Смекни!
smekni.com

Этнические общности как предмет социологии. Исторические типы этнических общностей (стр. 6 из 8)

массовая культура — развлекательно-поверхностный вари­ант культуры, функционирующий на основе социального заказа и охватывающий широкую аудиторию.

материалистическое понимание истории — система взглядов, согласно которой общественное бытие людей опреде­ляет их общественное сознание, а в основе развития общества лежит способ общественного производства, прежде всего мате­риального. При этом не отрицается роль сознательных мотивов производственной, политической и других видов деятельности людей. Подчеркивается возрастающая роль науки, искусства, политических и иных идей в развитии общества. Однако указы­вается, что «идеальные побудительные силы» деятельности лю­дей и в целом их общественное сознание определяются объек­тивными факторами их общественного бытия и в целом исто­рического процесса, обобщенным выражением которых являет­ся действие объективных социальных законов.

МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ– форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку.

метакоммуникация — общение, в процессе которого партнеры сравнивают смысл употребляемых ими понятий и вырабатывают общую систему значений.

метод социологии— метод социологического исследования общественных явлений, заключающийся в определенных подходах и способах их изучения, выявления существующих связей и отношений между ними. Большую роль в разработке метода социологии как самостоятельной науки сыграли работы Э. Дюркгейма, пре­жде всего его труд «Метод социологии».

мировоззрение — система взглядов и представлений людей об окружающем их объективном мире, его изменении и разви­тии. Важной частью мировоззрения является система взглядов на функционирование и развитие общества.

нации (от лат natio — племя, народ) — исторические общ­ности людей, характеризующиеся общностью их происхожде­ния, языка, территории, экономического уклада, а также пси­хического склада и культуры, проявляющихся в общности их национального сознания и самосознания. Содержание и на­правленность деятельности наций определяются их националь­ными интересами.

национальные отношения — отношения между нациями по поводу экономических, политических и других условий их существования и развития их культур. В многонациональных государствах отношения между нациями касаются также утвер­ждения их положения в системе государства и политической системе общества в целом. Национальные отношения непо­средственно определяются интересами наций в тот или иной период их исторического развития.

неопозитивизм — «естественно-научное» направление в социологии, цель которого — выявление закономерностей со.-циальной жизни на основе изучения эмпирических явлений посредством точных и объективных методов социологического исследования.

общественно-экономическая формация - общество на определенном этапе его развития с присущими ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Эта категория марксистской социологии указывает на общество как целостный социальный организм, отражает типичные и вместе с тем сущностные признаки соци­ально однородных обществ. Выделяются такие типы общест­венно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабо­владельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистиче­ская, первой стадией которой выступает социалистическое об­щество.

общественное мнение — отношение населения страны или больших социально-демографических групп к различным про­блемам общественной жизни, выраженное в разного рода суж­дениях, оценках, эмоциях, настроениях и т.д. Общественное мне­ние характеризуется той или иной распространенностью, опре­деленной идеологической и психологической направленностью, активностью, устойчивостью.

общественный прогресс — поступательное развитие обще­ства от низшего состояния к высшему, от простого к сложно­му: В основе общественного прогресса социологи усматривали различные факторы, в том числе: развитие познавательной дея­тельности людей и ее высшего проявления — науки (О. Конт, Г. Спенсер"), развитие способа производства материальных благ (К. Маркс), развитие личности (Я. Лавров, Н. Михайловский), разви­тие современной науки и техники (представители современного технократического направления в социологии Р. Арон, Д. Белл, О. Тоффлер и др.).

общество — совокупность общественных отношений людей: экономических, политических, правовых, идеологиче­ских, духовных и т.д., опосредующих их социальную деятель­ность. Достоянием общества является вся присущая ему мате­риальная и духовная культура как результат деятельности про­шлых и нынешних поколений людей.

органическая теория общества — рассматривает развитие общества как взаимосвязанную систему биологических и сопи­альных факторов. Любая деятельность людей и социальных ин­ститутов анализируется в рамках общества как целостного со­циально-природного организма. Основоположник теории — английский мыслитель Г. Спенсер, которого считают одним из главных представителей теории социального дарвинизма.

