Смекни!
smekni.com

Лекция по Социологии (стр. 5 из 12)

69. Попытка "примирения" этих противоположных точек зрения была предпринята П. Бергером. Он подтверждает, что "социальная структура характеризуется не как что-либо способное стоять само по себе, отдельно от создавшей ее человеческой деятельности". Однако однажды построенная, она "противостоит индивидууму и как чуждая фактичность, и как средство принуждения". Сконструированная людьми действительность лишь принимает видимость ее создания некой внешней, нечеловеческой силой.

70. В данном учебном пособии мы будем основываться преимущественно на функционалистском (объективистском) понимании социальной структуры, согласно которому она представляет собой совокупность упорядоченных связей и отношений, в которые вступают индивиды, социальные группы, организации и общности по поводу условий их жизнедеятельности.

71. Важнейшая причина возникновения и усложнения социальной структуры – социальная дифференциация общества – нарастание многообразия социальных различий, последовательно усложняющих картину социальных взаимодействий. Социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, она подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения (4.2). Поэтому социальная дифференциация – это более широкое понятие, чем социальное неравенство.

72. Причины социальной дифференциации общества в разных социологических перспективах также трактуются по-разному. По мнению функционалистов, социальная дифференциация порождена рациональным разделением общества на элементы (классы, слои, группы, организации, социальные институты, системы и подсистемы), каждый из которых выполняет соответствующую функцию, обеспечивая целостность и равновесие всего общества. С точки зрения создателей статусной теории, социальная дифференциация объясняется тем, что разные люди от природы имеют различные способности и выполняют роли в соответствии с ними, занимая различные статусы в обществе. К. Маркс и марксисты полагают, что причины социальной дифференциации: возникновение частной собственности и классовая борьба, направленная на ее перераспределение.

73. В социологии существуют различные подходы к анализу структуры современного общества: территориальный, институциональный, профессиональный, социально-статусный, социально-экономический, социокультурный. В соответствии с ними в качестве элементов социальной структуры общества могут рассматриваться: 1) социальные общности и группы (5); 2) жители города и деревни; 3) семья (12.), религия, политика, образование и другие социальные институты; 4) организации (7), коллективы, профессиональные группы; 5) социальные слои (страты) (4.2), сословия, касты; 6) социальные классы (4.3); 7) этнонациональные общности (6).

74. Типология социальных структур чаще всего рассматривается по двум основаниям: 1) в зависимости от уровня развития разделения труда и характера господствующих социально-экономических отношений (К. Маркс): рабовладельческая (рабы, рабовладельцы, ремесленники, жрецы, философы), феодальная (крепостные крестьяне, феодалы, сословия ремесленников, священнослужителей, купцов), капиталистическая (пролетариат, буржуазия, фермерство, интеллигенция), социалистическая (рабочий класс, колхозное крестьянство, интеллигенция); 2) по социально-историческому типу (М. Вебер, П. Сорокин): традиционная (касты, сословия) и современная (классы, слои).

75. Социальная структура общества, как правило, анализируется без учета факторов социального неравенства, господства и подчинения и т.д. Элементы структуры располагаются исследователями как бы по горизонтали. Однако в действительности общество всегда иерархизировано: есть выше и ниже стоящие индивиды и социальные группы, господствующие и эксплуатируемые социальные классы и т.д. В данном аспекте (по вертикали) общество рассматривается в рамках теории социальной стратификации, впервые обоснованной П. Сорокиным.

социального неравенства, господства и подчинения и т.д. Элементы структуры располагаются исследователями как бы по горизонтали. Однако в действительности общество всегда иерархизировано: есть выше и ниже стоящие индивиды и социальные группы, господствующие и эксплуатируемые социальные классы и т.д. В данном аспекте (по вертикали) общество рассматривается в рамках т4.2. Социальная стратификация.

Социальная стратификация – расположение индивидов и групп по горизонтальным слоям (стратам) сверху вниз в соответствии с социальной иерархией общества по признакам неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти, профессиональном престиже.

