Смекни!
smekni.com

Социальная работа с наркозависимыми подростками (стр. 3 из 10)

- астенический тип - для него характерно употребление наркотиков или алкоголя для стимуляции настроения;

- шизоидный тип - употребление наркотиков (опий, героин) и алкоголя для улучшения контакта;

- истерический тип - в основном, происходит употребление алкоголя и стимуляторов.

2. Мезоуровень

Основные причины наркомании среди несовершеннолетних на этом уровне следует искать, как считают специалисты, в условиях воспитания. То есть можно говорить о социально-пе­дагогических и социальных причинах.

Социально-педагогические факторы зависят от воспитания ребенка в семье и его адаптации в школьном коллективе.

«Человек, как и дерево, искривляется чаще всего в моло­дости». Зачастую ошибки и просчеты воспитания в детском и юношеском возрасте имеют тяжелые последствия. Подростки усваивают чуждую нормальному человеческому обществу пси­хологию, воспринимают из окружающей среды аморальный образ жизни, копируют циничные манеры поведения. Они с пренебрежением относятся к общественным требованиям, выраженным в моральных и правовых нормах, к советам и на­ставлениям старших. Регрессивные моменты в развитии духов­ного мира личности закономерно проявляются в ее поведении. Поступки и действия молодых людей постепенно утрачивают характер невинного мальчишеского озорства, все чаще и чаще приобретая опасную для общества направленность. В тех слу­чаях, когда эти поступки и действия наносят вред обществу и его членам, они неизбежно вступают в конфликт с законом.

По данным только одной наркологической службы, среди 344 детей, страдающих наркотической зависимостью, были выявлены:

- социальная деградация личности родителей (преступность, бродяжничество, непостоянная работа) - всего у 198 человек;

- нездоровый быт вследствие распада семьи - у 158 нарко­манов;

- материальная необеспеченность - у 109 человек;

- воспитание в неполной семье - у 319 человек.

На основании приведенных данных был сделан вывод, что наркотизму в большей мере способствуют неблагополучная семейная обстановка и неправильные условия воспитания, чем психопатологическая наследственность.

Аномалии психического развития ребенка чаще всего связы­вают с неправильным построением взаимоотношений «мать -ребенок». Замечено, что в каком психическом состоянии на­ходится мать (или лицо, ее заменяющее), в таком состоянии будет находиться и ребенок, особенно до 5 лет. Какие эмоции, поступки, реакции демонстрирует мать, такие же реакции будут формироваться у ребенка.

К социальным факторам мы отнесем две причины: мода (престижность приема наркотиков или других психоактивных веществ) и влияние референтной группы, которая имеет решаю­щее значение из всех вышеперечисленных факторов.

По мнению ученых, наиболее склонны к употреблению нар­котиков следующие типы подростковых групп:

- территориальные группы, формирующиеся из сверстников по месту учебы или жительства. Это свободные, слабо регла­ментированные объединения. Основными психоактивными веществами, употребляемыми в них, являются алкоголь и дешевые наркотики;

- делинквентные (свершившие преступления) и криминаль­ные группы. Эти группы жестко регламентированы и крепко сбиты. В них очень высока роль лидера, четко представлена иерархическая структура. Даже личностно слабые индивиды, называемые «шестерками», держатся за группу, так как она защищает их от других подростков, создавая некоторое подобие психологического комфорта. Эти группы немногочисленны, но часто стараются вовлечь в свою среду новичков, склонных к злоупотреблению наркотиками. Причем на первых порах их снабжают наркотиками бесплатно.

Лидер в этих группах, как правило, совершеннолетний нар­коман со стажем, которого называют «учителем» или «дедом». Другие роли в этой группе могут быть следующие: «шустрила» - ищет источник снабжения наркотиками; «гонец» - пе­реносит наркотики; «кролик» - является «испытательным полигоном» для новых наркотиков, он получает наркотик бесплатно.

Другими видами групп высокого риска являются:

- «панки» - агрессивные группы, в основном, употребляю­щие алкоголь и стимуляторы;

- «хиппи» - открытые, доброжелательные, но рассматриваю­щие наркотики как неотъемлемый атрибут своей субкультуры;

- «металлисты» - склонны к употреблению алипола и пси­ходелических препаратов;

- «попперы» - свободные группы с непостоянным составом, без постоянного лидера; склонны к употреблению алипола, гашиша, таблеток без разбора; не любят ингаляторов и инъек­ционных наркотиков;

– «мажоры» – свободные группы подростков старшего воз­раста из очень обеспеченных семей; употребляют дорогие алко­гольные напитки, гашиш, кокаин, крэк;

- «фанаты» - страстные болельщики - группы высокого риска; употребляют все и в больших количествах.

Такие подростковые группы, как «брейкеры» и «люберы», являются группами невысокого риска.