плюралистическая социология — концепция, согласно которой в развитии общества одинаково важную роль могут иг­рать не один какой-либо, а множество факторов, в том числе экономические, демографические, политические, психологиче­ские, нравственные, религиозные и т.д.

поведенческая концепция личности — социологическая теория личности, согласно которой личность формируется как система реакций на задаваемые обществом стимулы.

позитивизм социологический — направление в социо­логии, обосновывающее развитие общества как социальной системы, подчиняющееся определенным законам — биологиче­ским, «астрономическим» (космическим) и социальным. Исхо­дит из того, что в основе общественного развития лежит созна­ние людей, их познавательная деятельность, высшей формой которой является наука. Основоположник направления — О. Конт, идеи которого получили развитие в трудах Т. Спенсера, Э. Дюркгейма и других социологов.

политическая система общества — совокупность учреж­дений и организаций, деятельность которых носит политиче­ский характер, т.е. направлена на осуществление политических интересов определенных классов, других социальных групп, а также национальных общностей.

понимающая социология — система взглядов, согласно которым социология должна изучать только такие действия людей, которые, во-первых, осмыслены ими, т.е. уяснены цели этих действий и средства их достижения, а во-вторых, ориен­тированы на других субъектов, учитывают влияние на них дан­ных действий и их ответную реакцию на это. Ставится задача — разобраться в субъективных мотивах деятельности людей и в тех духовных ценностях, которыми они руководствуются. Это означает — понять содержание духовного мира субъекта соци­ального действия. Основные положения понимающей социо­логии обоснованы М. Вебером.

потребность — выражение объективной необходимости поддержания и воспроизводства условий существования людей (различных социальных групп, отдельных личностей), их разви­тия. Субъективно потребности переживаются людьми как их нужды в определенных материальных и духовных благах, в по­литической свободе, как побуждения к творческой деятельно­сти и т. д. Потребности людей являются наиболее глубокими побудительными силами их деятельности и выступают как ос­нова возникновения их разнообразных интересов.

ролевая концепция личности - социологическая концеп­ция, согласно которой личность рассматривается как совокуп­ность выполняемых ею социальных ролей и функций.

семья — социальный институт и малая группа, в основе ко­торой лежат родственные связи и которая регулирует отноше­ния между супругами, родителями и детьми, а также ближай­шими родственниками. Формы современной семьи: традицион­ная, неотрадиционная, эгалитарная.

символический ИНТЕракционизм — направление в совре­менной западной социологии, уделяющее основное внимание изучению символически опосредованного взаимодействия от­дельных людей и социальных групп. В качестве символов вы­ступают вербальные (словесные) и невербальные средства об­щения (коммуникации), в том числе мимика, визуальные кон­такты, жесты и другие действия. Основные представители Т.Мид, А. Роуз, Т. Шибутании др.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. socialis — общественный) — приспо­собление личности или социальных групп к условиям социаль­ного существования, процесс усвоения ими накопленного со­циального опыта, овладение различными видами деятельности и утверждение себя в системе общественных отношений. Со­циализация субъекта предполагает его активность и избира­тельное отношение к условиям общественной жизни.

социальная коммуникация — социальное взаимодействие, обмен социальной информацией.

социальная конвергенция - концепция, согласно которой возможно слияние в одно целое прежде различных обществен­ных устройств. По мнению ее автора П. А. Сорокина, такого ро­да интегральное общество «объединит большинство, позитив­ных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа* сливающихся обществ.

социальная мобильность — перемещения людей из одних социальных слоев в другие под влиянием различных объектив­ных и субъективных факторов; отражающая эти процессы тео­рия социальной мобильности указывает на горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность означа­ет переход людей из одних социальных трупп в другие, нахо­дящиеся, так сказать, на одном уровне социальной структуры общества. Например, когда сельский житель становится город­ским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность — это социальные пере­мещения людей в иерархическом порядке, например, из низ­шего слоя в более высокий по социальному статусу и оплате1 труда или же обратно — из высшего слоя в низший. В основе теории социальной мобильности лежат труды Я. А. Сорокина, широко используемые в западной социологии, прежде всего американской.