Таким образом, важнейшим условием возникновения стратификации является социальное неравенство, проявляющееся в различном отношении индивидов друг к другу, социальным институтам и организациям, различном доступе к ресурсам, благам и привилегиям. Основные факторы, определяющие социальное неравенство: 1) социальный пол (гендер – культурные и социальные характеристики мужчины и женщины, соответственно реализующиеся в форме мужского и женского поведения (проявлений мужественности и женственности) ); 2) этнические (6) и расовые признаки; 3) возраст; 4) дифференцированный доступ к ресурсам; 5) наличие или отсутствие привилегий.

Уточним круг понятий, используемых в теории социальной стратификации. Страта (социальный слой) – множество людей, объединенных сходным статусным признаком своего положения. Статусный признак – это признак, объективно приобретающий в данном обществе ранговый характер (он показывает, какой слой располагается выше, какой ниже в стратификации данного общества). Статусный признак выступает в качестве критерия идентификации (отождествления) той или иной социальной страты, а также позволяет определить социальный статус – положение индивида или группы в социальной иерархии общества.

Важнейшие статусные признаки современного общества, которые выражаются количественно и позволяют объективно оценить социальный статус конкретного человека или группы: 1) экономическое положение, определяемое богатством или доходом, измеряемыми в денежном эквиваленте (рубли, доллары и т.д.); 2) уровень образования (количество лет, потраченных на обучение); 3) объем властных полномочий (количество людей, находящихся в подчинении); 4) профессиональный престиж, исчисляемый в соответствии с иерархией профессий, складывающейся в данном обществе.

Каждый человек по каждому из выделенных статусных признаков, как правило, занимает в обществе различные статусные позиции. Разница социальных статусов, занимаемых одним и тем же человеком, получила в социологии наименование социальной декомпозиции (см. рис. 2).

В свою очередь, разница социальных статусов, занимаемых разными людьми или группами в обществе, называется социальным дистанцированием. (см. рис.3). Различают два вида дистанцирования: 1) вертикальное, когда индивиды или группы находятся в разных социальных слоях (например, в слое, объединяющем людей с начальным образованием, и в слое, объединяющем людей с высшим образованием); 2) горизонтальное, когда индивиды или группы располагаются в одном социальном слое, но при этом не идентичны друг другу (например, люди с высшим техническим и высшим гуманитарным образованием).

Идея социальной стратификации породила множество теорий, описывающих процессы, происходящие в социальной структуре общества. В данной главе мы рассмотрим теории классов К. Маркса, В. Ленина, М. Вебера, П. Бурдье, а также теорию социальной мобильности П. Сорокина.

4.3. Теории классов.

К. Маркс одним из первых высказал мысль о том, что общество имеет классовую природу. При этом разные ОЭФ (2.2) характеризуются разными классами в зависимости от господствующего в них способа производства. Отношения между классами носят антагонистический (непримиримый) характер, поскольку один из них (эксплуататорский) господствует над другим (эксплуатируемым) и присваивает себе плоды его труда. Между классами возникает борьба, приводящая к смене ОЭФ и, как следствие, прогрессивному развитию общества.

К. Маркс разделял классы на основные – формирующие господствующий способ производства (например, в феодальной ОЭФ таковыми были классы феодалов и крепостных крестьян), и неосновные – классы предыдущей ОЭФ, уходящие с исторической сцены, или классы нарождающиеся, но пока еще не играющие решающей роли в существующей системе общественно-экономических отношений (к ним в условиях феодализма можно отнести классы рабов и рабовладельцев, а также буржуазию и пролетариат). Также К. Маркс говорил о "классах в себе" и "классах для себя", подразумевая под первыми группы людей, имеющих общие социально-экономические характеристики, присущие тому или иному классу, соответствующие им потребности и проблемы, но пока еще не осознающих эту общность и не выступающих консолидированно в защиту своих классовых интересов, под вторыми – группы, осознавшие свою классовую идентичность и солидарно участвующие в классовой борьбе.