Смекни!
smekni.com

Полинациональная семья (стр. 2 из 5)

Семья является важным источником получения информации, благодаря которой социально-культурные (и не только) учреждения улучшают качество и количество оказываемых услуг. Поэтому исследования семьи проводятся периодически. Эмпирическая база исследования, проведённого в 1995 году, - 513 респондентов, представляющие различные социально-функциональные группы. Респондентам было предложено оценить состояние национальных отношений внутри семьи. По всей выборке дана достаточно сдержанная оценка:

· Хорошие, взаимоуважительные отношения 14,6%

· Положительные, в целом взаимотерпимые отношения 74%

· Неудовлетворительные 8,8%

· Плохие, неприязненные отношения 1,6%

Предпочтение отдано второй позиции, более сдержанной, чем остальные, и отражающей истинное положение вещей.[12]

В общероссийском масштабе межнациональные отношения в республике стабильны, но не идеальны. И если мы хотим жить в культурно богатом, нравственно высоком обществе, мы должны сделать упор на развитие именно семейных взаимоотношений, но и со стороны государства должна быть колоссальная поддержка.[13]

1.2. Анализ результатов социологического исследования

По итогам авторского социологического исследования на тему «Этнокультурные проблемы полинациональной семьи», проведённого в 2006 г., было получены данные, которые заставляют усомниться в правильности политики государства касающейся социально-культурного сектора. По данным социологического исследования можно судить о некоторых закономерностях семейного досуга, о степени включённости семей в различные виды социально-культурной деятельности. Результаты исследования существенно расширяют представления о досуговой деятельности как важном факторе преодоления прогрессирующей социальной пассивности определённой части семей, нейтрализации семейных конфликтов, восстановлении дефицита взаимного доверия, создании благоприятных возможностей для реализации множества альтернативных, в том числе домашних, видов досуга. Несомненно, что в системе досуговых ориентаций семьи идет процесс перемещения из сферы непосредственного потребления духовных благ к сфере досуговой деятельности, которая помогает саморазвитию и самоутверждению семьи, обеспечивает ей право на свободу воли и выбора, свою систему ценностей.[14]

4. Сколько свободного времени остаётся у Вас на досуг?

5. Хватает ли Вам выходных для отдыха?

Свободное время, т.е. время которое можно потратить на удовлетворения своих социально-культурных и психофизических потребностей, используется крайне не рационально. Лишь пять опрошенных удовлетворены как они и их семьи проводят своё свободное время.[15] Остаётся довольно широким спектр нереализованных потребностей женщин и в целом семьи в сфере досуга. Речь в частности, идёт о встречах с интересными людьми, общении в клубах по интересам, семейных выездах на экскурсии, на природу и т.п. Особенно удручают данные о посещении выставок, концертов, театров: почти или никогда их не посещают 21% опрошенных семей, посещают, но редко 13%. [16]

Известно, что духовная культура супругов выступает как гуманистическая основа семьи, один из факторов крепости семейных уз, воспитания молодого поколения. Однако исследования выявляют безрадостную картину духовной, эмоциональной обеднённости семьи. Среди причин, препятствующих эстетическому развитию семьи в целом, мужчины и женщины отмечают нехватку свободного времени, усталость после работы, нездоровье, недостаточную помощь одного из супругов, низкий уровень эстетического воспитания, уверенность в том, что эстетическое воспитание – дело общественных институтов, слабую работу учреждений культуры и искусства. Чрезмерные физические и психологические перегрузки женщин выливаются в психологический дискомфорт, отрицательно влияют на атмосферу семьи, крепость семейных уз, воспитание детей. Бездуховность супругов, низкая досуговая квалификация приводят к забвению материнского и отцовского долга, пьянству, наркомании и как результат – к умственной и физической патологии детей.[17]

Проведённое исследование выявляет целый ряд факторов, влияющих на настроение, виды и формы проведения досуга: условия труда, недостаточно развитая социальная инфраструктура, физические, эмоциональные, психологические перегрузки, особенно женщины, на производстве, в быту, в брачно-семейных отношениях, крайне низкий уровень материально-технической базы досуга, степень обеспеченности помещениями для развёртывания семейных клубов, музыкальными инструментами, инвентарём для любительских объединений, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, кинофотоколлективов и др.; принятие 131 федерального закона.[18]

Увлечения респондентов разнообразны. На данный вопрос опрашиваемые дали широкий спектр ответов, несмотря на то, что в нашем городе социально-культурных учреждений узкой направленности не хватает.

