Смекни!
smekni.com

Молодежная субкультура 6 (стр. 3 из 4)

«Хиппи» часто употребляли транквилизаторы, но в их среде не была распространена токсикомания.

Огромной популярностью пользовались авторы-исполнители песен.

Несмотря на наличие в идеологии «хиппи» свободной любви («фрилав»), в этой среде она была мало распространена. Однако, привлекаемые наличием такой идеологии, в движение нередко приходили нимфоманки. Кроме того, «фрилав» была привлекательна для подростков, у которых имелись проблемы с сексом и которые в период своей гиперсекуальности не могли (по различным причинам, но чаще из-за застенчивости) найти половых партнеров. Групповой секс имел место, но не особо пропагандировался. Занятие сексом на виду у остальных было частым явлением, связанным с особенностью мировоззрения «хиппи», приучавших себя не видеть окружающих.

Периоды сексуального экспериментирования довольно скоро переходили к стабильным брачным отношениям, нередко выделявшимся крайним консерватизмом. Браки, возникшие среди «хиппи», отличались впоследствии достаточной устойчивостью.

Индивидуализм «хиппи» был ответной реакцией на стандартизацию, омассовление и обезличивание общества. Субкультура «хиппи» была более жизнестойкой и продолжительной, поэтому она имеет собственную биографическую историю. В культурных формах наиболее ярко отразилась альтернативных воплощениях театра и музыки.

Наиболее близким по своей идеологии к «хиппи» оказалось движение «растаманов». Однако, несмотря на свою полную неагрессивность, российские «растаманы» оказались антисоциальным, общественно опасным движением. Центральным стержнем идеологии «растаманов» является потребление наркотиков - продуктов конопли. Курение марихуаны носит полурелигиозный характер.

«Растаманы» - последователи религии Растафари, рожденной синтезом афрохристианских и неоафриканских (созданных черными рабами уже в Новом Свете) культов сионских, апостольских, ривайвалистских сект. Это было движение за создание «эфиопских» церквей, ожидавших скорого прихода Мессии - избавителя.

Движение стало для черной молодежи аналогом движения «хиппи» для белого населения.

Ортодоксальные «расты» отказались от мяса, алкоголя и являются пацифистами. В противовес распространенному представлению, что все «расты» обязательно курят марихуану, настоящие «растоманы» не употребляют ее совсем.

Впервые они появились на Западе в 1950-х годах, а к концу 1970-х движение стало уже очень заметным в европейских странах, Америке, Австралии, Новой Зеландии. Рост этого движения в значительной степени стимулировался широким распространением и популярностью музыки регги.

Растафари легко можно узнать по их внешнему виду - во многом они напоминают «хиппи». Часто их головы украшают разноцветные береты.

«Энергеты». Это движение возникло в нынешней его форме не намного раньше ролевых игр. С конца 1980-х - начала 1990-х гг. оно превратилось в достаточно массовое движение с собственной развитой атрибутикой, стилем одежды, поведением, отличным от других неформальных движений. В настоящее время движение насчитывает, по разным оценкам, от двух до восьми сотен человек.

Участники движения довольно четко делятся на две части: тех, кто «играет» в магию, используют сленг, атрибутику и т.п., и тех, кто полностью погружен в свой собственный сложный виртуальный мир и реализует себя в нем.

Движение базируется на развитой мифологии, которая в общей части одинакова для всех групп. В основе ее лежит постулат множественности миров и возможности сообщения между ними и инкарнации в них. Также постулируется возможность человека управлять нематериальными силами и объектами. Это называется энергетикой или магией. Магия бывает доброй, злой или нейтральной по отношению к человеку. Адепты различных направлений борются друг с другом за контроль над миром.

В настоящее время в тусовку «энергетов» попадают в основном из движения ролевых игр, и эти два явления перекрывают друг друга. Контингент движения «энергетов» составляют большей частью «неблагополучные дети благополучных семей». При внешней социальной устроенности эти дети по той или иной причине не могут найти свое место в жизни и поэтому уходят в виртуальные миры, которые сами для себя создают.

Атрибутика «энергетов» досталось в основном от движения «хиппи». Но если «хиппи» предпочитали бисерные или кожаные «феньки», то у «энергетов» они «магические», часто из драгоценных или полудрагоценных камней (кольца, ожерелья, кулоны, реже - браслеты), из металлов предпочтительно серебро.

Движение хотя и неагрессивно, но представляет определенную социальную опасность из-за наличия групп, близких по характеру к сектам. Среди членов некоторых группировок имелись случаи суицида.

Самыми крупными группировки в движении были формирования «олмерятник», идеология которого базируется вокруг скандинавской мифологии, и «белый совет». По своей направленности внутри движения эти группировки противоположны.

