Смекни!
smekni.com

Межкультурные коммуникации в организациях (стр. 2 из 2)

Отличаются так же представления о долгосрочных периодах. Для восточных культур характерно мыслить годами или десятилетиями. При таком подходе цель отодвигается на полстолетия, не воспринимается как очень отдаленная. Для американской культуры характерно мыслить в пределах нескольких лет или даже месяцев. Различия во «внутренних часах» могут приводить на межкультурном уровне ко множеству осложнений и затруднений.

Межгрупповая коммуникация в организации

В процессе коммуникации человек ведет себя в соответствии с нормами, принятыми в его группе. Следовательно, процесс межгрупповой коммуникации осложняется множеством факторов, в частности фактором идентификации «другого» и самоидентификации.

Процесс идентификации «другого» можно описать как «социальную категоризацию», которая в чем-то сходна с созданием стереотипов. Раскладывая людей по «ящичкам» огораживаем каждый ящичек барьерами. Например, если сотрудник относится к европейцам или к азиатам, мы присваиваем ему модель поведения, присущую, по нашему представлению, этой расовой или этнической группе. Разумеется, процесс социальной категоризации во многом зависит от личности.

Более жесткий и категоричный человек создает более жесткие и категоричные стереотипы. Повсеместно распространены суждения типа «она должна любить определенного типа музыку, так как она происходит из определенной этнической группы». Люди оперируют подобными социальными стереотипами в основном тогда, когда относим человека к типичным представителям данной социальной или этнической группы. Если признаем человека нетипичным, то учитываем его личные качества, нашу оценку того, чем он похож или отличается от меня.

Самоидентификация – восприятие самого себя, которое исследователи называют « самосхемой». Она относится к двум аспектам:

Социальной идентификацией (мое восприятие своей принадлежности к группе);

Персональной идентификации (моя оценка моих возможностей и способностей).

Самосхема позволяет ответить на вопросы, кем я являюсь и чего могу от себя ожидать в процессе коммуникации.

Для облегчения процесса коммуникации с представителями иных социальных групп используется несколько приемов:

- проверка личных стереотипов, они могут быть основаны на неверной информации;

- использовать культурные различия как источник информации, как возможность узнать другую культуру, людей, самого себя;

- попытаться уменьшить неуверенность и неопределенность в общении;

- попытаться развить в себе самоуверенность и самоуважение;

- не стараться использовать опыт прошлых контактов в новой ситуации;

- стараться не демонстрировать свою любовь к соревновательности;

- быть готовым к тому, что стремление к достижению цели может не найти понимания;

- изучение правил, норм, обычаев, присущие другой культуре.

4. Факторы, влияющие на доверие в межкультурной коммуникации.

Межкультурная коммуникация подразумевает наличие двух сторон общения, которые совместно создают коммуникативный климат. Если два общающихся человека относятся к двум разным культурам, то в процессе коммуникации они как бы создают третью культуру, то есть поле, на котором происходит взаимодействие. Для осуществления коммуникации необходимо, что бы участники доверяли друг другу.

Возникновение и укрепление доверия в процессе межкультурной коммуникации способствует:

создание благоприятного психологического климата для собеседника;

превращению лидеров, облеченных доверием народа, в символы культуры;

изменению культурных норм (имидж харизматического лидера вызывает волну подражания как в сфере убеждения, ценностей и норм, так и в стиле поведения, одежде и т.д.).

Культурное изменение – это процесс появления новых культурных элементов и в субкультурах и доминирующей культуре общества.

Доверие в межкультурной коммуникации меняет всю систему взаимоотношений между людьми, создавая условия как для передающего информацию, так и для воспринимающего. Объясняя возникновение и развитие феномена доверие, можно ввести понятие «доверие к коммуникатору», т.е. степень доверия к говорящему. Это доверие зависит от ряда факторов:

1. Авторитет. Авторитет понимается как наличие у говорящего широких и специальных знаний, а так же проницательности. Авторитет говорящего включает в себя такие качества, надежность (достоверность). Информированность, квалифицированность, ум, опытность. В целом составляющие авторитета можно разделить на две категории: авторитет компетенции и авторитет власти. Понятие авторитета компетенции универсально, так как люди такого рода часто обладают компетенцией во многих областях.

Авторитет власти подразумевает принадлежность к какой-либо элите. Многие культуры, особенно традиционные, выделяют людей, обладающих властью. Под элитой понимается индивидуум, выделяемый из общей массы людей, благодаря тому, что членами своей культуры они воспринимаются как авторитетные и имеют поэтому высокий престиж и власть. Это могут быть старейшина рода, вождь племени, шаман и другие. Разумеется доверие к словам таких людей выше.

2. Честность, бескорыстие, порядочность, открытость – черты характера, вызывающие чувство доверия к говорящему. В период «холодной» войны 50-х годов полностью отсутствовало доверие между СССР и США, каждая из сторон в любой момент ожидала от другой стороны развязывания ядерной войны. В этих условиях состоялся визит Хрущева в США. Американские средства массовой информации отмечали, что Хрущев «вынудил» отказаться американцев от стереотипа «жестокого диктатора», продемонстрировав желание мира и взаимопонимания, прямодушие, чувство юмора. Один из журналистов писал о нем, что перед американцами предстал «процветающий, много работающий, прижимистый фермер, который достиг своего поста трудом и талантом». Созданию имиджа способствовало публичное проявление чувства юмора, часто направленное на самого себя. Возникшее доверие было главным результатом этого визита.

3. Восприятие тождественности – важный фактор доверия к «коммуникатору». Люди судят о других людях по своим собственным меркам, в соответствии со своей системой ценностей, своими идеями, принадлежностью к своей группе. Человек быстро составляет свое мнение о другом человеке, опираясь на перечисленные характеристики. Одна из целей межкультурной коммуникации – внушить своему собеседнику стремление к тем же целям, или другими словами, установить тождественное восприятие. Значение этого фактора особенно ясно видно в политике. Крупнейшей ошибкой многих политических лидеров стран третьего мира в 70-х годы было неумение отожествить себя со своим народом, выступать выразителями его истинных интересов, целей и потребностей.

4. Харизма – важный элемент установления доверия в процессе межкультурной коммуникации. Харизма – это тип лидерства, когда руководитель претендует на экстраординарную власть в тяжелой для его подчиненных, народа ситуации с целью вывода компании или страны из кризиса. Харизма предполагает так же широкую поддержку данного лидера со стороны народа. Другими словами, люди верят, что харизматическая личность обладает специальным даром, даже сверхъестественной силой, чтобы вывести их из кризиса. Например, многие британцы были уверенны, что У. Черчилль отличается экстраординарными способностями и выведет Великобританию победительницей из Второй мировой войны.

5. Динамизм. Последним элементом доверия к партнеру по межкультурной коммуникации является динамизм. Это качество тесно связанно с харизмой. Харизматический лидер всегда динамичен, часто агрессивен, ярок, выразителен, при чем эти качества проявляются в вербальной и в невербальной форме. Динамизм особенно характерен для стран Африки и латинской Америки. В Европе и в Северной Америке большее доверие может вызвать компетентность и «холодная логика».

Список использованной литературы

1. Культура организационного поведения. Под редакцией Н.М. Пилипенко. М.: НОУ СГА, 2001.

2. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер.

Для руководителя практика: пер. с англ. – М.: «Дело Лтд», 2004.