Смекни!
smekni.com

Молодежные тусовки и субкультуры (стр. 2 из 2)

С еще одной известной типологизацией хочет нас ознакомить профессор З.В. Сикевич. Он предполагает, что группы людей, объединяющиеся в субкультуры, могут быть разделены по качеству связи с тем или иным аспектом:

1) связь со способом времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы, возможно нацисты);

2) связь с социальной позицией (экокультурные молодежные «тусовки»);

3) связь с образом жизни ("системники");

4) связь с альтернативным творчеством (не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и др.). Их также называют деятелями «андеграунда».

По моему мнению подобную типологизацию нельзя даже преподносить к рассмотрению, ибо здесь профессор Сикевич, чуть ли не объединяет все существующие субкультуры в один аспект, указывает на то, что их деятельность связана со способом времяпрепровождения, а всех остальных людей, которых нельзя назвать субкультурами по сути своей (хотя музыкальные и спортивные фанаты, приведенные в пример к первому аспекту, тоже в сущности субкультурами не являются).

Следующая классификация принадлежит профессору С.А.Сергееву. Он утверждает, что все субкультуры можно разделить на романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, байкеры); гедонистическо-развлекательные (так называемые, мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.); криминальные ("гопники", "люберы"); анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры) или радикально-деструктивными. Я бы назвал его типологизацию наиболее приближенной к нашему времени.

И, наконец, последняя типологизация, с которой я бы хотел в своей работе ознакомить - это общепризнанная классификация по социально-правовому признаку. Эта классификация выделяет три основных типа:

1) просоциальный, или социально-активный тип, деятельность этого типа направлена на пользу государства .(группы экологической защиты и др.)

2) социально-пассивный тип, вся деятельность этого типа не пересекается ни коим образом с деятельностью государства.(футбольный и музыкальные фанаты)

3) асоциальный тип.(хиппи, панки, наркоманы и т.д.)

Эта типологизация по-моему не имеет ничего общего с разделением субкультур. Если закрыть глаза на то, что наркоманы – это уж точно не субкультура, как и группы экологической защиты, и музыкальные или футбольные фанаты, то, в принципе, я бы сказал, что классификация может иметь место быть, но только лишь, как дифференция определенных слоев населения по роду деятельности в отношении к государству. И, отходя несколько от темы, если рассматривать эту классификацию вообще, то футбольных фанатов совершенно точно нужно отнести к асоциальным признакам, ибо в связи с современным подходом к футбольному «фанатству» (использую этот термин в связи с тем, что именно так в наши дни называют занятие, в котором участвуют футбольные фанаты), действия фанатов можно назвать лишь асоциальными.

На этом известные классификации субкультур заканчиваются, и я бы предпочел, как лидирующую, классификацию профессора С.А.Сергеева. Он удивительно точно подобрал понятия для описания тех или иных молодежных «тусовок».

Хотелось бы сказать, что термин «субкультура» уже настолько глубоко вошел в наш обиход, как и сам феномен, что мы уже не замечаем каких-либо нововведений со стороны участников той или иной молодежной «тусовки», мы только видим и говорим: «Вчера видел скинхеда, бритоголовый, в огромных ботинках и с подвернутыми штанами» или «У нас около дома катаются панки-скейтеры, мне их доски надоели». Все подобные вещи кажутся нас совершенно обыденными. Из этого я делаю вывод, что в наши дни участники субкультур, или неформалы, как их называют еще со времен СССР («Неформальные объединения молодежи»), уже не блещут оригинальностью, и уже практически не выделяются из толпы. Если человек зайдет в автобус, полный людей преклонного возраста, и среди них будет стоять человек в кожаной куртке и с поднятыми волосами зеленого цвета, мы, безусловно, моментально обратим на него внимание, но в общей массе людей, если представить ее себе, то, будь то панк, будь то эмо, будь то скинхед, ни одна субкультура уже не выделяется. Но для себя мы все равно определяем термин «субкультура», как нечто «отличное от обычного».

И, в заключение, хочу сказать, что человек, парень или девушка, является «неформалом» до тех пор, пока он не уяснит для себя, что этим он ничего не добьется, что человека правит его социальный статус, а «субкультура», как феномен совершенно человека не мобилизует по социальной лестнице. Только развиваясь, человек может переступить через свои принадлежности к той или иной субкультуре. И вот когда человек для себя осознает это, когда он морально подрастает, ему перестает быть интересна всяческая субкультурная атрибутика, всяческие занятия, связанные именно с его молодежным движением, останется только любовь к музыкальному жанру, как минимум на ближайшие несколько лет. Однако, повзрослев, человек уже не так восприимчив к музыке, его мировоззрение не меняется кардинальным образом, как это было, когда он был неформалом. Музыка – это, пожалуй, единственное, что остается от бывшего приверженности человека к той или иной молодежной «тусовке».

Списоклитературы.

1) Brake M. The Sociology of youth cultures and youth subcultures in America, Braitain and Canada. London: 1995, P. 8.

2) С.Н. Майорова-Щеглова. «Своя» комната как артефакт молодежной субкультуры // Социологические исследования. – 2003. - №3. – С. 119-120.

3) Сергеев С.А. Молодежные субкультуры в республике // Социальные исследования. – 1998. - №11. – С. 95-102.

4) Сергеев С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России // Социальное знание: формации и интерпретации. Материалы международной научной конференции. Казань: Форт-Диалог. - 1996.- С. 43-50.

5) Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против». Заметки социолога. – СПб.: 1990. – С.6

6) Молодежная культура: молодежь и проблемы современной художественной культуры: Сб. научных трудов. – СПб.: 1990. – С. 8-9.

7) Красавцева И.Н. НЭС «Национальная социологическая энциклопедия»: [Электронный документ]. -(http://voluntary.ru/dictionary/568/word/%D1%D3%C1%CA%D3%CB%DC%D2%D3%D0%C0).

8) Слюсаревский Н.Н. Культурология. Субкультура как объект исследования: [Электронный документ]. – (http://www.countries.ru/library/typology/subkultura.htm).

9) Долинина Ирина. УГ «Учительская газета». Стиль жизни в обществе: [Электронный документ]. – (http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=6568).

10) Шепитько М., Рылина С. Центр образования «Юниор»: [Электронный документ]. – (http://www.junior.ru/students/rylina/otvet.htm).

11) Шепитько М., Рылина С. Центр образования «Юниор»: [Электронный документ]. – (http://www.junior.ru/students/rylina/hippy.htm).

12) Шепитько М., Рылина С. Центр образования «Юниор»: [Электронный документ]. – (http://www.junior.ru/students/rylina/skins.htm).