Смекни!
smekni.com

Государственная семейная политика в России и за рубежом (стр. 10 из 12)

Подавляющее большинство (84,5%) молодых супружеских пар с детьми (18,3 тыс) имеют одного ребенка, 14,4% - двух детей, 0,9% - трех детей, 0,1% - четырех детей. Показатели заметно различаются в городской и сельской местности: доля семейных пар, имеющих двух, трех и более детей на селе выше, чем в городских поселениях.

Неполные семьи, состоящие из матери или отца с детьми (включая неполные семьи с одним из родителей матери или отца, а также прочих родственников) составляют 23,7%, или каждая четвертая семья. В девяти случаях из каждых десяти - это материнские семьи без отца.

Более половины (54,9%) неполных семей имеют детей моложе 18 лет. Всего в семьях с одним родителем воспитывается 45,6 тыс. детей и подростков (почти каждый пятый ребенок воспитывается без одного из родителей), или 19,7% всех детей и подростков, не достигших 18 лет. Неполные семьи с одним несовершеннолетним ребенком составляют 82,6%, с двумя детьми - 15,0%, с тремя и более детьми - 2,4%.

Воспитание в неполной семье, как правило, предполагает недостаток родительского внимания и общения между детьми и родителями. Семьи, возглавляемые женщиной, сталкиваются со значительными материальными проблемами. Повышенный риск бедности детей в неполных семьях связан и с недостаточным размером и часто нерегулярностью выплаты алиментов, которые хотя бы частично призваны компенсировать снижение дохода семьи после распада брака. Материальная поддержка детей все больше зависит от доброй воли отцов и государственных институтов, что усиливает неопределенность и нестабильность уровня жизни семей разведенных женщин с детьми.

Основные проблемы, стоящие перед российской семьей, по-прежнему имеют материальный характер. В Рязанской области в 2006 году (по предварительным данным) немногим более 230 тыс. человек или пятая часть населения (19,6%) имели среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума или черты бедности. В крайней бедности, т.е. со среднедушевыми доходами в два и более раза ниже прожиточного минимума находилось 5,3% населения.

Уровень благосостояния семей непосредственно связан с числом детей в них. Низкие доходы и отсутствие перспективы их повышения в совокупности с высокой иждивенческой нагрузкой оказывают негативное влияние на экономическое положение семей. Даже при обоих работающих родителях и получении ими заработной платы на среднем по области уровне семьи с детьми чаще других оказываются за чертой бедности.

В Рязанской области на 1 января 2007 г. в органах социальной защиты населения зарегистрировано 4,7 тыс. многодетных семей, в которых воспитывается 15,9 тыс. детей, 4,4 тыс. семей с детьми инвалидами (4,5 тыс. детей), 14,5 тыс. неполных семей (18,2 тыс. детей) и 9,9 тыс. семей одиноких матерей (11,2 тыс. детей).

Из общего числа многодетных семей доходы ниже величины прожиточного минимума имеют 1780 семей с тремя детьми, 330 семей с четырьмя детьми и 155 семей с пятью и более детьми. В области в 2005 году среднедушевой денежный доход в семье, имеющей 1-го ребенка, составил 2543 рубля, 2-х детей - 2353 рубля, 3-х и более детей - 1519 рублей. Одним из важных параметров благосостояния семей является обеспеченность жильем.

Для обеспечения комфортного проживания населения число жилых комнат в помещении должно превышать число членов семьи. В таких условиях в Рязанской области проживает около 112 тыс. семей (24,5%), немногим более 150 тыс. семей (33,4%) имеют квартиры с числом комнат, равным числу членов семьи, а примерно у 190 тыс. семей (41,6%) число проживающих больше числа имеющихся в жилом помещении комнат. Заметные изменения в возрастном составе населения, усиление процесса демографического старения, изменение социальной и экономической ситуации в стране повлияли на то, что почти в каждой четвертой семье, состоящей из двух и более человек, нет занятых в экономике, в каждой пятой - имеются иждивенцы. Причем в городских поселениях таких семей 20,1%, а на селе - 38,5%. Преобладание сельских семей, в которых нет занятых, можно объяснить значительным сокращением уровня занятости сельского населения.

Современная ситуация с рождаемостью сложилась под влиянием динамики ее развития в прошлом. Проведенные государством меры, направленные на повышение рождаемости, практически не влияли на изменение сущности процесса рождаемости, а изменили календарь рождений и привели к сокращению интервалов между рождениями детей следующей очередности. Именно эта причина наряду с некоторыми другими обусловила снижение числа родившихся с конца 80-х годов прошлого века.

С 1989 года в Рязанской области рождается меньше человек, чем умирает. С 1991 года наблюдается численное сокращение жителей области (депопуляция), т.к число умерших превышает число родившихся в 1,4 раза.

В течение последних лет (с 2001 года) тенденцию приобрел невысокий, но устойчивый рост рождаемости. Однако необходимо отметить, что Рязанская область входит в число четырех субъектов Центрального федерального округа с наиболее низким уровнем рождаемости - 8,5 человек на 1000 населения (ниже только в Тульской области - 8,0, в Тамбовской - 8,2 и в Воронежской области - 8,3). Показатель рождаемости в области заметно ниже общероссийского показателя (10,4) и среднего по Центральному федеральному округу (9,0).

