Смекни!
smekni.com

ИНТЕРВЬЮ 6 (стр. 4 из 5)

Иногда, чтобы добиться согласия на интервью, репортеры прибегают к авторитету своего издания как официального органа и подчеркивают, что действует не как частное лицо. Недопустимым является такой прием, когда журналист, добиваясь согласия на интервью, принижает образ журналиста в глазах собеседника, вызывает жалость к себе. Этот прием плох тем, что такая беседа не может быть ни доверительной, ни откровенной, ни глубокой. Образ журналиста, созданный у интервьюируемого, и побудительный мотив для вступления в беседу работают против установления атмосферы взаимного уважения и полноценного сотрудничества. В том случае, когда журналист – человек знающий и мыслящий, само общение с ним несет собеседнику новую информацию и потому может служить побудительным мотивом для беседы. В целом, самым побудительным мотивом для собеседника является серьезность намерений журналиста. “Покажите, что вы ставите серьезную задачу, и вы обязательно увлечете этим интервьюируемого” . (Х. Шервуд)

  1. Создание представления о роли интервьюируемого

Далеко не каждый собеседник имеет опыт интервьюируемого, ему необходимо знать, в чем будут заключаться его обязанности. Журналист должен сразу объяснить оппоненту, что потребуется от него в этой роли: дать представление о продолжительности интервью, о необходимой степени компетентности в вопросах, которые предстоит обсудить и так далее. Первые вопросы интервью несут важную нагрузку. Отношения еще только устанавливаются, интервьюируемый еще не вошел в роль, он полон беспокойства, что беседа окажется ему не по силам или заставит его потерять время даром. Вопросы должны быть такими, чтобы он мог ответить на них без труда, почувствовать, что может успешно справиться с заданием.

Развертывание беседы и заключение Отношения, сложившиеся в начале беседы, в ходе ее развиваются, изменяются и во многом зависят от умения интервьюера направить беседу. Для успешного проведения ее журналисту очень важно научиться слушать своего собеседника. Уметь слушать – это не значит принимать все, что рассказывают, не перебивая и не задавая вопросов. Порой нужно и направить беседу – журналисту не безразлично, какой он получит материал, а время, как правило, ограничено. Управление ходом беседы – сложное дело, требующее большого опыта, знаний, такта. Руководить беседой нужно осторожно, направляя ее в нужную сторону. Если собеседник отвечает не в том плане, как хотелось бы журналисту, можно перефразировать основной вопрос и тем самым отладить фокус ответов. Когда собеседник отвечает общими словами, не приводя конкретных фактов, примеров, не высказывает личной точки зрения, журналист также должен вмешаться, поскольку такие высказывания не несут в себе информации. Поэтому самое главное – вопросы должны быть построены таким образом, чтобы не вызывать банальных ответов. А чтобы избежать этого нужно то самое знание предмета и общая подготовка, о которой говорилось выше, но, кроме того, внимание к собеседнику, интерес к нему, его рассуждениям, его эмоциям, открытиям, которые незапланированно проявляются в интервью.

Заключение беседы Интервью подходит к концу. Этот момент психологически интересен тем, что интервьюируемый расслабляется, напряжение спадает, он чувствует себя свободнее. В это время он может припомнить что-то важное, обронить какие-то интересные замечания, дополнить свой рассказ. Журналист должен быть внимателен к заключительным словам, не пропустить того значительного, что может в них содержаться.

Прощаясь, журналист должен не только оговорить на всякий случай возможность повторной беседы, но и дать понять, что встреча была интересной, плодотворной, что интервьюируемый хорошо справился со своей задачей, поскольку человек затратил время, усилия, и он должен чувствовать, что сделал это не напрасно. Кроме того, таким образом журналист закладывает основу дальнейших встреч с этим человеком для самого себя и своих коллег.

Примеры

    Строго стандартизированное

Интервью журналиста “Известий” с учителем.

Что определило ваш выбор? Любовь к детям или к математике?

Какую общественную работу вы вели в институте?

Какими бы вы хотели видеть своих учеников?

Какие качества, по-вашему, особенно важны для учителя?

Как вам помогают в школе?

Удается ли вам заинтересовать учеников вашим предметом?

Эти вопросы составлены заранее, и журналист строго придерживается их формы и порядка. Это интервью схоже с анкетированием молодых учителей, от которых редакция хочет получить ответы по определенной программе.

Или еще интервью: С. Предеин беседует с В. Новиковым, полковником юстиции.

Как повлиял уголовно-процессуальный кодекс на работу следователей?

Какие преступления в вашей практике встречались чаще всего?

За какое количество наркотиков привлекают к уголовной ответственности?

В Иркутскую область приезжают много иностранцев: китайцы, монголы… какие проблемы с ними?

Какие из раскрытых дел вы бы отметили?

