Смекни!
smekni.com

Расизм и его социальные корни (стр. 2 из 4)

В первом же томе мемуаров этого общества появились очерки истории антропологии, также направленные на обоснование расизма , написанные Бендишем, решительным сторонником полигенизма. Прослеживая ход развития идей о происхождении человеческих рас, начиная с эпохи раннего средневековья, он заявляет, что моногенизм всегда был догмой церкви и что критические умы (Юлиан Отступник, Парацельс, Джордано Бруно), наоборот, всегда в этом вопросе отстаивали идею о множестве независимых центров происхождения различных рас человека.

Попытка обоснования близости негра к обезьяне была сделана Лоуренсом еще в 1819 г., а энергичная защита полигенизма в Англии велась уже в 40-х годах Гамильтоном Смитом и в 50-х - Робертом Ноксом. Идея неравенства человеческих рас с чрезвычайной силой вспыхнула в Америке в период обострения вопроса о работорговле. Когда в 1844 г. Англия, поддерживаемая Францией, обратилась к министру иностранных дел США Калгоуну с предложением свободить негров и прекратить торговлю людьми, Калгоун растерялся и не знал, как сформулировать ответ двум европейским державам. По совету известного в то время антрополога Мор-тона Калгоун составил ноту, адресованную Англии, в которой отвергал всякое изменение в правовом положении негров, так как негры представляют собой якобы особую породу людей.

Выбить из них дьявола кнутом» – таково было рекомендованное «лечение» для умственного «расстройства» под названием drapetomania (от drapetes – «сбежавший раб» и mania – «сумасшествие» или «ненормальность»). Слово означало «неестественное стремление раба сбежать. Эта болезнь была «открыта» в Луизиане в 1851 году.

Большую помощь идеологам невольничества оказала ошибка голландского анатома Кампера, который еще в XVIII в. предложил рассматривать людей и животных в профиль и измерять величину угла, который составляет профильная линия с горизонталью. При таком сопоставлении оказалось, что у статуи Аполлона Бельведерского угол близок к прямому, у европейца на несколько градусов меньше, у негра еще меньше, у орангутангов немного меньше, чем у негра, у других животных угол очень мал.

Очень большую поддержку сторонникам расовой теории оказал Луи Агассис, развивший теорию о происхождении различных человеческих рас в восьми областях земного шара, соответствующих так называемым зоогеографическим провинциям. По понятиям того времени это означало, что между человеческими расами полностью отсутствует всякая родственная связь, что они созданы независимо одна от другой и очень глубоко отличаются по своим природным свойствам, как физическим, так и духовным.

Расизм пытается якобы бороться с догматизмом церкви, которая говорит о единстве человеческих рас и их едином происхождении. Для реакционных антропологов середины прошлого столетия было безразлично, с кем действовать заодно и на кого опираться в борьбе за право преследования негров. Известно, что некоторые полигенисты использовали авторитет Библии, выражали надежду на поддержку идеи неравенства со стороны главы римской церкви и в числе своих предшественников называли даже имя Магомета, который учил, что бог сделал одних людей из черной глины, а других – из белой.

Современная история расизма

В первой половине 19 в. главным оплотом расистских теорий стали США, впоследствии обострения борьбы между рабовладельцами и аболиционистами – приверженцами освобождения негров. Стремясь укрепить свои экономические и политические позиции, рабовладельцы-плантаторы с южных штатов взяли на вооружение реакционные расовые теории. В самой выразительной форме их сформулировали антрополог Мортон и его последователи Н. Нортон и Д. Глиддон. Так в 1844г. последние опубликовали книгу « Типы человечества», где проводили мысль о принадлежности негров к особому биологическому виду, близкого к человекоподобным обезьянам.

Как пишет М. Калашников: « Уже в 1907 году был принят первый закон, сделавший легальной насильственную стерилизацию. Вскоре подобные же законы были приняты в большинстве штатов Америки, а потом и во многих странах Европы. Сами же операции по стерилизации слабоумных, больных тяжелыми наследственными болезнями и просто потомственно бедных и небелых начались еще раньше. По оценкам видных специалистов евгеники, стерилизации в США подлежал каждый десятый, то есть по их планам, открыто публиковавшимся в евгенической прессе, около 14 миллионов человек должно было быть лишено способности и права иметь детей.

В других странах, по их планам, этот процент был куда выше. Стерилизации подлежали, по сути, все нации, признанные «неполноценными»: негры, индейцы, евреи, арабы и многие-многие другие. Все, кто не подходил под стандарт изобретенной в начале века американскими специалистами (а вовсе не немецкими нацистами!) «Нордической» германской расы. Для недопущения подобных «выродков» в США принимались соответствующие иммиграционные законы, так же как и законы, запрещающие смешанные браки белых с «неполноценными».

