Смекни!
smekni.com

Социально-психологические аспекты проблемы подростковой беспризорности (стр. 4 из 8)

Семейное неблагополучие — основная, но не единственная причина безнадзорности детей. Дополнительными факторами ряска безнадзорности становятся безработица родителей и миграционные процессы. Обострившиеся национальные конфликты и появившаяся вместе с ними проблема беженцев выдвинули весьма острую проблему безнадзорности и беспризорности детей из семей беженцев.

Помимо неблагополучной семьи, дестабилизирующими факторами, несомненно, становятся нарушение прав детей в области образования, профессионального обучения, неоперативное решение органами опеки и попечительства вопросов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальные факторы и медико-психологические особенности развития личности ребенка из неблагополучной семьи создают для него определенные сложности и в процессе обучения в школе. Такие дети плохо усваивают материал, пропускают занятия, конфликтуют с учителями и одноклассниками. Позиция школы стала дополнительным фактором риска. При формальном соблюдении требований не отчислять ребенка из школы

педагогические коллективы дистанцировались от подростков с трудными судьбами. Таким образом, школа также может выступать институтом, отторгающим проблемного ребенка, способствующим его безнадзорности. За последние годы резко увеличилось количество подростков в возрасте 14-15 лет, покинувших по разным причинам учреждения общего и профессионального образования и не начавших трудиться.

Отрицательную роль сыграло также ослабление работы с детьми по месту жительства (клубы, кружки, комнаты школьника). На смену этой системе не создана новая, что фактически обезоруживает общество перед детской безнадзорностью.

Бедность в условиях коммерциализации культурной, образовательной, спортивно-оздоровительной сферы закрыла детям и подросткам доступ к развивающим занятиям, разумному досугу и отдыху. Необходимость поиска дополнительного заработка, возвращение в быт семьи многих видов работ, ранее выполнявшихся сферой услуг, сократили возможности общения родителей с детьми, совместных занятий, увеличивая тем самым опасность

попадания детей в предкриминальные группировки. Усиливающаяся алкоголизация и наркотизация многих семей способствовала отчуждению родителей от детей, предоставляя их самим себе, толкая в уличные компании с асоциальной направленностью. По данным Государственной Думы, 18 из 37 миллионов детей в настоящее время находятся в зоне социального риска; 160 тысяч несовершеннолетних, уже переступивших черту закона, пребывают в колониях.

Сотрудники МВД считают подростков наиболее криминально активной частью населения. По данным исследования, проведенного Международным детским фондом ЮНИСЕФ, каждое пятое преступление в России совершается подростком; 85 % преступных группировок и банд включают в себя детей. В России каждый четвертый беспризорный подросток уже совершил уголовно наказуемое преступление. На 100 тысяч детей приходится 2300 преступлений. Милицейская статистика свидетельствует: ежегодно детьми и подростками совершается 300 тысяч преступлений.

Психологические причины безнадзорности связывают с увеличением числа детей, имеющих выраженные аномалии, черты асоциального поведения. Некоторые ученые соотносят их с генетическим предрасположением. Среди подрастающего поколения такие дети составляют 3-5%[14,c.91].

В реальной жизни социально-экономические, социально-психологические и психологические причины безнадзорности и беспризорности тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Таким образом, можно сделать вывод об актуальности на сегодняшний день проблемы детской безнадзорности и беспризорности для нашего общества. Против ребенка действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни. Ребенка выталкивают из своего лона неблагополучные семьи, численность которых заметно возрастает, школа, освободившаяся от воспитания, внешкольные учреждения, которых остается все меньше. Волна детской беспризорности нарастает, она грозит приблизиться к той, которая была в России в 20-е годы.

Фактически беспризорные дети и подростки утратили связи с семьей, многие оказались на улице, приобрели негативный социальный опыт, попали в руки криминальных элементов, которые используют их в своих преступлениях, приучают к пьянству, наркотикам, принуждают к половым связям. Все это деформирует психическое, физическое, личностное развитие детей и подростков, искажает процесс их социализации.