Технический прогресс, и, как следствие, распространение компьютерной техники дают о себе знать:

· Хобби многих респондентов «мир компьютерной техники» - сам компьютер, игровые приставки (даже, несмотря на возраст, многие люди играют в игры на приставках). Это обусловлено тем, что в СССР-овский период подобной аппаратуры просто-напросто не было, а сейчас она не просто появилась, но и стала доступной.

· Есть и такие респонденты, которые отдают предпочтения творческим видам деятельности:

- профессиональное и любительское фото;

- музыка;

- собрание и просмотр фильмов.

· Постепенно набирают обороты увлечения спортом. Несмотря на средний достаток населения, многие женщины и мужчины предпочитают такой вид спорта как горные лыжи, и это при том, что ближайшая горнолыжная база находится в г. Байкальске. Так же распространённым видом спортивной деятельности является посещение различных фитнесс клубов, особенно это распространенно среди женщин.

9. Какие заведения Вы бы хотели, чтобы открыли в нашем городе?

Из-за недостатка культурно-досуговых учреждений в городе, опрашиваемые дали широкий спектр предложений социально-культурного направления:

· Респонденты в возрасте 18-35 лет пожелали открыть ночной клуб европейского образца и другие увеселительные заведения;

· «парки для детей», «развлекательные центры» - подобные ответы дали респонденты до 35 лет. Это можно объяснить тем, что в таком возрасте чаще всего дети находятся в возрасте до 18 лет, которым необходим организованный высококвалифицированными работниками досуг;

· по одному ответу набрали разнообразные клубы по интересам: клуб любителей велосипедов, свингерский клуб, клуб любителей восточных нарядов. Такие ответы доли в основном мужчины (18-50 лет) – 6 человек, и 2 женщины.[19]

В основе организации среды семейного досуга главенствующее место занимает социально-культурная деятельность. В отличие от многих областей социальной среды с ярко выраженной поисковой, исследовательской направленностью в социально-культурной сфере приоритет отдаётся активному деятельному подходу в семейном воспитании, реализации семьи как ведущего субъекта разносторонней содержательной деятельности в сфере культуры и досуга, как первичного института культуры, здоровья, гуманизма, нравственности. Социально-культурная деятельность представляет собой бесконечное поле для политического, социального, культурного творчества каждой семьи, развития творческих традиций народной семейной педагогики.[20]

Глава 2. Особенности социально-культурных потребностей полинациональной семьи и условия их реализации

2.1. Семейная политика: проблемы и перспективы

В своих ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин обращае6т особое внимание на проблемы демографического развития страны. В последнем Послании 2007 года очень остро поставлены задачи по созданию условий, благоприятствующих росту рождаемости, поддержки материнства и отцовства, формированию здорового образа жизни, пропаганде семейных ценностей.[21]

В современной обстановке, когда экономические, социальные, межнациональные катаклизмы, лихорадящие общество, не оставляют в стороне практически ни одну семью, социально-культурная, досуговая деятельность в состоянии выполнить важнейшую общественную миссию: оставаясь незаменимым средством досуговых, культурно-творческих контактов, межсемейных, межнациональных отношений, она может реализовать себя как фактор гражданского мира в масштабах государства в целом, и самого малого социума. Но для этого необходимо саму структуру социально-культурной деятельности «поднять и поставить на большие рельсы».[22]

Семья является главным стратегическим ресурсом в демографическом развитии страны. В то же время следует признать, что семейная политика в России только формируется. Медленно идёт процесс создания правовой базы. К примеру, принятые «знаменитые» федеральные Законы №122 и 131 не содержат в своём тексте даже терминов «семейная политика», «демография». Отсутствуют среднесрочные и долгосрочные программы государственной семейно-демографической политики, принимаемые меры имеют краткосрочный характер.[23]

Сложившаяся на практике политика в отношении семьи деформирована и представляет собой меры социальной защиты семей, ориентированные на обеспечение их выживания. При этом размеры государственных социальных гарантий (пособий, пенсий и др.) явно занижены. А что касается приобщения семьи к ценностям культуры, то в данном направлении делаются мизерные шаги. Круг проблем современной семьи чрезвычайно широк, что не может не отражаться на её участии в социально-культурной деятельности. Это, прежде всего, социально-экономические проблемы семьи, связанные с её потребительским бюджетом и уровнем жизни, катастрофическим ростом количества малообеспеченных семей, живущих ниже черты бедности. Трудности современных детей, особенно из неполных, межнациональных, малообеспеченных, многодетных и молодых семей, настолько остры, что на их фоне эффективность государственной системы помощи семьям выглядит крайне неутешительно.[24]