Рождаемость сопровождается "постарением" возрастного профиля рождаемости. С 1992 года наметилось снижение вклада в итоговую величину рождаемости группы матерей в возрасте 15-19 лет и возрастной группы 20-24 года. За последнее десятилетие прошлого столетия снижение оказалось двукратным: с 58,5 до 26,7 родившихся живыми на 1000 женщин в возрасте 15-19 лет в 2000 году (в последующие годы показатель практически стабилизировался на данной отметке). Вклад в рождаемость старших групп женщин повышается в абсолютном и относительном измерении. Соответственно повышается средний возраст женщин при рождении первенца и средний возраст материнства в целом. Это снижает вероятность рождения второго ребенка и последующих детей в семье, а также ухудшает прогноз здоровья рождаемых детей.

Репродуктивные планы семей в настоящее время ориентированы на рождение одного, реже двух детей. За предшествующие десять лет уровень рождаемости в области (показатель среднего числа детей, рожденных одной женщиной в течение репродуктивного периода) изменялся неравномерно. Важно отметить, что достигнутый в настоящее время в области уровень рождаемости 1,211 ребенка (1,103 - для городских женщин, 1,595 - для сельских) в 1,8 раза ниже уровня простого замещения поколений. Этот показатель ниже общероссийского показателя (1,34) и практически на уровне среднего по Центральному федеральному округу (1,22).

На репродуктивном здоровье женщин и рожденных ими детей негативно сказываются аборты, которые по-прежнему являются наиболее распространенным методом прерывания беременности. В 2005 году количество официально зарегистрированных в учреждениях здравоохранения абортов в 1,2 раза превысило количество родов. При этом за последние пятнадцать лет было достигнуто двукратное снижение общего коэффициента абортов (число абортов в расчете на 1000 женщин в возрасте 15-49 лет) - соответственно с 88,9 в 1991 году до 39,6 в 2005 году. Это свидетельствует о протекающей перестройке в области планирования семьи. Переход от абортов к эффективным средствам и методам контрацепции приобрел массовый и едва ли обратимый характер. Особенно наглядно вытеснение абортов контрацепцией демонстрируют самые молодые женщины, снижение рождаемости в возрасте 15-19 лет сопровождается не ростом интенсивности производства искусственных абортов, а, напротив, снижением.

Определенное влияние на ситуацию с рождаемостью оказывает отношение населения к заключению брака. За межпереписной период (1989-2002) отношение Рязанцев к браку изменилось: за это время на 12,3% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, число лиц, состоящих в браке, сократилось на 12,9%. Благоприятную, но неустойчивую тенденцию с 1999 года (в 2004 году - снижение на 11%) представляет некоторое увеличение числа браков. К 2006 году число браков на 1000 населения по сравнению с 1990 годом снизилось с 8,4 до 7,2. В настоящее время значительно усложнилась взаимозависимость брачного и репродуктивного поведения. Например, если раньше регистрация брака, как правило, предшествовала зачатию и рождению ребенка, то сейчас она часто следует за ними. Связь между числом браков и рождений ослабевает и не носит функциональный характер, что обусловлено следующими факторами: - увеличение доли повторных браков в общем числе браков, в повторных браках снижается вероятность рождения ребенка и тем более сразу после заключения брака; - наметившаяся тенденция планирования рождений первого ребенка у молодых супружеских пар; - увеличение доли детей, родившихся вне зарегистрированного брака.

46% детей, рожденных вне брака, зарегистрированы по совместному заявлению родителей, т.е. рождение внебрачного ребенка - во многом осознанное материнство, при отказе от регистрации брака как мужчин, так и женщин. Все это свидетельствует о существенных сдвигах в процессе формирования семьи в современной России. Другими словами, это отражает трансформацию института семьи - распространение юридически неоформленных союзов, а не рождений у одиноких матерей.

Особенностью современного брака является его нестабильность. Доля разведенных женщин в брачной структуре населения повысилась с 6,9% в 1989г. до 9,9% в 2002г., для которых вступление в повторный брак весьма затруднено из-за диспропорции населения по половому и возрастному составу.

На каждые пять браков в области приходится примерно три развода. Ежегодно в результате разводов 3,7 тысяч несовершеннолетних детей, остаются без одного из родителей (данные текущей статистики за 2006 год).

Социальные последствия разводов разнообразны: от увеличения количества неполных семей до распространения такого социального явления как одиночество. Но наиболее серьезным последствием разводов является то, что репродуктивные потребности женщин оказываются нереализованными, что негативно отражается на воспроизводстве населения. Основной проблемой в России является социальное сиротство, то есть сиротство детей при живых родителях. Большинство воспитанников детских домов имеют родителей, которые по тем или иным причинам не занимаются их воспитанием (алкоголики, заключенные и лица, лишенные родительских прав). В 2006 году было выявлено 793 ребенка, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в помощи государства (в 1990 году - 285, в 1995 году - 671). На конец 2006 года органами образования зарегистрировано 4,5 тыс. детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 3,0 тыс. человек находились под опекой или были усыновлены. В домах-интернатах насчитывается примерно 1,6 тыс. воспитанников. Дети, переданные на государственное обеспечение, в большей степени сталкиваются с риском нищеты, проблемой дезадаптации в обществе в будущем. Эти дети социально не защищены, поэтому одним из приоритетов семейной политики должно стать развитие семейных форм устройства детей-сирот.