Смекни!
smekni.com

Социология как наука, ее предмет и функции (стр. 1 из 3)

Содержание.

Предмет и объект социологии, ее место в системе гуманитарных наук………….2

Структура социологии, ее задачи и функции..……………………………………..9

Список источников…………………………………………………………………16

1.Предмет и объект социологии, ее место в системе гуманитарных наук.

Само понятие «социология» имеет как минимум две грамматиче­ские основы; это слово составляется из двух частей: латинское socius(компаньон) и греческое logos(изучение) — и поэтому буквально долж­но означать изучение процессов общения. Другой вариант толкова­ния этих частей: societas— общество; logia— множественное число oтlogos(слово). Или — «много-много слов об обществе» [3; с.28].

Любая научная дисциплина имеет свой объект и свой предмет иссле­дования. Под объектом, как правило, понимают круг явлений (феноме­нов), подлежащих ее изучению. Чем более общий характер носит наука, тем шире этот круг явлений. Так, например, биология исследует все, чтосвязано с процессами живой природы (от греч. bios— жизнь). Это не просто особая научная дисциплина, а «совокупность наук о живой природе — об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, рас­пространении и развитии, связях друг с другом и с неживой приро­дой». В свою очередь, составными частями биологии могут считаться ботаника (объектом которой являются растительные организмы) и зоо­логия (где объектами выступают все животные организмы).

Как ни странно, именно среди самих социологов не утихают спо­ры о том, следует ли считать социологию отдельной и самостоятель­ной наукой. Основоположники этой дисциплины, в частности Конт и Дюркгейм, настойчиво стремились показать, что социология — это автономная и отдельная наука о социальных явлениях[3; с.29]. Позднее же возникли значительные расхождения по поводу места социологии сре­ди других общественных наук. Доводы оппонентов сводились к сле­дующим аргументам:

♦ социология является не отдельной дисциплиной, а дисциплиной, скорее интегрирующей открытия экономики, политики и психо­логии, потому что социальное не является автономной характе­ристикой, но образуется на пересечении экономики, политики, географии, истории, психологии и т. д.;

♦ социология представляет собой особый взгляд на окружающий мир или форму воображения, которая стремится поместить ин­дивидов и события в максимально широкий социальный контекст; такое представление не является специфическим только для со­циологии, но разделяется также историками, географами, эконо­мистами, журналистами и т. д.;

♦ социология не обладает особым научным статусом, поскольку она не имеет ни определенного объекта анализа, ни отдельной методологии, ни научной системы анализа и должна рассматри­ваться скорее как идеология, соответствующая конкретной ста­дии развития капитализма [3; с.29].

Впрочем, следует сразу же отметить, что указанные выше точки зре­ния не носят массового характера, а общераспространенный взгляд все же выделяет социологию в качестве автономной дисциплины со своими особыми объектом и предметом исследования. Чтобы болеенаглядно выделить объект и предмет социологии, можно восполь­зоваться таким познавательным приемом, как выявление основных особенностей социологии, сопостав­ляя ее с другими научными дисциплинами, изучающими общество как совокупность существ, обладающих сознанием, разумом, волей и оп­ределенным образом взаимодействующих между собою.

Прежде всего, проведем границы между социологией и науками, за­нятыми изучением закономерностей поведения людей — психологи­ей и социальной психологией. В самом общем виде эти различия оп­ределяются следующим образом.

Психологияизучает характеристики и механизмы поведения отдель­ных индивидов, нередко вне их связи с другими индивидами.

Социальная психология исследует поведение малых групп, рас­сматриваемых как единое целое, т. е. таких объединений индивидов, гдеони находятся в прямом и непосредственном контакте между со­бою, при этом очень важную роль в описании и объяснении поведения индивидов, находящихся в составе таких общностей, играют механиз­мы суггестии (от англ. suggestionвнушение); кроме того, объектом социальной психологии выступает поведение малой группы, рассмат­риваемой как единое целое [3; с.30].

Интерес же социологии сосредоточен прежде всего на выявлении общих закономерностей поведения больших масс людей, независимо от пространственно-временной локализации этих масс. Крупные размеры таких социальных группчаще всего не позволяют каждому из входящих в их состав индивидов прямо и непосредственно общаться со всеми другими, и тем не менее они находятся в постоянном взаимо­действии, т. е. оказывают влияние друг на друга и испытывают последствия таких воздействий; правда, взаимодействие это носит чаще все­го опосредованный характер.

Однако такой подход еще не дает нам возможности «развести» со­циологию с другими научными дисциплинами, изучающими обществен­ные явления. В самом деле, что является объектом таких наук, как, например, история, экономика, политология, если не те же большие массы людей? Объект у них действительно один и тот же, общий, а вот предметы разные.

