Смекни!
smekni.com

Развитие социологической мысли России и Украины (стр. 3 из 4)

В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение — отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ—кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 году был создан институт конкретно-социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах. В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.

2. Зарождение и развитие социологической мысли в Украине

Истоки украинской протосоциологии достигают времен Киевской Движении, о чем свидетельствуют неодиночные памятки устного и письменного творчества. В них воплощенные первые попытки осмысления событий, явлений, процессов социального характера.

Своеобразным отображением сущности человеческих отношений, в которых заметную роль отыгрывали обычаи, предрассудки, традиции, обряды, а с течением времени определенные общественные законы, являются украинский фольклор (песни, думы, сказки, легенды, поговорки).

С появлением письменности определенные стороны тогдашнего социального бытия нашли свое письменное отображение. Первые литературные произведения— «поучения», «проповеди», «патерики», «жит тія святых», «слова», родившиеся стремлением распространить христианство и прославить князей, бояр, монахов, — определенной мерой отображали и тогдашние социальные отношения, быт, культуру, расположения духа разных слоев населения.

Одной из важнейших протосоциологичных памяток первой половины XI в. справедливо считают «Русскую правду» Ярослава, составленную на основании норм тогдашнего права, которое регламентировало внутригосударственные феодальные отношения. Ряд ЕГО идей было положено со временем в основу Литовских уставов, законодательства гетманской поры.

В дидактико-теологическом произведении первого киевского митрополита Илариона «Слово о законе и благодати» (XI в.) рядом с похвалой большому князю Владимиру, прославлением крещения Движении опровергается утверждения о существовании в мире определенного богообраного народа.

Ряд протосоциологичных идей содержит «Поучения детям» киевского князя Владимира Мономаха (XII в.), в котором он убеждал своих сынов быть гуманными, справедливыми, милосердными, отстаивать правду и справедливость, одолевать ненависть, злобу, распри, избегать беззакония. Именно в этом усматривал князь ручательство единства земли Русской, покоя его граждан.

Важные сведения про тогдашняя социальная жизнь содержит «Печерский патерик», в котором речь идет о жизни киево-печерских монахов.

Историки социологической мысли нашли немало интересных наблюдений, соображений в «Слове про Игорев поход» (XII в.), пронизанному прежде всего идеей объединения русских земель и преодоления междоусобиц.

Разнообразным историко-социологическим материалом летописи Киевской Движении XI—XIII в., заметным среди которых «Повесть минувшего года», авторство которого належит монаху Киево-Печерского монастыря Несторові. Подіевий спектр делает более выразительную главную его идею, которая состоит в отстаивании единства русской земли и политической независимости.

Выход на историческую арену Галицко-Волынского государства удостоверил «Галицко-Волынская летопись», что есть важным источником изучения социальной жизни на западноукраинских теренах.

Социально-экономическая, политическая и духовная жизнь резко изменилась в XIII в. в связи с господством на украинских землях монголо татарского ига. В XIV в. центрально-украинские земли были захвачены Большим княжеством Литовским. А большинство галицко-волынских земель оказалось под польской властью. Из юга! донимали татарские нападения.

Историческая судьба украинского народа покликала к жизни своеобразный социальный феномен — казачество — промежуточный слой между шляхтой и крестьянством, на которую не распространялись ни крепостничество, ни барщина. Особенность этого феномена состоит в том, что Украина, не будучи государством, фактически существовала как уникальная государственно-правовая система, субъектом которой было казачество. С казачеством были связанные первые переписи населения в Украине, формирования казацких реестров, создания войска реестровых казаков.

В середине XVI в. идеи естественного права, общественного договора разрабатывал украинский ученый Станислав Ореховский-Роксолан (1513—1566), которого современники называли украинским (рутенским) Демосфеном. Он обосновал положение, согласно которому королевская (государственная) власть дана не Богом, а возникшая вследствие договора между людьми, которые слушаются короля добровольно. Закону, который служит гарантией развития и существование государства, должны подчиняться все, даже короли. По мнению С. Ореховского, естественное право (закон) важнее от законов, которые регулируют отношения в обществе, поэтому их за необходимости можно изменить.

