Смекни!
smekni.com

Феминизм и эмансипация женщин в современном обществе 2 (стр. 3 из 4)

В современной России феминизм также представлен в качестве социокультурной практики, но в сравнении с предыдущим периодом нашей истории значительным образом изменился удельный вес его отдельных компонентов. Идея равенства мужчин и женщин во всех сферах и сегодня официально признана на государственном уровне и включена в Конституцию РФ. Кроме того, Россия подписала все международные документы о ликвидации дискриминации по признаку пола. Но четкой гендерной политики в государстве нет; проблема гендерного равенства на государственном уровне не определена как значимая и практически не озвучивается. То есть в феминизме как социокультурной практике современной России значительно ослабли позиции официальной политики по отношению к женщине. В то же время значительно усилились его остальные компоненты. Женское движение сегодня представлено многочисленными неправительственными общественными организациями, которые проводят независимую и самостоятельную политику. Среди них есть и организации, открыто придерживающиеся феминистской ориентации. Важнейшим компонентом современного российского феминизма и его главной особенностью является активная и плодотворная разработка феминисткой теории и быстро развивающиеся гендерные исследования.

IV. Практические задания

1. Существует ли в России в настоящее время дискриминация женщин? Если да, то в чем? Приведите примеры. Дискриминация - явление остро ощутимое социально, но пока еще слабо фиксируемо формально. Она существует, о ней говорят и, одновременно, она не отражается в юридических, экономических, социальных, политических документах, отчетах, хотя политически она объявлена вне закона. В Европе дискриминация формально, казалось бы, ушла из жизни современного человека, но, как это не покажется странным, она вплетена в ткань общественных отношений, и некоторые ощущают ее на себе, даже не отдавая отчета в том, что подвергаются дискриминации. Равенство возможностей закреплено в российском конституционном законодательстве (ч. 3 ст. 19 Конституции РФ) и, как следствие этого, обязательно для исполнения. И если законодатель исходит из идеи достигнутого равенства двух полов то, как следствие этого, очевидна необходимость в проведении политики мягкой поддержки женщин. Признание проблемы отсутствия эффективного равенства и равноправия по признаку пола ставит вопрос и решение его в иную плоскость - принятия антидискриминационных мер в сфере возможностей и прав. Речь идет не только о политике, но и законодательной стратегии в сфере прав и свобод двух субъектов - мужчин и женщин, и о соответствующей судебной практике. Развитое законодательство в области прав женщин в России в целом направлено на преодоление дискриминации. Но проблем остается очень много - от идеологических постулатов, лежащих в основе равенства, до законодательной политики, не отошедшей от традиций, возрождающих патриархальные взгляды на роль женщины в обществе. Конституция РФ 1993 года дала юридический стандарт равенства, и путь к соблюдению его лежит через систему антидискриминационных мер защиты. Элементы дискриминации, неравного отношения, неравных прав и возможностей, конечно, были, есть и будут. Формально мы декларируем движение к равенству, но на деле - не получается. Бывают проявления и при приеме на работу, и при продвижении по карьерной лестнице, и при оплате труда. От этого страдают в основном женщины.

Примеры.

Я часто сталкиваюсь с дискриминацией женщин на дорогах. "Баба за рулем" - это уже ругательство. Причем, мужчины-автомобилисты часто совершают ошибки посерьезней.

Знаю случаи, когда мужчина-начальник самоутверждается за счет унижения женщины-подчиненной. Заставляет секретаря бегать в магазин за покупками, кофе варить и другие непрофильные услуги оказывать. Но это такие частные случаи.

На политическом уровне есть дискриминация женщин. Посмотрите - в органах власти всех уровней с женщинами плохо. По личному опыту могу сказать - чтобы женщине добиться в политике тех же результатов, что и мужчине, ей надо работать на порядок больше. Зато в судебной сфере ситуация противоположная - там женское засилье. Мужчины с большей охотой идут в адвокатуру, где труд лучше оплачивается и ответственности меньше.

2. Возможно ли развитие феминизма в странах с традиционной восточной культурой?

Развитие феминизма в странах с традиционной восточной культурой возможно.

Фемини́зм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

Феминизм также оказал влияние на многие аспекты религии. Набирающие силу деноминации ислама запрещают мусульманкам быть в составе духовенства в каком бы то ни было качестве, включая занятия теологией. Либеральные движения внутри ислама всё же не оставляют попыток провести некоторые реформы феминистского характера в мусульманском обществе.