«Олмерятник». Первая крупная группировка, возникшая в середине 1990-х гг., закрыта от посторонних и существует сама для себя. Она имеет лидера интеллектуального типа и строится по принципу семьи. Все члены группы являются обитателями «измерения Замков» и дети владельца одного из них.

Постулируя множественность миров, здесь считают, что через все измерения проходят дороги, на которые можно выйти. В группе детально разработаны ритуалы, базирующиеся на использовании огня, связанные с открытием разнообразных врат и выходом на Дорогу.

К концу 1970-х годов на авансцену британского общества выступила очередная молодежная субгруппа: «панки». Исследователи связывали молодежную панккультуру с именем американского композитора Д.Кейджа, с идеями Э.Уорелла, теориями перфоманса и концептуального искусства.

«Панки» шокировали традиционное консервативное пуританское общество Британии, уже имеющее некоторый опыт взаимоотношений с «тедами», «модами», «хиппи», но то, добропорядочным англичанам преподнесли «панки», трудно поддавалось осознанию. «Панки носили наряды, которые и одевались, с рассчитанным эффектом, приправляя ругательствами обложки пластинок и рекламные проспекты, интервью и песни о любви». «Панки» - драматизированная реакция на социальный кризис, который позднее был определен как «Упадок Британии», они овладели риторикой процесса и стали его символом, выдавая себя за «дегенератов». Их вид устрашал и занимал одновременно. Одежда - старая школьная форма, мусорные пластиковые пакеты, туалетные цепочки, булавки… Прически - умопомрачительный дизайн и по цвету, и по форме.

«Панк» является антиподом «хиппи». Основной идеологии «Панков» в одежде, морали и культуре является лозунг «Чем хуже - тем лучше!». Себя они называют «детьми помойки» в отличие от «хиппи» - «детей цветов».

В настоящее время панковская субкультура, а также панковская мораль и этика главенствуют в подростковом андеграунде, являются базисными для большинства агрессивных контркультурных молодежных движений.

Движение достаточно обширно и включает в себя несколько крыльев:

- панк-рок

- классический английский панк

- подростковый андеграундный панк

- «гранджера» - поклонники группы «Нирвана»

Основная подпитка панкориентированных формирований происходит за счет подростков из наиболее социально неблагополучных семей. Однако сюда могут попасть дети и из средних слоев населения. Но их общим признаком является безнадзорность. Многие из подростков заметно отстают в умственном и физическом развитии.

Иерархия у Панков жесткая, имеет место возрастное расслоение:

1.младший слой (пионеры, термин привнесен из хиппивской системы 1980-х гг.) - преимущественно подростки 12 - 15 лет (начинается от 8 - 9 лет);

2. средний слой - юноши и девушки 15 - 19 лет (иногда 22 года) составляют основу движения и являются нормоформирующим слоем;

3. взрослый слой - после 20 лет, заметно отгорожен от остального движения и имеет на него небольшое влияние.

В движении «панков» и панкориентированных движений наличествует жесткий патриархат. Девочки не могут стать лидерами и не занимают каких-либо значимых мест в иерархии.

Место в уровне иерархии группировки нестабильно и требует активных постоянных усилий по поддерживанию собственного статуса.

«Сатанисты» пользуются очень древними, еще дохристианскими алфавитами - руническим и снохианским. В христианский период «сатанизм» стал формой протеста против существовавших религиозных канонов, своего рода «религиозным атеизмом» наиболее массовым движением стало в 60-е гг. XX века.

Для «сатанистов» характерно совершение таких обрядов, как употребление крови животных, занятие половыми извращениями, танцы в обнаженном виде и т.п. Сатанинские организации существовали в России еще до революции. Первое упоминание о «сатанистах» в СССР появились в 1930-е гг. Вновь «сатанисты» появились в СССР в 1974 - 1975-х гг. А в Ленинграде - в начале 1980-х гг.

Самой большой организацией того времени был «Орден Сатаны». В 1986 г. эта организация распалась, что привело к возникновению множества мелких сект.

Под понятие «сатанисты» попадает несколько самостоятельных течений:

- фанаты тяжелого рока

- формирования, рассматривающие «сатанизм» как форму агрессивного атеизма

-формирования, рассматривающие «сатанизм» с позиции, подаваемой желтой прессой, либо сформированной художественными произведениями.

Сатанизм как разновидность атеизма отвергает многие нравственные ценности, выдвинутые в свое время христианством и воспринятых в настоящее время в качестве общечеловеческих.

Специфической молодежной субкультурой является «баба». Облик ее представителей сохраняет черты известной идентификации с Христом. Они носят длинные волосы «под Иисуса», нательные крестики, затасканные штаны. Вместе с тем юноши и девушки облачаются также в индийские туники, украшают волосы цветами. «Баба» по-восточному медлительны. Они любят запах сандалового дерева. Их бог - та же суперзвезда, только с примесью чего-то «восточного».