Смекни!
smekni.com

Благотворительность,меценатство и земство 19-20 веков (стр. 1 из 4)

Волгоградский Государственный Медицинский Университет

СРС на тему: «Благотворительность, меценатство и земство XIX – XX в.»

Выполнила: студентка 2 курса

факультета социальной работы

и клинической психологии

Сазонова Екатерина

проверил: Чумаков В. И.

Волгоград 2010

Введение.

"Благотворительность - вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом. Его многие различно толкуют и все одинаково понимают", - писал В.О. Ключевский в своем очерке "Добрые люди Древней Руси".

В пореформенный период общественное и частное призрение приобретает в своем развитии новый импульс. После официаль­ной отмены крепостного права происходит реорганизация ад­министративной системы и государственного управления. Ес­тественно, изменяется и управление общественным призрени­ем. В первой четверти XX в. создается специальное ведомство — Министерство государственного призрения (оно объединяет и частную благотворительность, и общественное призрение). Но еще до его открытия пореформенная система помощи и поддер­жки претерпевает существенные изменения.

Функция наблюдения за общественным призрением остает­ся за Министерством внутренних дел, хотя в большинстве губер­ний надзор за ним осуществляли земские и городские учрежде­ния, ставшие правопреемниками приказов общественного при­зрения на местах. В Архангельской, Виленской, Гродненской и некоторых других губерниях приказы продолжали функци­онировать, так как там еще не было земских учреждений. Зем­ские и городские учреждения, ведающие помощью и поддерж­кой на местах, характерны для центральной части Российской империи. На юге же России, в Сибири, на Кавказе, на западных землях была своя административная система управления обще­ственным призрением.

Благотворительность

Основными направлениями в благотворительности в России являлись: правительственная; церковная; земская; общественная; частная. Эти направления могли взаимодействовать как в целом в государстве, так и в отдельных регионах. Все благотворительные заведения по своему назначению разделялись на шесть типов:

1) Призрения (детей и взрослых);

2) Дешевого и бесплатного проживания;

3) Дешевого и бесплатного пропитания;

4) Трудовой помощи;

5) Лечебной помощи.

Одной из наиболее распространенных форм благотворительности в России являлось призрение. Сюда относилось около 54,6% всех благотворительных заведений империи. Заведения, относившиеся к этой группе делились на 2 категории:

а) для призрения и воспитания детей;

б) для призрения взрослых.

Большая часть благотворительных заведений для детей состояла в ведении частных лиц и благотворительных обществ.

Благотворительные общества и учреждений распределялись также по определенным ведомствам: Министерства Внутренних дел, Министерства народного просвещения, Министерства путей сообщения, Морского министерства, Министерства земли и государственного имущества, Министерства Императорского Двора, Ведомства учреждений императрицы Марии, Ведомства духовного и др. В России в XIXв. существовала достаточно развитая система социального призрения, которая базировалась, в основном, на частной и общественной благотворительности. Вместе с тем, в масштабах России существовали предусмотренные законодательством такие крупные благотворительные ведомства и общества, как Ведомство учреждений императрицы Марии, Императорское Человеколюбивое общество, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, Российское Общество Красного Креста, Попечительство о народной трезвости и др., оказывавшие свое воздействие на развитие благотворительного движения не только в центре, но и в российской провинции, в различных губерниях. Те основы и принципы общественного призрения и благотворительности, которые нашли свое отражение в своде законов Российской империи, получили свое преломление в практической деятельности различных благотворительных обществ и учреждений, как в центре, так и на местах.

Набирает силу частная общественная благотворитель­ность. Ее представители занимаются различными видами по­мощи — от борьбы с детской смертностью, призрения нищих и больных алкоголизмом до поддержки деятелей науки, искусст­ва и культуры. В 1909 г. происходит объединение отдельных благотворителей и благотворительных обществ во Всероссийс­кий союз учреждений обществ и деятелей по общественному и частному призрению. Цель этого Общества четко выражена С. К. Гогелем на открытии Союза: «Оно в сущности имеет в виду посвятить свои труды даже не столько русским нуждающимся вообще, сколько самой русской благотворительности; она то и является его главным и даже единственным клиентом, так как Союз направит свою деятельность на упорядочение и объедине­ние благотворительной деятельности во всей России. Такова высшая цель нового Общества».

Структурируются не только административная и финансовая системы помощи и поддержки, выявляются новые категории нетрудоспособных лиц общественного призрения: сироты, не­законнорожденные младенцы, нуждающиеся в общем и в амбу­латорном лечении, прокаженные, хронические больные, ума­лишенные, увечные, престарелые, безработные, нищие, семьи нижних чинов, призванных на действительную службу.