Что касается мусульманского феминизма, то он начинается с глубокой духовности. Мы отталкиваемся от идеи равенства перед Всевышним и боремся против любых проявлений дискриминации, против той логики, по которой женщину начинают считать вещью, которая сводит женщину строго к роли матери, роли супруги, роли дочери – против всего того, что противоречит принципу равенства и справедливости.

Идея о том, что Ислам пришел, чтобы освободить женщин, может прозвучать довольно странно для многих, и она, в общем-то, противоречит практике, принятой в некоторых мусульманских обществах. Однако она истинна.

Даже появление термина «исламский феминизм» кажется парадоксальным. Во-первых, в рамках западного контекста, особенно во Франции, эмансипация женщины ассоциируется с определенной степенью отрыва от религии. Во-вторых, исламский феминизм сложно воспринимается в атмосфере, когда, с одной стороны, международные новостные агентства преподносят аудитории карикатуру фундаменталистских и сексистских религиозных группировок, а с другой, - реалии жизни в некоторых мусульманских странах сами по себе, несомненно, ужасны, в плане отношения к женщинам.

Но тут для начала стоит заметить, что большинство мусульманских стран принадлежат к третьему миру, где политические режимы далеки от демократии. К примеру, в Афганистане множество людей лишено элементарных прав (на безопасность, здравоохранение, доступ к образованию), и женщины находятся на самом дне общественной иерархии. Афганские женщины на всех уровнях страдают вдвойне от ненадежности своего положения, нищеты и сексизма, а американская оккупация только добавляет проблем.

Мышление в таких странах остается совершенно допотопным, когда дело касается женских вопросов, а социально-политические концепции не могут объяснить всего. Именно на этом уровне, необходимо преломить исламскую мысль к проблемам женщин. Откровение принесло эгалитарное послание для женщин, и наша обязанность – отделить такое понимание Слова Аллаха, которое при применении через призму культурного патриархата и сексизма искажает смысл самого Корана, и то, что остается верным по отношению к смыслу Послания.

Наиболее важной и выдающейся ролью женщины, упомянутой в исламских источниках, является роль жены и матери, но роль женщины в Исламе никоим образом не ограничивается этим. Женщины могут быть предпринимателями, как Хадиджа, первая жена Мухаммада и первая из обратившихся в Ислам. Они могут занимать активную политическую позицию, даже приводящую к мученичеству, как Фатима, дочь Мухаммада, жена имама Али и мать имамов Хасана и Хусейна, да будет над ними всеми мир.

Некоторые позиции, как, например, руководство коллективной молитвой мужчин, считаются не подходящими для женщин.

Западники всегда полагают, что, поскольку общественные отношения между мужчинами и женщинами ограничены в исламских обществах такими способами, которые им кажутся странными, следовательно, мусульманские женщины социально и политически не активны. Следующая история, которую сообщает У. Морган Шустер о событиях в Тегеране в 1911, дает некоторое представление о том, насколько ошибочно такое представление.

В темные дни, когда поползли сомнительные слухи о том, сможет ли Меджлис надежно противостоять русской угрозе, персидские женщины, с их жаждой свободы и чувством патриотизма по отношению к своей стране... помогли дать ответ. Из огражденных стенами дворов и гаремов вышли на демонстрацию три сотни представительниц слабого пола, щеки их полыхали неблекнущим румянцем решимости. Они были закутаны в черные балахоны с белыми покрывалами, ниспадающими на лица. Многие в юбках или складках рукавов имели при себе пистолеты. Они направились прямо к Меджлису, и, собравшись там, потребовали от Председателя принять их. История не сохранила упоминания о том, что при этом подумали собравшиеся понурые депутаты земли Льва и Солнца. Председатель согласился принять делегацию из их числа. Они встретились с ним в зале для приемов, и чтобы он и его коллеги не сомневались в серьезности их намерений, эти затворницы – персидские матери, жены и дочери – угрожающе продемонстрировали свои револьверы, откинули свои покрывала и признались в своем намерении убить собственных мужей и сыновей и оставить рядом с ними и собственные мертвые тела, если депутаты поколеблются в исполнении долга по поддержанию свободы и достоинства персидского народа и нации.

Это – не единичиный инцидент. Женщины в мусульманских обществах всегда были и остаются активными в общественных и политических делах, даже если они редко берут на себя заметную публичную роль. Внимательное чтение Корана демонстрирует, что это – не историческая случайность. Бог в откровении Корана напрямую обращается к женщинам, заверяя их в том, что их поступки не останутся без награды, предлагая примеры тех женщин, которые мужественно взяли на себя ответственность в тяжких общественных условиях, не для того, однако, чтобы преследовать собственные права и интересы, а для повиновения Богу.