3. Макроуровень

Эти причины связывают с социально-культурными факто­рами:

- влияние культуры, и в частности субкультуры, на под­ростка. Взаимоотношения подростка и окружающего его культурного поля не так очевидны, как взаимоотношения, складывающиеся на микро- и мезоуровне, но они существуют и накладывают свой отпечаток на формирование психической сфе­ры, психических реакций, влечений и пр. К культурному полю относят родной язык как выражение общественного сознания, ведущую религию, устройство быта, пищу, обряды и ритуалы и многое другое, что определяет этническую принадлежность. Некоторые молодежные субкультуры включают наркотики как неотъемлемый, обязательный элемент, например, стиль «рэйв» (сумасшествие) предполагает прием наркотика «экста­зи», а стиль хиппи предполагает употребление конопли и т. д. Заметную роль сыграла традиция употребления наркотиков в республиках Средней Азии, которые сейчас являются основны­ми их поставщиками для нелегальной продажи;

- замалчивание проблемы наркотизации молодежи. В преж­нее время, в 80-е гг. были засекречены статистические данные о распространении преступности, час­тоте самоубийств, уровне потребления алкоголя и наркотиков. Скрывая от людей подобного рода сведения, нельзя ожидать их активизации в вопросах противодействия этим общественным болезням;

- развал идеологических и общественных институтов, ут­верждение идеологии обывательской жизни, резкое обнища­ние населения с невозможностью удовлетворять естественные потребности привели значительное число подростков в сур­рогатные культуры, увеличили число дезадаптированных подростков, которые стали решать свои проблемы с помощью наркотиков;

– доступность наркотиков. Несмотря на уголовно-правовые запреты, выращивание, изготовление и сбыт наркотиков при­обретает все более широкие масштабы. Наибольшее распро­странение это «производство» получило в республиках Средней Азии, Чечено-Ингушетии и ряде других мест. В торговлю наркотиками включилась и недобросовестная часть медицинских работников, снабжающая наркоманов, предназначенными для лечения больных.

Можно назвать три разновидности последствий наркомании, взаимосвязанные между собой: биологические, социально-пси­хологические и криминальные.

К биологическим последствиям относятся прогрессирующее падение активности, энергетического потенциала личности, угасание влечений, биологических потребностей (еда, сон, половое влечение и др.), снижение сопротивляемости, прогрес­сирующее истощение детского организма.

В самом общем виде социально-психологические последствия наркомании можно охарактеризовать как нравственно-эти­ческую деградацию личности ребенка. Сначала у него снижа­ется, а затем постепенно утрачивается ценность всех других интересов и потребностей, кроме употребления наркотиков. Наркотическое влечение меняет сложившиеся межличностные отношения формирующейся личности, ее социальные ориента­ции, а, следовательно, и всю жизнь. Окружающая социальная среда воспринимается, оценивается наркоманом только с точки зрения возможностей, облегчающих или затрудняющих поиск и употребление наркотиков. Происходит разрыв социально по­лезных связей с обществом (наркоман теряет друзей, не хочет и не может учиться и работать, паразитирует). Психический комфорт возможен только при условии приема необходимой дозы наркотика.

Криминальные последствия наркомании обусловлены биоло­гическими и социально-психологическими последствиями. Ме­ханизм этой взаимосвязи может быть представлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить работу или учебу, поскольку полностью занят поисками наркотика. Ввиду того, что средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (чаще всего путем краж, ограблений и разбойных нападений). При отсутствии денег наркоман не останавливается ни перед какими средствами для достижения цели, в том числе и убийством. Другую группу составляют преступления, относящиеся к не­законному изготовлению, приобретению, хранению, перевозке или сбыту, а также хищению наркотических средств; склонение детей и подростков к потреблению наркотиков; посев, выра­щивание запрещенных к возделыванию культур, содержащих наркотические вещества; организация и содержание притонов для потребления наркотиков. По мнению специалистов, наркомания, как правило, сочета­ется с алкоголизмом. Отсутствие наркотиков многие наркоманы стремятся компенсировать алкоголем. Сочетание алкоголя и наркотических средств ускоряет деградацию личности ребенка, предопределяет наступление психозов и затрудняет медицин­ское лечение. Наркомания связана и с самоубийством, где основная при­чина - неудовлетворенность жизнью. Некоторые из деградиро­вавших наркоманов занимаются бродяжничеством, являются тунеядцами.

Итак, подростковая наркомания обладает целым рядом специфических особенностей, а также тенденций к злокачест­венному течению, что определяет и специфику социально-пе­дагогической деятельности с этой категорией детей, которая может быть отнесена к числу наиболее сложных. Подростковые наркомании сложны и для диагностики, и для лечения, и для социальной реабилитации. Они требуют длительной лечебной и реабилитационной работы по реконструкции личности под­ростка, восстановлению утраченных социальных связей.