2. Полустандартизованное интервью Здесь часть вопросов задается по заранее заготовленному списку, а часть – в ходе беседы.

Беседует В. Логачев с Ю. Шевчуком Ты ведь по профессии художник?

А гитару-то когда первый раз в руки взял?

Как появилась первая гитара?

А профессиональная группа ДДТ когда сложилась?

А откуда это название ДДТ?

Хорошо, Ю. Шевчук бессребреник, но музыкантам группы жить на что-то надо?

Интересно, каким образом?

Но все-таки на что живет ДДТ?

Тайнами личной жизни не поделитесь?

3. Нестандартизованное С. Эфендиева беседует с Ладой Денс Вашему сыну несколько месяцев от роду … а решили пожениться вы только сейчас. (речь идет о новом муже – Павле) А как же Леонид (прежний муж) ?

Не жалеете, что расстались с ним?

А как вы нашли нового мужа?

Мимолетные чувства не так уж редки в вашей жизни? Все-таки актриса ….

Вас не смутило, что Паша женат?

Наверное, был большой скандал? (Вопрос последовал после того, как Лада сказала: “Там же в аэропорту, я сказала Лене, что домой не поеду, и уехала с Павлом” .) Следующее интервью Ксении Стриж с Лизой Голиковой Что же случилось на самом деле: ваш роман с Макаревичем возобновился?

Жалеешь? (после ответа, что расстались как друзья) Все было так хорошо. Почему вы разбежались?

Узаконить свои отношения с ним ты не собиралась?

А что родители? Как они отнеслись к тому, что ты живешь с Андреем?

4. Смешанный вид интервью К. Житов беседует с защитником “СибСканы” В. Донских Василий, насколько мне известно, ты коренной иркутянин?

Любопытно узнать, как из обыкновенного городского мальчишки получился выдающийся хоккеист?

В общем, с наставниками тебе повезло?

Не обидно быть в тени? Болельщики к числу кумиров относят нападающих.

Иркутск этот счет (0: 6) поверг буквально в шок. В чем причина поражения?

Василий, какие у тебя планы после окончания сезона?

У тебя, наверное, подрастает хоккейная смена (вопрос последовал после того, как он сказал, что хотел бы уделить время жене и детям) 5. Интервью для получения чисто фактических сведений Как будут развиваться наземные службы?

Какие изменения произойдут на международных трассах?

6. Для выяснения мнений собеседника о чем-либо Беседует корр. “Правды” Г. Кожуховский с нар. артистом СССР И. Моисеевым Прежде всего хотелось бы знать ваше мнение о состоянии балетного искусства.

Вы были председателем оргкомитета Первого московского международного конкурса балета. Теперь, спустя год, как вы оцениваете значение этого события для жизни хореографии?

7. Для получения представления о личности опрашиваемого Журналистика “Комсомолки” Т. Агафонова беседовала с балериной “… потом мы долго молчали, и я не задавала ей вопросов, нужно было поймать ее истинное, настоящее, и вот я уловила, что в ней, за всей ее сдержанностью, замкнутостью, скрывается очень искренний человек. Она рассказывала о своей жизни, ее слова укладывались у меня в голове в конкретные фразы. После того, как я написала текст и отнесла ей, она сказала, что все именно то, что я с вами говорила, даже интонация моя. Правок нет.” Нужна ли журналисту специализация?

В. Пант: “Не всегда. Иногда мы разговариваем с людьми в кадре не для получения информации, а для передачи настроения. Кто такой человек на улице? Может быть, спортсмен или инженер. Это экономика или политика? Как тут говорить о специализации, это просто журналистская работа.

Е. Цугулиева (“Крокодил” ) : “У каждого должен быть свой профиль. Всеядность ведет у вырождению фельетониста. Обычно, правда, поневоле фельетонисты берутся за все, но тем хуже для редакции. Фельетон будет без блеска” .

Ю. Феофанов (“Известия” ) : “Вообще все журналисты специализируются так или иначе. По-моему, самый идеальный журналист – это специалист в какой-нибудь области. Во всяком случае, что-то журналист должен знать хорошо” .

Стоит ли читать материал о человеке перед встречей с ним?

Э. Церковер считает, что нужно, так как иногда даже так бывает – придешь и спрашиваешь: “Иван Иваныч, вот я читал вчера интервью с вами в “Литературке” , там было сказано …. Это правда? Ах, правда? Ну тогда мы говорить об этом не будем, не станем повторяться” . Человеку приятно, что ты о нем читал, помнишь о разных фактах, а потом человек иногда заводится: “Хорошо, об этом мы говорить не будем, я вот вам другое расскажу…” В. Леднев (“Советская культура” ) говорит, что к чтению других материалов относится осторожно, объясняя: “Читать чужой материал на ту же тему, о том же человеке – помеха. Я читаю чужие материалы, но не принимаю их на веру. Они для меня только справка.