рассматриваются как классово-антагонистические, эксплуататорские и кризисные, враждебные человеку труда. А коммунистическое – как наиболее справедливое и гармоничное, в котором нет разделяющей людей частной собственности, все равны, с меру сил и охотно трудящиеся, и в котором трудящиеся имеют подлинную свободу и демократию.

Теория трёх стадий

Она выдвинута на рубеже 1950-1960-х гг. такими западными социологами, как американцы Даниел Белл, Уолт Ростоу, француз Раймон Арон, и др. Эта концепция отражает смену технологических эпох (цивилизаций) во всемирной истории и отталкивается прежде всего от характера и уровня развития экономики (какая из сфер является ведущей, каковы техника, технологии и организация производства, роль науки и знаний в обществе). Согласно ей, в глобальном развитии человечества выделяются три типа общества:

· доиндустриальное, или аграрное, традиционное, преимущественно с добывающей экономикой

· индустриальное (с развитием прежде всего обрабатывающей промышленности)

· постиндустриальное в основе которого интеллектуальные, информационно-компьютерные технологии

Отличительные признаки Стадии общественного развития
Доиндустриальное Индустриальное Постиндустриальное
Период возникновения 6 тыс. лет назад 250 лет назад Последняя четверть XX в.
Ключевая сфера экономики Сельское хозяйство промышленность сфера услуг (прежде всего наука и образование)
Организационно-технические характеристики экономики Малопроизводительное натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники Массовое товарное производство на основе общественного разделения труда и машинных технологий Высокоразвитая рыночная экономика, эффективно использующая НТР, автоматизацию и информационно-компьютерные технологии
Основы развития традиции Последовательный НТП, дух предпринимательства и конкуренции, свободы и демократии Бурная НТР, теоретические знания и информация, компетентность и профессионализм, зрелая демократия
Ведущую роль в обществе играют Церковь и армия Промышленно-финансовые корпорации Университеты как центры научных знаний
Ведущие социальные группы Священники и феодалы бизнесмены Научно-технические специалисты

Наиболее продолжительной в истории человечества была доиндустриальная стадия – несколько тысячелетий. В этот бесконечно долгий период одни и те же орудия и методы производства существовали веками.

XVIII век считают отправной точкой промышленной революции (экономич. революция: великая индустриальная революция в Англии и политич. -– великая Французская революция), изменивший экономической облик Европы. На смену домашней фабрике, которая состояла из семьи помещике, слуг и крепостных крестьян, либо семьи городского ремесленника, неженатых подмастерьев, вольнонаёмных работников и слуг, приходит крупная промышленность с тысячами наёмных работников на одном предприятии. Индустриальное общество сменило доиндустриальное.

Для индустриального общества характерен процесс урбанизации – расширение доли городского населения и распространение городского образа жизни на все слои населения. Индустриализация – применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тяговые животные.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет своё значение, решающим становится уровень образования и знания. В постиндустриальном обществе основную роль играют не промышленность и производство, а наука и технология. Показателем степени экономического развития индустриального общества служит индекс производства стали, а показателем постиндустриального общества – процент научных и технических работников на общий объём рабочей силы, а так же объём затрат на научно-исследовательские разработки. Индустриальное общество можно определить количеством производимых товаров, а постиндустриальное – умением вырабатывать и передавать информацию. Для постиндустриального общества характерен процесс глобализации. Глобализация – это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую едиными характеристиками. Исторически такую систему порождает действие факторов глобализации:

· электронные средства коммуникации, способные «сжимать» до минимума разделяющее людей пространство;

· технологические изменения, позволяющие распространять по всему миру производимую продукцию;

· глобальные идеологии, например, экологические или правозащитное движение.

Реально процесс глобализации можно видеть в том, что границы становятся всё более прозрачными для экономической, культурной и даже политической деятельности. Транслокальные и транснациональные сети – промышленные корпорации, Интернет, обмен студентами и профессиональными кадрами, сфера услуг, организации «зелёных» и движения в защиту прав человека – способствуют созданию поистине глобальной культурной и экономической системы. Например, это облик мира, как единой системы потребления, мира, закусывающего в кафе «Макдональдс»; мира, который носит одежду MEXXили Sela; мир, который ездит на Mersedes или Toyota и т.п.

В силу действия этих факторов, поколебалось традиционное для XX века восприятие мира разделённым на пространственные, территориальные и идеологические блоки.

Глобализация представляет собой факт современного существования. Это – необратимый процесс, неотвратимая участь мирового развития, глобализация не может быть ни плохой, ни хорошей.

Элементы общества:Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный “микрокосмос”, он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием. Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:1. Вещи, “орудия” с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно энергетической переделки, целенаправленного преобразования.2. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую “телесную оболочку” становясь материальными проводниками, “перевозчи ками смысла”.Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности.Механический набор людей вещей и символов не создаёт целостное системное образование–общество. Для его существования необходима сложная совокупность внутренних связей между всеми классами социальных предметов.Устойчивые, воспроизводимые связи между совместно действующими людьми называются общественными отношениями. Эти отношения связывают людей как в процессе общественной деятельности на основе разделения функций, так и при разделении совместно созданных результатов труда: готовых продуктов труда и средств их создания. Подобные отношения владельцами земли, станков и пр. и людьми лишенных необходимых средств труда, К. Маркс называл производственно–экономическими отношениями, отводя им важнейшую роль в организации общественной жизни людей.