Смекни!
smekni.com

Студенческие организации в Украине в 20-е годы (стр. 4 из 5)

В общем, социальный статус педагога, несмотря на отдельные старания власти, на протяжении 20-х годов находился в унизительном состоянии.


5 Студенческие организации в Украине в 20-е годы

В состав студентов в 20-е годы входили юноши и девушки, которые учились в высших учебных заведениях: техникумах и институтах.

5.1 Комплектация коллективов студентов

В самом начале 20-х годов комплектование коллективов студентов осуществлялось на общедемократических положениях и с помощью экзаменов. Анализируя этапы комплектации коллективов студентов, газета Харьковского института народного хозяйства указывала, что «до 1921 г. в Украине в высших учебных заведениях преобладала политика «открытых дверей» и что никакие социально-классовые ограничения не существуют к желающим попасть в высшие учебные заведения [47]. Начиная с 1921 года приём в ВУЗы проходил по разнарядке Главпрофа. В апреле 1921 года коллегия Главпрофа подтвердила своё предыдущее решение, по которому свободное поступление в вузы отменялось, а вместо него набор студентов осуществлялся через систему командировок [48]. Право командировать в ВУЗы получили партийные, профсоюзные, советские, комсомольские органы. Приём в ВУЗы художественного профиля осуществлялся не по социальному происхождению, а по талантам. В музыкальную академию в Харькове в 1921 году были зачислены 15 студентов к классу профессора Луценко исключительно по этому принципу [49].

Вступительные экзамены в вузы официально с 1921 г. были запрещены. Но отмена конкурсных экзаменов при поступлении в вузы привела к падению качества знаний, а уровень подготовки многих абитуриентов не давал им возможности учиться в высшей школе. Поэтому сами вузы были вынуждены устанавливать коллоквиумы для абитуриентов по специальным дисциплинам, чтоб каким-то образом проверить качество знаний будущих студентов. Абитуриентов со слабой подготовкой при наличии свидетельства про командировку зачисляли условно. Первый триместр считался проверочным, а потом засчитывали в состав студентов. Таким образом, вузы отсевали особ с командировками, которые были не в состоянии получить высшее образование. А некоторые командированные студенты просто не появлялись в вузах. Центральная проверочная комиссия по приему в вузы в 1924 г. установила большой процент лиц, засчитанных в вузы без командировок. Они занимали места тех, кто имел слабую подготовку или не появлялись в вузах по тем или иным причинам.

Система командировок была ошибочным шагом и не достигла поставленной цели. Поэтому в 1926/27 учебном году распоряжение Наркома и систему командировок отменили.

В 1927/28 учебном году были установлены новые критерии комплектации студенческих коллективов. Инструкция, присланная во все приемные комиссии Украины, ставила за цель приём в ВУЗы как «рабочие кадры, так и академически подготовленных к учёбе в высшей школе лиц». Отныне вступительные экзамены сдавали все абитуриенты, а зачисление в состав студентов происходило так званым «куриальным принципом». Устанавливалось пять курий: рабочие, селяне, трудовая интеллигенция, служащие, кустарники. Для каждой вертикали вузов утверждались соответственные соотношения куриям.

В вузы начала попадать талантливая молодёжь, которая представляла более широкие слои населения, а в институтах и техникумах начал формироваться культ знаний. Но в следующем 1928/1929 учебном году куриальные соотношения были изменены в сторону доминирования рабочих, а талантливая молодёжь из других социальных слоёв оставалась вне вузов.

Но в целом установление куриальное системы при зачислении в вузы бала шагом вперёд на пути демократизации принципов и критериев комплектования коллективов студентов. Если по системе командировок представители интеллигенции, служащие, предприниматели формальнее не имели права попадать в институты и техникумы, то по куриальной системе за ними закреплялось фиксированное представительство в студенческих коллективах. Однако такой способ регулирования социального состава студенчества нельзя считать целиком удовлетворительным. С ним можно согласиться как с вынужденным временным явлением, в условиях формирования системы образования.

Вторым способом регулирования состава студенчества были так называемые социальные «чистки», которые имели негативный характер и последствия. Следует отметить, что система «чисток» социального состава студенчества сложилась уже в начале 20-х годов. В ходе этих проверок из вузов преимущественно отчислялись представители интеллигенции, служащие и предприниматели. Среди них большой процент составлял «академический балласт» - вечные студенты, которые только числились в списках. Так, в 1921 году из вузов было отчислено 4 тыс. «разных контрреволюционных элементов» и 7 тыс. таких, «которые только считались студентами».

