Смекни!
smekni.com

Основы обществознания (стр. 9 из 10)

39. "Не быть жадным - уже есть богатство, не расточительным - доход". (М. Монтень)

На мой взгляд, это высказывание сродни поговорке: "Не тот богат, у кого много денег, а тот, у кого меньше потребностей". О чем же эти высказывания, в чем их суть? Каждый человек сам для себя определяет, богат он или нет, хотя порой его оценка складывается в результате сравнения с другими людьми. Жадному человеку всегда чего-то не хватает. Очень яркий пример подобного, можно встретить у Гоголя в "Мертвых душах", где Плюшкину всего мало. Его сундуки полны богатства, а сам он одевается и питается как нищий. В современной жизни все также, кому-то не хватает денег на двухуровневую квартиру, и он "читает себя бедным, а кто-то считает себя богатым, т.к. у него на столе каждый день есть хлеб. Однако здесь есть и другая грань. Богатство - это не только отсутствие жадности, но и бережливость, рационализм и прагматизм. Разберем вторую половину фразы М. Монтеня "не быть расточительным - доход". Доход - это совокупность всех получаемых человеком финансовых средств, необходимых для оплаты материальной стороны своей жизни. Расходы населения называются потреблением. Рациональный потребитель должен руководствоваться рациональной организацией своей жизни, эффективной производственной деятельностью, оптимизацией потребления. Если не быть рациональным потребителем, может сложиться ситуация, что расходы будут превышать доходы. И здесь зависит не от количества богатства у человека, а от умения им распоряжаться. В истории немало было случаев, когда богатые дворяне свое состояние доводили до банкротства, но немало было крестьян, которые благодаря своему труду стали зажиточными. Или другой пример: Форд начал свою карьеру с первого автомобиля. Если бы деньги, полученные за него, он потратил только на текущие нужды, он никогда бы не смог основать компанию по выпуску автомобилей. Вложение первоначального капитала в дело стало основой его богатства. Поэтому я согласна с высказыванием М. Монтеня.


40. "Конкуренция - единственный метод взаимной координации наших индивидуальных действий без принуждения или произвольного вмешательства со стороны властей". (Ф. Хайек)

Поскольку данное высказывание дано в разделе "экономика", то под конкуренцией следует понимать экономическое соперничество участников хозяйственной деятельности в борьбе за достижение лучших результатов. Мне кажется, что данное автором определение конкуренции точно определяет его сущность. Конкуренция является регулятором не только экономических, но и политических, культурных, межличностных отношений. Конкуренция осуществляет функцию взаимной координации наших действий без вмешательства со стороны властей: люди соперничают за лучшие результаты, большую прибыль, лучшие условия жизни. В ходе конкуренции они объективно изменяют окружающие их предметы, свои отношения, подстраиваются друг под друга, стремятся не отстать от других, т. е. Осуществляют взаимную координацию действий. Например, на рынке какой-то товар представлен в избытке, т. е. Величина предложения больше величины спроса. Вот здесь и проявляется закон конкуренции: производитель путем повышения эффективности может снизить затраты на производство, уменьшить себестоимость товара, повысить его качество и, в конечном счете, снизить цены на свой товар. Это "подстегнет" других производителей к ответным действиям. Снижение цены приведет к росту величины спроса на этот товар. Таким образом, конкуренция может без всякого вмешательства государства регулировать спрос и предложение, координировать действия различных производителей. Можно привести и другие, не относящиеся к экономике примеры конкуренции: конкурс музыкальных групп, президентские выборы, вступительные экзамены и т. д. Таким образом, конкуренция - универсальный регулятор всей жизни общества.


ПОЛИТОЛОГИЯ

41. "Партия есть организованное общественное мнение". (Б. Дизраэли)

Нельзя не согласиться с мнением английского политика XIX века Б. Дизраэли. Партии представляют в политике общественное мнение во всем его многообразии. По закону РФ "О политических партиях" партия определяется как объединение, которое имеет устойчивую структуру и постоянный характер деятельности, выражает политическую волю своих членов и сторонников и ставит основными задачами участие в определении политического курса страны, формировании органов государственной власти и управления, а также осушествлении власти через своих представителей. Партии представляют в политике интересы самых разных слоев населения. Так, коммунистическая партия представляет интересы малоимущих граждан и ратует за расширение социальной политики и уравнение состояний. Союз правых сил (СПС), напротив, представляет интересы предпринимателей и состоятельных граждан и защищает свободу предпринимательства и интересы бизнеса. Партии имеют организационную структуру, которая позволяет им готовится к выборам, разрабатывать свои планы переустройства общества, защищать интересы своих сторонников при подготовке законопроектов в парламенте. Через партии происходит политическая социализация граждан: все граждане не могут быть депутатами, но могут участвовать в работе той или иной партии и через нее доносить до государственных органов свое мнение по тому или иному вопросу. В РФ сейчас действует многопартийная система, которая соответствует многообразию политических интересов российского общества. Так, например, партия "Единая Россия" поддерживала монетизацию льгот, представляя интересы работающего населения, а коммунисты выступили против реформы, представляя интересы пенсионеров. Поэтому я согласна с Дизраэли: "партия есть организованное общественное мнение".


