Смекни!
smekni.com

Добро и зло в теории и практике социальной работы (стр. 9 из 9)

«До того, как педагогический труд выделился в особый вид труда, отмечает Г.Н. Волков, - все крестьяне в той или иной степени занимались воспитанием своих и чужих детей… Круг воспитателей был очень широк и так или иначе включал в себя весь род» [18,389].

Надо заметить, что у чувашей такое доброделание не считается чем-либо особенным. Если остаются сироты, то их разбирают по домам и воспитывают наравне со своими родными детьми. Чуваши брали к себе на воспитание и русских детей-сирот [20,20].

Доброта рассматривается как необходимое условие подлинной человечности. Она ценилась высоко: «Добрый человек умирает – славное его имя остается».

Заключение

Анализ научной литературы по проблемам добра и зла в теории и практике социальной работы показывает, что этот вопрос нуждается в целенаправленном, всестороннем и систематическом исследовании. Суммируя сказанное в данной работе, можно сформулировать несколько выводов.

Добро и зло могут взаимосближаться, переходить друг в друга, менять свой полюс при разных точках зрения и на разных этапах развития социальной ситуации. Поэтому социальный работник, оказывая содействие клиенту, должен полно и всесторонне анализировать его социальную проблему и особенности его личности, чтобы принести пользу и избежать вреда.

К сожалению, индивидуальные представления о добре и зле всегда неизбежно ограничены, глубина нашей моральной оценки и обоснованность морального суждения лимитируются множеством факторов, среди которых и недостаточность индивидуальных знаний, и отсутствие привычки к этическим рефлексиям, и групповые, национальные и прочие предрассудки.

С другой стороны, замкнутость в рамках профессионально-этического кодекса может привести к тому, что социальные работники окажутся в глазах общественности людьми, оторванными от жизни, ничего не знающих о социальной повседневности, обычаях и нравах реального общества. Такая ситуация может привести к падению авторитета института социальной работы в обществе. Это, в свою очередь, может привести к пренебрежению нуждами социальной работы со стороны общества и государства, что отрицательно отразится на положении клиентов.

Тем не менее, отказ от собственных этических стандартов может привести к тому, что социальная работа утратит своеобразные, специфические для нее ценности, что особенно опасно в период всеобщего падения нравственности. Перейдя на утилитарные отношения, в ущерб собственным ценностным ориентациям, институт социальной работы, прежде всего, начнет заботиться о собственном благополучии и процветании, т.е. будет решать преимущественно вопросы финансирования социальных служб.

В данной выпускной работе выявлено, что обращение к этическим противоречиям и дилеммам в теории и практике социальной работы позволяет выявить положение различных форм социальной помощи в обществе.

Так, отношение добра и зла в дихотомии государственная форма социальной помощи – общественная форма социальной помощи позволяет установить наиболее распространенные и недостаточно развитые в обществе институты, инфраструктуры социальной помощи и поддержки.

В дихотомии - справедливость уравнительная–распределительная раскрываются доминирующие ценностные позиции членов общества в отношении маргинальных групп. На этой основе можно прогнозировать содержание соответствующей социокультурной политики и массовую реакцию на определенные нововведения в области социальной работы.

Наконец, дихотомия патернализм - культурный релятивизм указывает на распространенные в обществе стереотипы поведения, сложившиеся в структуре отношений между представителями маргинальных групп и теми, кто специально занимается их социализацией и ресоциализацией, контролирует их поведение. Соответственно, можно предсказать какой тип поведения будет воспроизводиться, а какой - поддаваться изменению.

Предлагаемые этические дилеммы отношения добра и зла в теории и практике социальной работы позволяют сформулировать совокупность параметров для диагностики и оценки положения в обществе и активности специалистов, связанных с социальной помощью и поддержкой, а также указывают на специфичный фундаментальный социокультурный уровень жизни.

Таким образом, становится возможным объяснять существующие напряжения, связанные с этическими противоречиями в рассматриваемой области.

Повседневные этические проблемы в практике социальной работы под воздействием времени подвержены трансформациям, и некоторые классические этические стандарты социальной работы в мире обнаружили очевидную недостаточность. Поиск выходов из этих ситуаций - это нечто большее, чем моральный выбор конкретного социального работника, это – нравственный выбор человечества в целом, открытость самого идеала гуманности.

В настоящее время необходимо широкое обсуждение «проблемных ситуаций» по защите добра и противостоянии злу, порожденного современной цивилизацией.

Этические кодексы всегда предшествуют доброму поведению. Однако, в виду динамизма развития общества, трудностей ориентации в рассмотренных ценностях, едва ли уместны универсальные этические рецепты в социальной работе. Существует лишь одна возможность - поощрять нравственное сознание, развивать профессиональную этику и соответствующее образование.