Следует подчеркнуть, что в отличии от предыдущих «чисток», так называемая «социально-академическая проверка» состава студенчества 1924 года имела свои особенности. В средствах массовой информации, на сборах студенческих коллективов делалось ударение на чисто академические стороны этой очередной акции.

ЦК КП(б)У разработал тайный циркуляр о проведении социально-академической проверки институтов и рабфаков. В нем приводились нормативы отчисления и предупреждения о том, что эти цифры на местах не могут быть превышены. Кроме того, было сурово приказано, что для избегания «нежелательных разговоров…проводить личные опросы не только определенной сомнительной части студенчества, запланированной к сокращению, но и части людей, которые не вызывали сомнения».

До конца октября в большинстве институтов «чистка» была закончена. В техникумах «чистки» не проводили. 20 октября 1924 г. нарком образования А. Шумский сообщал в секретариат ЦК КП(б)У, что после проверки институтов было отчислено 6 тыс. студентов, т.е 17% их общей численности [50].

В итоге, ни социально-классовые ограничения, которые устанавливались при зачислении в вузы, не «социально-экономические проверки» студенчества не имели полного успеха и встречали упертое противодействие со стороны преподавателей, профессуры, руководителей вузов, студентов и их демократических организаций. Это противодействие сводилось к тому, что главным критерием обучения в высшей школе должно быть не социальное происхождение, а уровень знаний.

Национальный состав высших учебных заведений в начале 20-х г. в значительной степени зависел от национального состава городского населения, поскольку уровень общей подготовки абитуриентов в городе был значительно выше, чем в селе. В 1923 г. среди городского населения Украины русские составляли 33,4%, украинцы – 32,2%, евреи – 29,0% [51]. Среди студентов вузов в 1923 г. преобладали евреи – 39,3%, дальше шли русские – 27,5%, украинцы – 25,5 [52].

Украинская концепция образования предусматривала равноправное представительство всех национальностей в высших учебных заведениях, что фактически обозначало максимальное привлечение в вузы представителей украинской нации. Начатая политика украинизации тоже была нацелена на расширение формирования украинской национальной интеллигенции.

Количество женщин, зачисленных в институты, в 1923/24 учебном году составляло 27,7%, а в 1928/29 – 30,7%. Но в индустриально-технических, социально-экономических и сельскохозяйственных вузах количество зачисленных женщин было минимальным.


6 Вывод

Новая система образования, которая установилась и развивалась в Украине в 20-х годах, была целостным образовательным комплексом. Этот комплекс состоял из таких элементов, как украинская концепция и модель образования; отдельные отрасли образования (профессиональные); сеть и структура учебных заведений, их система подготовки, переподготовки и повышение квалификации педагогических и научно-педагогических кадров; материальное обеспечение и социальная защита педагогов. Каждый из элементов этого комплекса является необходимым для рассмотрения главного вопроса: какая же была деятельность студенческих организаций, в чем их суть и каково их значение. Обзор этих элементов позволил нам более комплексно и углубленно рассмотреть данную проблему.

Осуществление принципа целостного образовательного комплекса принесло существенные общественные, культурные и экономические заслуги. Руководство целостным образовательным комплексом было сосредоточено в руках Народного комиссариата образования, а отдельные отрасли образования подчинялись Главному управлению социального воспитания, Главному управлению профессионального образования и Главному управлению политического образования. Построение целостного образовательного комплекса в Украине стало возможным благодаря созданию в обществе атмосферы общегосударственного, всенародного восприятия развития образования, постоянной опеке о приумножении интеллектуального и духовного потенциала нации, активизации усилий всего общества, нацеленных на выведение образования на уровень достижений мировой цивилизации, привлечение к развитию образованию всех государственных, гражданских, приватных учреждений, семьи, каждого гражданина. Украинская концепция и модель образования были достаточно оригинальными, поэтому построенная на их основе система образования имела свои особенности. Она опиралась на так называемый «материальный» подход, который отстаивал практическую подготовку специалистов, исходя из идеи прагматизма, и мела четкое специальное (профессиональное) направление.

Особенностью украинской системы образования следует считать реализацию концептуального тезиса про обучение на родном языке. Была создана сеть учебных заведений с украинским языком обучения. Построение сети единых трудовых школ по языку обучения было настроено на достижение соответствующей пропорции между национальным составом населения Украины и сетью национальных школ.