Для государства принципиально важно заботиться об образовании граждан: «Ведь никто ничего не сделает полезного даже в самому незначительном искусстве, если не будет учиться». Влада должна всячески оказывать содействие развитию новых школ.

Общественные взгляды С. Ореховского сыграли этапную роль в развития учения о государстве от средневековых концепций к теориям государства и права XVII-XVIII в. Он оказался предшественником таких мыслителей, как Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж. Ибоден и др. В Украине и России его идеи развивали деятели Києво Могилянської академии, в частности Ф. Прокопович, в библиотеке которого были работы С. Ореховского.

В конце XVI — в начале XVII в. самой заметной фигурой в украинской духовной жизни был Иван Вишенський (между 1545—50 — после 1620), что в своих полемических произведениях отстаивал идею свободы, равенства, справедливости в сфере духу.

Важный взнос в развитие социологических идей сделал знаменитый украинский ученый Григорий Сковорода (1722—1794), что науку о человеке считал главной, важнейшей и высочайшей из всех наук. Не возражая роли и значения научных и технических достижений, считал важнейшую науку об условиях и способах обеспечения счастливой жизни, о человеке и ее счастье.

Особый интерес составляет его концепция родственной работы. Сковорода ли не первым из ученых нового времени выдвинул идею преобразования работы из средства к жизни на первейшую жизненную потребность и высочайшее наслаждение. Смысл человеческого бытия он усматривал в работе, а настоящее счастье — в свободной работе по призванию. Мысль об определяющей роли родственной работы в обеспечении счастливой жизни впервые приобрела общего принципа решения проблемы человеческого счастья и смысла человеческого бытия.

Большого значения в познании человеческой природы, в выборе человеком своего места в жизни Сковорода предоставлял практике, упражнениям, задача которых — усовершенствовать естественные данные. Наука и привычки должны направить человека на путь родственной полезной для общества работы, которая есть основной сферой проявления сущности человека в его высоких духовных стремлениях. В творчества Г. Сковороды начатые и идеи экзистенциализма, которые в мировой науке стали разрабатывать только через столетие. Его раздумья преисполнены большого гуманизма, конструктивного содержания и страже современного основательного исследования.

Таким образом, общественные концепции, которые явились в период от античности к XIX в., охватывали широкий круг социальных проблем и подходов к их решению. Из позиций в свое время, тогдашнего уровня знаний авторы старались осмыслить как отдельные, так и общие социальные явления, которые послужило интеллектуальным потенциалом в дальнейшем изучении общества как системы, а также механизмов его функционирования.

В конце ХVIII в. начинаются активные исследования в околице фольклора, этнографии, истории украинского народа, достояния которых имеют незаурядное значение и для социальных знаний. Ряд работ этого периода, прежде всего «Описание свадебных обрядов» Гр. Калиновського, «Землеописання в Малия России» М. Туранського, «Записки в Малороссии» Я. Маркевича, «История Маленькой России» Д. Бантишкаменского, «История русів» неизвестного автора, дает основание утверждать о появлении системных украиноведческих студий, в контексте которых исследовалась и социальная жизнь народа.

3. Начало украинской социологии

Принят считать, что украинская социология заявила о себе в 80-х годах XIX в. исследованиями Женевского кружка украинских ученых, работы которых печатались чаще всего в тамошнем журнале «Община».

Ученые, которые исследуют особенности тогдашней украинской социологической мысли в конце XIX в., отмечают, что тогдашние исследования большей частью определенной мерой трансформировали идеи О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса, проявляя при этом маловато критического отношения к достояниям своих предшественников, ориентации к изготовлению собственных социологических теорий, хотя отдельные оригинальные идеи они высказывали.

К тому времени украинская социология еще не была виокремленою наукой, то есть к социологическим студиям удобное удавались профессиональные философы, историки, географы, экономисты, литераторы.