История - научная дисциплина тесно связанная с регистрацией, описанием и интерпретацией тех или иных событий, имевших место в че­ловеческом обществе и отдельных его частях когда-либо в прошлом. Историческое знание достаточно хорошо укладывается в систему ха­рактеристик научного знания, т. е. вполне может считаться таковым. Однако, в чем специфика содержания исторического зна­ния? Главное: отраженные в нем факты реальности всегда конкретны, уникальны и неповторимы. Никогда в истории не было зафиксирова­но двух совершенно идентичных (по составу участников, ходу разви­тия, последствиям и т. п.) событий. Каждое из событий достаточно четко локализовано в пространстве и во времени. Если историк гово­рит о войне, то он должен вполне конкретно указать, о какой именно войне идет речь: о Семилетней, Тридцатилетней, Первой мировой, Алой и Белой Розы и т. д. Описываемая революция также должна иметь четкую национальную и временную привязку — Мексиканская, Русская, Великая французская, Французская 1830 (или 1848) года, Американская... [1; с.59]

Все указанные выше исторические события служат также и пред­метом научных изысканий социологов. Однако они в отличие от историков в ходе своего анализа сосредоточат внимание не на конкретных исторических сюжетах а на типовых. То есть будут искать, а что же общего было характерно и для Семилетней, и Тридцатилетней, и Первой мировой войн; таким образом будут выявляться основные типо­вые закономерности, составляющие концепцию социологии войны.(Говоря о «социологии войны», было бы интересно отметить, что вопреки общераспространенному мнению название знаменитого романа-эпопеи Л. Н. Толстого«Война и мир» несет в себе иной смысл, нежели противопоставление военного конфликта и мирной жизни. В дореволю­ционной орфографии роман назывался «Война и мірь», а не «Война и миръ». По словарю В. И. Даля, «миръ» означает «отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны»; а «мірь» — «...все люди, весь свет, род че­ловеческий». Поэтому название великого произведения русской лите­ратуры следует понимать как «Война и общество», т. е. влияние войны на общество, — в сущности, довольно социологическое название.) [3; с.32].

Таким же образом изучение повторяющихся характерных черт мно­гих подлежащих исследованию национальных революций приведет к формированию социологической теории среднего уровня под названи­ем социология революции. Следовательно, социология в отличие от ис­тории базируется прежде всего на рассмотрении стандартизованных объектов. Объектом социологии могут стать лишь повторяющиеся и типовые социальные явления — социальные роли, институциональные объекты, социальные процессы, средства социального контроля, соци­альные структуры и т. д.

Стремление к стандартизации проявляется и в том, что социология довольно слабо интересуется отдельно взятым индивидом, его поведением, мыслями, чувствами, а если и интересуется, то опять же — стандартными, повторяющимися у всех или у очень многих. Эта наука принципиально и изначально безличностна. «Человек», лич­ность — это некое конкретное воплощение, наполненное индивиду­альностью, конкретностью и неповторимостью. В социологии же для обозначения социальной единицы чаще используется безличное «ин­дивид» или «член общества». Эта максимальная обезличенность про­является, в частности, в предложениях некоторых российских социо­логов именовать отдельно взятого члена общества даже не индивидом и не личностью, а специальным социологическим термином, заим­ствованным из англоязычной социологии, актор— т. е. тот, кто со­вершает определенные акты, действия. Такой подход проявляется и в эмпирических социальных исследованиях, где по большей части анкеты, заполняемые респондентами, носят анонимный характер. Это делается не только с целью получения искренних и достоверных ответов, но и в стремлении подразделить всех респондентов не на личностей, а на типы [1; с.60].

Экономика - научная дисциплина имеет своим предметом сово­купность тех отношений, в которые вступают друг с другом люди и социальные группы в результате производства, распределения, обме­на и потребления материальных благ. Она не только изучает законо­мерности их поведения в этой сфере общественной жизни, но и вводит особые категории, позволяющие обобщить массовые явления экономи­ческой жизни, познать экономические законы и т. п. Таким образом, как и социология, экономика имеет дело с типовыми, стандартизован­ными, устойчиво повторяющимися социальными явлениями. Но все эта типовые явления относятся лишь к одной из сфер жизнедеятельности общества. Вряд ли экономист будет без особой нужды интере­соваться эстетическими настроениями, преобладающими в данном обществе на данном этапе, или же господствующими формами брачно-семейных отношений. Интерес же социологии к экономическим явлениям заключается в изучении влияния их на все остальные про­цессы социальных отношений.