42. "Неверно, будто политика есть искусство возможного. Политика - это выбор между гибельным и неприятным". (Джон Гэлбрейт)

Говоря это Д. Гэлбрейт, наверное, вспоминал историю происхождения понятия "политика". Политика в древности означала искусство управлять. Поэтому, чем лучше была деятельность того или иного политика, тем искусней считалось его управление. В древности казалось все: зависит от политического деятеля, от его искусства, мастерства, казалось, что искусный политик может творить чудеса, может красиво решить все сложные проблемы. Однако древность всегда овеяна легендами, тайнами. Современная жизнь кажется гораздо сложнее. Теперь политика - это не только искусство управления, это деятельность больших групп, государств, партий, направленных на захват власти или ее удержание. Я согласна, что политика - это выбор между гибельным и неприятным. Как часто приходится политикам делать этот выбор. Порой, действительно, трудно обманывать ожидания своих избирателей, народа, но это бывает необходимо. Из истории вспоминается факт, связанный с французским президентом Шарлем де Голлем. В своей предвыборной программе от утверждал, что не даст Алжиру независимости (в то время "Алжир был французской колонией), но, став президентом Франции предоставил Алжиру свободу. Конечно, с одной стороны, он обманул своих граждан, это неприятно, но с другой стороны, война за Алжир могла принести немало проблем Франции. И выбор де Голля был верным. Из истории нашего государства известно решение Кутузова оставить Москву, но сохранить армию, чтобы затем разгромить захватчиков Наполеона. И опять же это было верное решение, хотя многие были недовольны им. История это доказала. И, нам лишь остается согласиться с высказыванием Джона Гэлбрейта.


ПРАВОВЕДЕНИЕ

43. "Пусть погибнет мир, но закон должен быть соблюден". (Изречение римского права)

Данное высказывание настолько парадоксально, что трудно и согласиться, и не согласиться с ним полностью. С одной стороны, я согласна с тем, что закон обязательно должен соблюдаться. Ведь законы - это принимаемые в особом порядке и обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты, выражающие государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения, и нарушение законов может привести к гибели общества. Поэтому законы обладают высшей юридической силой. Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, его издавшего. Еще римские юристы говорили "Суров закон, но его надо соблюдать". Однако с позиций гуманизма нельзя согласиться с тем, что из-за формального соблюдения закона должен обрушиться мир. Представим себе ситуацию, что на секретном военном объекте начался пожар. По закону доступ на объект имеют лишь люди со спецпропусками. Так что, не пускать пожарных? Недаром некоторые правозащитники говорят, что право - это "узаконенная справедливость" и закон не может нарушать естественные данные человеку от рождения, свободы. По-моему, необходимо соблюдать некий компромисс: в обычной обстановке закон не может нарушаться, но в чрезвычайном положении, если речь идет о гибели мира, пусть лучше погибнет закон.Если понимание справедливости в обществе меняется, то должен меняться и закон. Так, по знаменитому сталинскому закону "О колосках" в тюрьму попадали многодетные матери, мужья которых погибли на войне, за то, что выкопали на колхозном поле ведро мерзлой картошки. Чтобы не возникало такого выбора: сохранение мира или соблюдение закона, необходимы справедливые законы, продуманные всеми ветвями власти.


44. "Кто, имея возможность предупредить преступление, не делает этого, тот ему способствует". (Сенека)

Я полностью согласна с утверждением римского философа. Действительно, человек, который может предупредить, избежать преступления и не делает этого, становится его соучастником, пособником. Вспомним, что такое преступление. Это посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом. Признаками преступления являются противоправность, особая общественная опасность, виновность, наказуемость. Под выражением "общественно опасное деяние" понимается опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб обществу. Однако под деянием понимается не только действие, но и бездействие. Например, человек, ограбивший квартиру, безусловно, преступник, но можно назвать преступником и его приятеля, знавшего о намерениях грабителя и не попытавшегося его остановить или сообщить об этом в органы милиции. Пли возьмем автолюбителя, на машине которого барахлят тормоза. Зная об этом, он выезжает на трассу и, не справившись с управлением, наезжает на прохожего. Он, несомненно, преступник, хотя техническая экспертиза может признать его невиновным. Для того, чтобы преступлений стало меньше, необходим высокий уровень правовой культуры всех граждан. Ведь правовая культура - это не только знание законов, их неуклонное соблюдение, но и стремление активно способствовать правопорядку, предотвращать преступления. Поэтому каждый гражданин, зная о готовящемся преступлении, обязан попытаться его предотвратить или сообщить об этом в правоохранительные органы.