Эти тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

В настоящее время такие проблемы, как беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних, рост детской преступности, требуют пристального внимания общества. Разрушение государственной системы общественного воспитания и организации досуга детей в условиях рыночных отношений, а также кризисное состояние института семьи — усложнение условий жизнедеятельности, разрушение нравственных ценностей, ослабление воспитательной и духовной функций семьи, приводят к формированию девиантного поведения детей. Соответственно, одними из первоочередных задач становятся выявление и предупреждение социальной дезадаптации детей и подростков, социально-психологическая поддержка семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Психологические причины развития поведенческих отклонений часто неразрывно связаны с нарушением внешних условий социализации, нередко — с психическим неблагополучием ребенка. Так, Д.И. Фельдштейн, приводя данные изучения жизненного пути несовершеннолетних правонарушителей, воспитывающихся в республиканской спецшколе Душанбе, делает вывод, что в основе «нравственной деформации их личности» лежали именно недостатки их семейного и школьного воспитания.

Исследователи отклоняющегося поведения детей и подростков выделяют как внешние факторы влияния — социальную экологию (отношения в семье, отношения со сверстниками, условия проживания), так и внутренние — возможное психиатрическое неблагополучие ребенка, искажающее регуляцию его поведения. При этом роль семейного неблагополучия определяется более значимой в причинности отклоняющегося поведения.

Своевременное выявление психологического неблагополучия, которое

приводит к социальной дезадаптации и отклонениям в поведении ребенка, — важная и насущная задача сегодня. Еще в 1968 г. А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия и А.А. Смирновым была опубликована статья, актуальность которой сохраняется по сей день. В статье указывалась задача преодоления как количественного тестового подхода к диагностике, так и упрощенного, с интуитивно-эмпирической трактовкой результатов, в ней также были сформулированы методологические принципы психологической диагностики. Поиск решения этих задач продолжается и в настоящее время[15,c.76].

1.3 Особенности подросткового возраста и подростковой

беспризорности

Подростковый возраст издавна именуют взрывоопасным, ранимым, трудным, жестокосердным, кризисным, переходным. Период трудный для самого подростка и для окружающих его людей. Парадоксально, но самые серьезные решения в своей жизни человек принимает именно в том возрасте, когда его собственный опыт минимален; если принятое решение в дальнейшем оценивается личностью как неудачное, связанное с этим разочарование может крайне неблагоприятно сказываться на ее поведении.

В подростковом возрасте физическое и духовное развитие несовершеннолетнего ещё не завершено. И это отражается на характере его действий и поступков, свойственных детскому и подростковому возрасту, а именно жажда приключений, любопытство, внушаемость, доверчивость, неумение приспосабливаться к конкретным условиям жизни, беспощадность в конфликтных ситуациях.

Всем подросткам присущи такие особенности, как недостаток социального опыта, повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к подражанию, противоречивость и неустойчивость в поведении и во взглядах, подверженность посторонним влияниям. Им свойственно желание оказаться взрослыми, и поэтому путем неправомерных поступков они демонстрируют свою «взрослость» [16,c.74].

Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность – такова поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в воспитательно-профилактической деятельности.

Формирование смысла жизни подростков является одним из эффективных направлений социально-педагогической профилактики отклоняющегося поведения. Экзистенциальный вакуум и слабая ценностная регуляция - благоприятные предпосылки для проявления отклоняющегося поведения подростков. «Своеобразный характер сформировавшейся таким образом системы личностных ценностей, бедность внутреннего мира и узость кругозора порождают ощущение внутренней «пустоты», ориентацию на человека вовне - на внешние критерии оценки, на некритичное принятие групповых норм поведения и мировоззрения в целом» [17, с. 85]. Относясь безвольно и безоценочно к предлагаемым групповым нормам, подросток часто попадает в молодежные формирования асоциальной и антисоциальной направленности.

Позитивные для формирования смысла жизни приобретения подросткового возраста:

- формирование чувства социальной идентичности;

-наличие потребности в проявлении собственной индивидуальности;

-формирование сознательного отношения к собственной личности, обращение сознания внутрь себя, появление рефлексии;