Смекни!
smekni.com

Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей (стр. 3 из 12)

Непосредственно же после смерти Петра наступил период законодательного затишья. Ближайшие приемники его мало заботились о полном проведении мер по призрению во всей их совокупности и лишь повторяли и усиливали указы о жестких наказаниях нищенствующих. По некоторым отраслям призрения произошло даже заметное ухудшение дела. Так, хотя Императрица Екатерина I, а затем и Елизавета и издавали указы о призрении незаконнорожденных, но не имели энергии настоять на исполнении, вследствие чего те приюты, которые были открыты при Петре I, постепенно закрылись.

Во время периода царствования Екатерины II было учреждено два больших по своим размерам заведений для призрения незаконнорожденных детей. Вопрос о них был серьезно разработан под руководством известного филантропа И.И.Бецкого и получил практическое осуществление с основанием в 1763 г. в Москве Воспитательного дома. Устройством этих двух домов было положено прочное начало призрения незаконнорожденных детей если не во всей империи, то в ближайших к столицам губерниях. Создание этих домов, равно, как и принятие других указов выше мер, служило лишь к развитию и упрочению системы призрения, намеченной Петром Великим, а потому подробно останавливаться на этих мероприятиях Императрицы нет надобности. Более самостоятельным характером отличается крупнейшая организационная мера Екатерины II, заключающаяся в создании целой сети специальных учреждений под названием «Приказов общественного призрения», открытых в сорока губерниях на основании «учреждения о губерниях» 1775 г.

После эпохи Екатерины II знаменитой вехой в развитии общественного призрения были благотворительные общества и союзы. Среди них особое место занимают «Учреждения императрицы Марии Федоровны».

12 ноября 1796 г. Императрица Мария Федоровна (супруга Павла I) приняла на себя непосредственное начальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и мещанским его отделением.

Вступив в управление, Императрица назначила из своих средств ежегодно по 9 тыс. руб. на содержание грудных младенцев с кормильцами.

Особое внимание Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома. За 30 лет из поступивших в них 65 тыс. младенцев в живых осталось 7 тыс. Императрица заключила, что ужасающая смертность детей связана главным образом с теснотой помещения. Для улучшения условий в Санкт-Петербурге Государь пожаловал Воспитательному дому обширный особняк графа Разумовского на Мойке. К этому зданию был прикуплен еще соседний дом графа Бобринского. В этих зданиях Воспитательный дом располагался до 1917г.

Заботясь об устройстве уже существующих домов, Императрица открывала и новые учебные и благотворительные заведения. К 1802 г в Петербурге и Москве были открыты женские учебно-воспитательные учреждения им. Св. Екатерины. В 1807 г. основан Павловский военно-сиротский институт, в 1817 г. – Харьковский институт благородных девиц за плату и без платы.

В период с 1828 по 1881 г. вслед за кончиной Императрицы Марии Федоровны все учреждения, бывшие в ее ведении, принял под свое покровительство Император Николай I.

Венцом деятельности Императора Николая I было учреждение сиротских институтов. Войны и холерная эпидемия 1830-1831 гг. оставили сиротами огромное число детей, нуждавшихся в призрении. В 1834 г. при Воспитательных домах Санкт-Петербурга и Москвы открылись сиротские отделения на 50 мест в каждом, затем латинские и французские классы. В них дети обоего пола получали столь основательное образование, что после латинских классов могли поступать в медико-хирургическую академию, а из французских классов выходили воспитатели в частные дома. Дети, рожденные вне брака, вместе с сиротами получали прекрасное образование. Это породило отказ родителей от детей. Обнаружились факты, когда родители из бедных семей тайно приносили своих детей в Дома, в надежде на их счастливую будущность. Император Николай I положил конец этому ненормальному явлению С 1837 г. латинские и французские классы были упразднены, а взамен их учреждены институты для воспитания сирот офицеров военной и гражданской службы. Из сиротского мужского института (на 300 детей) при Московском Воспитательном доме в 1847 г. образовался Кадетский корпус с выходом из ведомства Императрицы Марии.

К 1873 г. осуществлены значительные изменения в структуре управления Ведомством. Территориальные Опекунские советы были объединены в единый Опекунский совет Учреждений Императрицы Марии с образованием двух присутствий в Санкт-Петербурге и в Москве на правах высших государственных учреждений по делам законодательного и финансового управления.

В 90-е годы стали создаваться детские дома трудолюбия. В этой общественно значимой жизни России накопился заслуживающий внимания опыт. Подготовкой детей к трудовой жизни занимались учреждения призрения.

Таким образом, можно сделать вывод, что дореволюционный опыт решения проблем сиротства содержит немало рациональных элементов, представляет значительный практический интерес для современной социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей [8 с. 260-270].

После поворотных политических событий октября 1917, приведших к установлению Советской власти, социально-экономическое положение народа изменилось. Затянувшаяся война, экономический спад послужили причиной для возросшего сиротства. В 1920г. в сеть детских учреждений для осиротевших и беспризорных детей входило 1724 учреждения, где на государственном обеспечении находилось 124 тыс. детей.

Отдавая должное советским органам за материальное обеспечение детей-сирот и инвалидов, вряд ли можно признать положительным огосударствление системы детского призрения, упразднение всех занимавшихся попечением о детях благотворительных организациях, унификацию содержания и воспитания детей посредством повсеместного создания домов-интернатов. Поэтому, изучая опыт организации решения проблем социального сиротства в советский период, важно видеть как его положительные элементы, так и слабые стороны [8, с. 299].

В условиях перехода России к новым экономическим условиям десятки миллионов людей оказались в сложных социальных условиях: одни перешагнули черту бедности, другие стали безработными, третьи оказались беженцами и мигрантами. Самыми незащищенными оказались дети.

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха – эпоха гласности, демократии – создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн. детей бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего – в России. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода.

Обращает внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами при живых родителях.

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

По данным МВД России, ежегодно убегают из дома по причине плохого обращения с ними родителей более 90 тыс. юных россиян. Все чаще детей оставляют в роддоме молодые женщины в возрасте от 14 до 17 лет. Госкомстат констатирует: каждый пятый российский ребенок – детдомовец. Почти все они имеют родителей.

Россия в настоящее время занимает первое место в мире по плотности сиротства (на десять тысяч человек). Можно сказать, что сегодня от 3 до 3,5 млн. детей нуждаются в опеке по различным основаниям.

Миллионы детей остались без родителей и воспитываются в домах ребенка, детских домах, приютах, интернатах, и число их, по данным социологов, из года в год увеличивается на 170 тысяч. За последние 10 лет количество сиротских учреждений возросло в 3 раза.

Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это усыновление, опека (попечительство), приемная семья, устройство в государственные учреждения. Этот список не полный, так как законодатель дает возможность регионам по своему усмотрению и в силу своих возможностей, опыта и профессионализма, развивать иные формы устройства детей и способы решения проблемы сиротства [29, с.6].

Список интернатных учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей (по данным Государственного комитета статистики РФ) представлен в таблице приложения 1 к данной работе (Приложение 1).

В социальной международной практике известным и другие формы устройства, которые можно классифицировать следующим образом [9, с.71]:

1.Семейные формы устройства детей

- усыновление (удочерение)

- опека (попечительство)

2.Государственно-общественные формы устройства детей

- семейный детский дом (приемная семья)

- детские деревни SOS

- временная приемная семья

- фостеровская (замещающая семья)

- патронатная семья

3.Государственные формы устройства детей

- дом ребенка