Смекни!
smekni.com

Биография Дюркгейм, Эмиль (стр. 2 из 3)

Чем органичнее общество, тем выше его склонность к демократии, потому что последняя основана на свободе выбора, уважении к личности, защите прав человека. И, напротив, чем более механичным является общество, тем более оно склоняется к тоталитаризму.

Демократия — вершина общественного развития и самая сложная форма социальной организации общества. Сложность происходит от того, что индивиду предоставлен гораздо более широкий выбор моделей поведения, чем в авторитарном обществе; его поведение становится многовариантным. Набор санкций при этом чрезвычайно широк, а подавляющая их часть склоняется к мягким и косвенным санкциям.

Тоталитарное общество — не является многовариантным, так как не только сужает диапазон свободы действий, но применяет к нарушителям чрезмерно узкий набор санкций, многие из них смещаются в сторону репрессивных мер. Такое общество держится только на том, что все люди, не зависимо от их желаний, жёстко выполняют одни и те же нормы. Человек должен знать нормы и автоматически им следовать.

Коллективное сознание

Коллективное сознание — совокупность общих у членов одного и того же общества интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений. К.с. — «психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития, свои свойства, свои условия существования». Оно имеет особую, «отдельную реальность» — существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.

Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой.

Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.

От степени солидарности зависит состояние общества — нормальное или патологичное. Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии — аномия (патология общества) — ощущение отсутствия норм, возникающее в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились.

Патологичные формы состояния общества: аномия, социальное неравенство, рутинизация труда, деградация рабочей силы, классовые конфликты. Основной путь решения проблемы — реформы.

Социальные факты

«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика — оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.

Социальные факты — образы действий, способы мышления и чувствования существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.

Факты коллективного сознания включают в себя следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и интересы людей.

По степени консолидации людей различаются структурные (аномические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения.

Различные типы фактов лежат в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей.

Анализ религии

Дюркгейм считал религию общественным явлением. Он считал, что религиозные явления могли возникнуть только в обществе. Сам ученый не был верующим[1].

В своем исследовании «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), написанном во многом под влиянием идей Уильяма Робертсона-Смита, Дюркгейм отказывался считать религию простым продуктом заблуждения человеческого ума или самообманом. По его мнению, религия — это такая сфера человеческой деятельности, где, говоря о богах, подразумевают социальную действительность[1].

Хотя при жизни Дюркгейм уступал в популярности Конту или Спенсеру, современные социологи дают его научным заслугам не менее (а многие — гораздо более) высокую оценку. Дело в том, что для его предшественников был характерен философский подход к пониманию предмета и задач социологии, а Дюркгейму удалось завершить её становление как вполне самостоятельной гуманитарной науки с собственным понятийным аппаратом, продемонстрировав возможности глубокого социологического анализа конкретных проблем.


Эмиль Дюркгейм.

Социальная аномия и девиантное поведение

Отклонение от нормы выражается в различных видах девиации, девиантного поведения. В кон.19-нач.20 века были распространены биологические и психологические трактовки феномена девиации.

Развернутое социальное объяснения девиации впервые дал Э. Дюркгейм (термин “аномия”). Согласно Дюркгейму – в любом стабильном обществе преобладает эффект коллективного сознания. Аномия по Дюркгейму – это “трещина” в массивном коллективном сознании, которая впоследствии разрушает, дестабилизирует привычную социальную жизнедеятельность, что чревато всевозможными отклонениями.

У Дюркгейма, в связи с единым принципом анализа социальной реальности как состояния социальной сознательности, аномия – это отсутствие норм, но не в прямом смысле слова, а лишь потому, что индивид при наличии многих комплектующих норм затрудняется сделать самостоятельный выбор в пользу каких-то определённых. Не в коллективном, а в индивидуальном сознании может отсутствовать ощущение принадлежности к какой-то социальной группе. Отсюда – ненадёжность, нестабильность, страх перед свободой выбора или социальной группе. Отсюда – ненадёжность, нестабильность, страх перед свободой выбора или собственное решение. По Дюркгейму, чем большее число индивидов испытывает такое состояние, тем более коллективным становится состояние, а значит и в целом нестабильная общественная жизнь.

Развивая теории Дюркгейма, Парсонс связывает понятие аномии с тем, что многие индивиды на протяжении активной фазы своей жизнедеятельности не успели, не смогли субъективно, объективно интегрироваться в основные социальные институты (семья, система образования, трудовая деятельность, политика, гражданство; вера).

У Мертона состояние социальной аномии может возникнуть при любой степени стабильности общества; если существует или возникает конфликт между целями к которым стремится общество и легальными одобряемыми средствами их достижения. Этот конфликт особенно разгорается от преимущества общественного производства цели и существования общества, к услугам, потреблению или информации как к новым общественным ценностям. Индивид в таких новых условиях свободен только в выборе к своему отношению к целям в отношении средств их достижения легальных и институциональных индивиды ограничены.

Мертон выделяет 5 типов индивидуального поведения как реакцию на ценности (цели) и средства их достижения:

1. Конформизм – “удачники”, которые смогли вписаться и в систему ценностей и в набор легальных средств их достижения.

2. Инновация предполагает согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения.

3. Ритуализм – отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения (бюрократы).

4. Ретретизм – отрицание и цели и средств. Лица оказываются вне общества – бродяги, наркоманы, алкоголики.

5. Мятеж – отчуждение от господствующих целей и стандартов, формирование новых целей и средств. Все эти разновидности отношения к целям общества являются основой для девиантного поведения. Появление и распределение девиации большинство исследователей связывает с противоречиями социального развития. Девиантное поведение является результатом действия широкого круга социальных, экономических, политических, исторических и культурных факторов.

Самоубийство

Дюркгейм: “Самоубийство – каждый смертный случай, который непосредственно или опосредовано является результатом положительного или отрицательного поступка, совершённого самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Самоубийство не является социальным фактом, а является определённой закономерностью”. Дюркгейм отвергает самоубийства связанные с социологическими, географическими, психологическими фактами, а рассматривает его в виду с социальными условиями и изменениями в социальной структуре общества.

Типология самоубийств:

Дюркгейм: “Самоубийство – каждый смертный случай, который непосредственно или опосредовано является результатом положительного или отрицательного поступка, совершённого самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Самоубийство не является социальным фактом, а является определённой закономерностью”. Дюркгейм отвергает самоубийства связанные с социологическими, географическими, психологическими фактами, а рассматривает его в виду с социальными условиями и изменениями в социальной структуре общества.