Так, авторитетный деятель в области общественного образования Чарльз Боббит сетовал в своей статье «Практическая евгеника»:

«В былые славные времена кровь расы была чиста как горный источник... Ныне же публичные школы и благотворительность снабжают «костылями» всех умственно и нравственно отсталых, нарушая чистоту наследственности».

Стоит заметить, что доктрины расовой чистоты и превосходства белой расы не были просто идеями невежественных, несознательных масс. Это были тщательно выношенные идеи многих их самых респектабельных и высокообразованных людей Америки, каждый из которых был экспертом в своей области и каждый обладал громадным авторитетом.

Антропология была использована для доказательства того, что все те явления, которые в действительности неизбежно вытекают из определенной системы производственных отношений на современном историческом этапе (сосредоточение богатства в руках незначительного числа собственников, борьба за колонии, безработица, сверхприбыли ничтожного меньшинства и нищета и разорение миллионов трудящихся и пр.), суть якобы проявления неизменных законов природы и наследственного неравенства людей.

Теоретики расизма

Жозеф Артюр де Гобино (1816—1882), теоретик расизма в Европе XIX века, в своём труде «О неравенстве рас» говорит уже не только о превосходстве белой расы над всеми остальными, но и о том, что лишь определённый круг людей высшей расы является её истинным представителем. Он пытается обосновать право господства биологически и генетически «предопределённой» арийской (белой) расы. В 1853 г. граф Гобино издал книгу «Опыт неравенства человеческих рас». Его поддержали биологи Геккель, Гальтон. Они пытались научно обосновать идею неравенства рас, но через годы их исследования не выдерживали ни какой критики и повсеместно признавались безосновательными, недоказуемыми и псевдонаучными.

Важе де Ляпуж (1854—1936), крупный французский расист, пытался доказать, что у представителей высших классов общества головной указатель меньше, чем у людей из низших классов, имеющих более круглый, брахицефалический череп. Ляпуж дошёл даже до утверждения, будто «брахицефалический череп является признаком индивидов, которые не могут подняться выше варварства». Вопреки этому заблуждению, статистика показывает, что умственно одарённые люди чаще всего имеют крупную круглую голову и что брюнеты преобладают среди представителей так называемого высшего класса.

Ле Бон, французский социолог. Написал книгу под названием «Психология народов и масс» в которой считал, что равенство противоречит естеству, а неравенство рас — объективный способ существования. Ле Бон пишет: «Белая раса генетически и физиологически превосходит другие расы по умственным способностям, тонкости теоретико-познавательного и ценностного отношения к миру, логическому мышлению. Желтая раса уступает белой на один порядок, коричневая на 2, американоидная на 3, черная не способна без контроля белых вообще ни на что».

Хаустон Стюарт Чемберлен, англичанин, эмигрировавший в Германию после женитьбы на дочери немецкого композитора Вагнера и развивший расистские идеи учения Гобино и Ляпужа, также обосновывается превосходство германской расы над другими народами, однако он уже дал этим идеям существенное развитие, так как представил расовую теорию в более откровенном и агрессивном виде. Он выступил как резкий сторонник борьбы за поддержание «чистоты» расы и сохранения её от всевозможных инорасовых влияний и примесей. Чемберлен был первым в Германии, кто заложил «основы» теории рас и «евгеники» — «науке» о расовой чистоте и своеобразных методах «селекции» людей, о чём позже говорил своеобразный учёный Дарре: «Как мы возродили ганноверскую лошадь, отбирая породистых жеребцов и кобыл, так мы возродим чистый тип северного германца путём обязательного скрещивания в течение ряда поколений».

Мальтус (1766–1834), английский экономист, один из родоначальников социал-дарвинизма, евгенического расизма, автора «Трактата о законе народонаселения» (1798), в котором развивается взгляд о необходимости уничтожения государственной помощи бедным и о том, что голод и нищета масс зависят якобы не от социального строя, а от чрезмерно быстрого размножения бедняков. Эта «теория», оправдывающая гибель миллионов людей угнетенных классов и народов, получила заслуженную оценку у классиков марксизма, охарактеризовавших ее как проявление глубочайшей низости мысли. Связь Мальтуса с социал-дарвинизмом наиболее отчетлива там, где он заявляет, что бедность и порок сами как бы автоматически препятствуют чрезмерному размножению народонаселения (элиминация «неприспособленных»). Связь Мальтуса с евгеникой проявляется в рекомендуемых им предупредительных мерах, которые должны ограничить размножение неимущих слоев народа.