Необходимо подчеркнуть, что рост интереса к этическим проблемам в социальной работе отражает процесс становления и развития ее теории и практики.

Список использованной литературы

1. Аргайл М. Психология счастье. М., 1990.

2. Архив ЧНИИ. Т. 154.С.113.

3. Антология социальной работы. т. 1- М., 1994. C.5.

4. Архив ЧНИИ. Романов. Н.Р. Семейно - родственные отношения и воспитание детей (рукопись для второй части монографии "Чувашии").С.275.

5. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С.37-54, 85-87, 100-103, 241-252.

6. Волков Г.Н. На фундаменте народной философии // Советская Чувашия, 2.02.1996. С. 389-405.

7. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. – М., 1997.С.94-95.

8. Волков А.Г. Демографическая ситуация. Социальное обеспечение, 1995 № 11 с. 23.

9. Гумилев Л.Н. Биография этноса в исторический период. М., 1993.С.15.

10. Даль В.И. Толковый словарь великорусского языка, в-4-х.., т.-1, -, 1978. C.94.

11. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1989. С. 141-143.

12. Добролюбов Н.А. Полное собрание сочинений. т. 3, ГИХЛ, 1935. С. 306.

13. Ерусланова Р.И.Социальная работа: проблемы духовности и нравственности в теории и практике – Чебоксары. 1998. С.4-10.

14. Золотницкий Н.И. Корневой чувашского-русский словарь. – Казань.

15. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г.: Азбука социального обеспечения. - М.,1987г. С.265.

16. Социокультурные проблемы социальной работы. М.,1996. С.34.

17. Исторический опыт социальной работы в России. – М., 1994. C.339-341

18. Ильин И. Формирование механизма конституционно-социальных гарантий в РФ // Общество и экономика - 2000, № 1. С.67-70.

19. Кулылев В.А. Современное социальное познание. М., 1988.

20. Карсавин Л.П. добро и зло // Карсавин Л.П. Малые сочинения. СПБ., 1994.С. 250-284.

21. Карелова Г. Социальная защита: вчера, сегодня, завтра // Человек и труда - 2001, № 6. С.10-12.

22. Катюхин В.Н., Дементьева Дома-интернаты - С.-Петербург, 1996

23. Ключевский В.О. Сочинения. В 9. ти т., т.1, ч.1, - М., 1987. C.78-79.

24. Лосский Б.Ф. Условия абсолютного добра. М., 1991. С.75-81.

25. Лоренц К. Агрессия (Так называемое зло) // Вопросы философии. №3. C.18.

26. Летопись Нестора. СП(б), 1912. С.9.

27. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1989. С.55.

28. Минахан А.Практика социальной работы. М., 1993. С34-58.

29. Назаров В.Н. Энциклопедия нравственной мудрости. – М., 1993. С.242-248.

30. Об общественном призрении в России. – СП(б) , 1918.C.1.

31. Прохоров В.П. Становление и развитие благотворительности делового мира России. // Россииский журнал социальной работы.1997, №1. C. 39.

32. Петрова Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в15-18 вв., - Чебоксары, 1996. С.3-5.

33. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы (формы и методы). – М., 1993. С.7-10.

34. Сафьянов В.И. Этика общения. – М., 1991.С. 66.

35. Сомоленов Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. – М., 1989. С. 98.

36. Соловев В.С. Смысл любви // Собр. Соч. В 10т. – М., 1993.

37. Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М.,1992

38. Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловев В.С. Соч. в 2 т. М., 1988. Т.1.

39. Социокультурные проблемы социальной работы. М.,1996. С.4-11.

40. Социальная работа Российской Федерации: Энциклопедический словарь том 1 «Союз» - 1997, С.161.

41. Титаренко А. И. Нравственные основы Общения. – М., 1993.С.15-22.

42. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. -М.: Союз. 1994. С.164-175.

43. Тернистый путь // Социальное обеспечение - 1996. № 5. С.45.

44. Теория и методика социальной работы /Под ред. В.И. Жукова. -М.:Союз, 1994. С.56-68.

45. Татищев В.Н.История государства Российского древнейших времен. Кн. 3. - М., 1777. С. 454-455.

46. Фромм Э. Искусство любви. М.,1991. С. 5-14.

47. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1991. С.8-20.

48. Теория и методика социальной работы /Под ред. П.Д. Павленка.-М.: ГАСБУ. 1993. – Вып.1.

49. Технология социальной работы М-Владос - 2000.254-285.

50. Тихонова Н. Российская социальная политика: выбор без альтернативы? // Социус - 2001. № 3. С.45-81.

51. Тишин Е. Актуальные проблемы социального развития и пути их решения // Экономика - 1997. № 4. С.51.

52. Учреждение социальной защиты. Методические рекомендации // Социальная защита. Социономия. 2000. № 16.С 28-31.