Смекни!
smekni.com

Проблемы формирования этического сознания социального работника (стр. 4 из 5)

Большинство затруднений для социального работника обус­ловлено необходимостью выбора между двумя или более противо­речивыми обязательствами. Адекватное разрешение их возможно лишь на основе интериоризированного владения специалистом по социальной работе принципами этики социального работника и цен­ностями профессии.

Без профессиональных знаний, умений и навыков социальный работник не может поступать этично, также как, не обладая внут­ренним этическим стержнем, социальный работник не может стать профессионалом. Этический императив направлен не только на кли­ента, но, прежде всего на личностную сферу самого специалиста по социальной работе.

Законы, постановления и благополучие клиента. Законодательство не может предусмотреть все многообразие социальной жизни, поэтому иногда благополучие клиента вступает с ним в противоречие. В некоторых случаях социальные работники заявляют, что законам, постановлениям не следует подчиняться, в противном случае, будет нанесен вред клиенту. Существует эгоистическое самоопределение, развитие которого к коррумпированному общению. Здесь человек думает и своих друзьях, а также ведет к бюрократическому стилю, ибо этот тип личности не творчески подходит к своему делу, а делает то, что говорит начальство.[11]

Но существует и общественное самоопределение, ведущее к творческому общению. Здесь избирательно, но гуманно личность обозначает общественный или личный интерес других людей. Культура этического мышления настоящего профессионала в социальной работе проявляется и в оптимальном сочетании общественного и личного, творческого и привычного элементов поведения, а также в примени эффективных интеллектуальных средств в принятии моральных решений в различных ситуациях, так называемых моральных дилемм, для многих социальных работников являющихся краеугольным камнем в их профессиональной деятельности.

Важнейшим составным элементом нравственной культуры является культура чувств, которая служит основным показателем духовно – нравственного мира социального работника. Формирование культуры чувств - могучий фактор здорового морально – психологического климата в коллективе социальной службы.

Такие нравственно – психологические качества личности, как способность взаимопонимания, отзывчивость, терпимость, солидарность, обеспечивают сплоченность членов коллектива, исключают тяготы морального одиночества человека. Эмоциональная сторона нравственной деятельности, нравственного чувства характеризует жизненную позицию личности, раскрывает степень его субъективной готовности принимать и выполнять нравственные общественные требования к профессии социального работника.

Нравственная культура личности проявляет в соблюдении этикета – правил, маневр поведения в межличностном общении, принятых в конкретной социальной, профессиональной и бытовой среде.

Совпадение внешней формы поведения с его истинно нравственным содержанием - отличительная черта этикета. Вежливость, деликатность, умение выслушивать клиента, собеседника, умение владеть собой, самокритично подходить к своим поступкам – суть этикета социального работника. Из многочисленных принципов этикета целесообразно, выделить тактичность. В этом принципе выражена исходная рационально мотивированная основа этикета и метод реализации его правил.

Такова в первом приближении одна из сторон рамок профессиональной социальной работы.

Личные и профессиональные ценности. В основе этой группы этических дилемм лежит конфликт между личными и профессиональными ценностями социального работника. Он может быть не согласен с клиентом по политическим, религиозным, нравственным или иным мотивам, но обязан исполнить профессиональный долг. Мнения социальных работников о том, каким ценностям отдать предпочтение, далеко не всегда совпадают. Социальный работник должен взвесить обязательства перед клиентом, профессией, третьими лицами.

Патернализм и самоопределение. Патерналистские действия включают вмешательство в желания клиентов или их свободу для их собственного блага с целью ограничить саморазрушительные действия клиента. Патернализм считает возможным обязывать клиента принимать услуги против желания или принудительно, утаивать информацию или предоставлять дезинформацию. Этот случай вызывает споры о пределах допустимости патернализма. С одной стороны, клиенты имеют право на определенные формы саморазрушительного и рискованного поведения, с другой, социальный работник несет ответственность за защиту клиентов за них самих, когда они терпят неудачу. Споры об этом часто связаны с концепцией самоопределения и с тем, какие клиенты способны осознать свое положение и принять оптимальное решение.