Однако практика вносила свои коррективы в деятельность общественного призрения, которое, согласно Врачебному Уста­ву, касалось рожениц, временно беспризорных малолетних, лиц, «укушенных бешеными животнами», алкоголиков. В за­висимости от местных условий призрение групп вышеназван­ных клиентов могло либо сужаться, либо дополняться другими категориями. По данному вопросу не было единого мнения. Так, Калужское губернское земство наряду с установленными группами считало необходимым призревать детей арестантов и ссыльных, детей эпилептиков, лиц, отбывших сроки наказа­ния, нищих и бродяг, а Московское — душевнобольных. Киев­ские и Смоленские губернские земства были против обязатель­ного призрения. Подход, который сложился как в реальной практике, так и в законодательстве, вызвал необходимость разъяснений Правительствующим Сенатом по вопросам о бед­ных: «...призрение бедных должно считаться не обязанностью, а правом земских и городских учреждений». Такой подход при­вел к тому, что земские учреждения в 1906 г. из 132 761 000 р. тратили на общественное призрение 7 055 400 р., волостные и крестьянские учреждения 1 391 600 р. (из общей суммы 78 487 000 р.), а в городских учреждениях половина русских городов тратила не свыше 300 р., и лишь по 142 городам она составила 3 000 р.

В пореформенный период в губерниях общественное призре­ние представлено в двух своих основных формах: старых — приказах общественного призрения, и новых — земских учреж­дениях. По сути дела, в губерниях сложилась двойная система управления общественным призрением.

В практике крестьянского призрения преобладали следую­щие виды общественной помощи. Наиболее распространенный — поочередное кормление по домам. Сельские сходы обеспечи­вали неимущим выдачу хлебных пособий из сельских магази­нов. Наряду с этим существовали денежные пособия, хотя и не­значительные (в каждых губерниях они имели различные раз­меры). Так, в Астраханской губернии пособия составляли 5 р. в месяц, в Саратовской — 2 р. Наиболее архаичной, но достаточ­но распространенной как форма мирского призрения являлась милостыня. К сожалению, заведений помощи на территориях было недостаточно, так как отпускались малые финансовые средства. К тому же «дряхлые и бедные старики» предпочита­ли побираться, чем жить не на свободе.

Что касается детей, то здесь дело поставлено лучше: органи­зовывались ясли-приюты, чтобы дети не отвлекали родителей в трудовой период. Это хорошо осознавалось не только отдель­ными благотворителями, но и сельскими сходами, которые ча­сто помогали данным заведениям. Помощь могла осуществ­ляться разная. Например, в Таганрогском округе крестьяне обеспечивали ясли-приюты отоплением и овощами, в Гроднен­ской губернии — дровами, овощами и лошадьми, в с. Гуйвы крестьяне жертвовали хлеб, воз соломы, яйца, молоко, сало, картофель (в некоторых случаях отпускались определенные суммы). Таким образом, основными формами общественного призрения в сельской местности являлись: натуральные посо­бия (хлеб, соль, зерно); общинное или родственное призрение; добровольное подаяние деньгами, хлебом, одеждой (милосты­ня); помещение за счет общества в учреждения призрения; ос-вобождение от платежей, распределение их на общество; по­мощь в полевых работах.

Городская система помощи в пореформенный период приоб­ретает новые черты. Освобожденное крестьянство подается в города, чтобы получить работу, намечаются тенденции к росту промышленного капитала. Все это приводит к тому, что с обра­зованием нового социально-экономического пространства ста­новится все больше городов, в частности промышленных. К примеру, население таких крупных городов, как Санкт-Петер­бург и Москва увеличилось в четыре раза, Киев и Рига — почти в восемь раз. Однако урбанизация несла в себе не только пози­тивное, но и негативное начало, поскольку возникали опреде­ленные социальные проблемы (высокая плата за жилье, безра­ботица, что не могло не отразиться на малоимущих и бедней­ших слоях населения). К тому же намечается рост различных форм социальной патологии: профессиональное нищенство, проституция, детская безнадзорность.

В основе деятельности Московского городского попечительства о бедных лежали сле­дующие задачи: предупреждение бедности, призрение бедных, защита детей и взрослых. Намечались и определенные направ­ления помощи нуждающимся:

юридическая и медицинская помощь;

устройство санаторий;

устройство бюро для приискания работы;

трудовая помощь (организация работ, артелей, мастерских, снабжение необходимыми инструментами);