Необходимость говорить правду. Одним из принципов Этического кодекса является право клиентов на получение достоверной информации о делах, связанных с их состоянием и благополучием. С одной стороны, это законное право не подвергается сомнению. С другой, - в отдельных случаях представляется этически оправданным и даже необходимым скрыть правду от клиентов или предоставить дезинформацию. Например, в случае, когда дело касается больных клиентов или детей, для которых правдивая информация может считаться вредной при определенных обстоятельствах.

Конфиденциальность и частный характер сообщений. Социальный работник, следуя Этическому кодексу, должен сохранять сведения, полученные от клиента конфиденциально. Хотя это справедливо почти всегда, в отдельных случаях социальный работник вынужден рассматривать возможность раскрытия информации, когда, например, существует угроза того, что клиент может нанести вред третьему лицу.[12] Отсюда возникает необходимость информировать клиента о границах конфиденциальности в той или иной конкретной ситуации, о целях получения информации и ее использовании. С другой стороны, социальный работник может отказаться раскрыть информацию, данную ему клиентом, например, по запросу суда. В этом случае возникает дилемма по отношению к конфиденциальности сведений клиента и обязательствами перед организацией - работодателем.

Таким образом, эти и другие этические проблемы в формировании этического сознания социального работника требуют выработки способов их преодоления. Этические кодексы, в которых социальные работники стремятся найти ответы, составлены в общих терминах и с относительно высокой степенью абстракции и содержат принципы, которые противоречивы и сами представляют этическую дилемму.


Заключение

Таким образом, подведем итог всего вышеизложенного:

1. Сознание - одна из форм проявления нашего интеллекта и нашей души. Сознание - уникальное явление, глубокое по содержанию и структурно включающее в себя разные компоненты.

Этическое сознание социального работника представляет со­бой отражение его социального бытия и деятельности, возникающих в процессе профессиональных отношений. Это созна­ние является субъективным отражением морали, поскольку объективная социальная необходимость и общественные потреб­ности отражаются в сознании специалиста как идеи о должном поведении и действиях. Эта особая форма осознания специали­стом социальной необходимости получает специфическое нрав­ственное обоснование: поведение и деятельность рассматрива­ются уже не с точки зрения их необходимости, а с точки зрения их моральной ценности.

2. Сущность профессиональной этики заключается, в том, что профессиональная этика - это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, в особенности тех профессий, предметом труда которых является человеческая личность или социальные группы общества.

3. Этика социальной работы основывается на моральных нор­мах (лат. norma - правило, образец; одна из наиболее про­стых форм нравственного требования, выступающая как эле­мент моральных отношений и форма морального сознания), принимаемых обществом в качестве одного из важнейших ре­гуляторов совместной деятельности и существования, и на тех профессиональных ценностях, которые составляют сущность социальной работы. Основными категориями этики социальной работы являются профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

4. Большинство проблем в формировании этического сознания социального работника обусловлено необходимостью выбора между двумя или более противо­речивыми обязательствами. Адекватное разрешение их возможно лишь на основе интериоризированного владения специалистом по социальной работе принципами этики социального работника и цен­ностями профессии.

Без профессиональных знаний, умений и навыков социальный работник не может поступать этично, также как, не обладая внут­ренним этическим стержнем, социальный работник не может стать профессионалом. Этический императив направлен не только на кли­ента, но, прежде всего на личностную сферу самого специалиста по социальной работе.

Список использованной литературы:

1. Бербешкина, З.А. Этика социального работника. // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. Под ред. Холостовой Е.И. - М.: РГСИ. - 2007. – С.147

2. Гусейнов, А.А. Социальная природа нравственности. - М.: Изд-во МГУ, 2006. – С.149

3. Капто, А.С. Профессиональная этика. В 2-х ч. Учебное пособие. - М.: РИЦ ИСПИРАН. - 2001. – С.322

4. Константинов, Ф.В. Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. — М.: Мысль, 2002. – С.567

5. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность. Учебное пособие / Отв. ред. проф. А.А. Козлов. – М.: КНОРУС. – 2005. – С.368

6. Социальная работа: теория и организация. Пособие для студентов вузов / Отв. ред. проф. С.В. Лапина. – 2-е изд. – М.: 2007. – С.288