Смекни!
smekni.com

Государственные программы по борьбе с организованной преступностью (стр. 3 из 4)

В Постановлении Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 270 «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999–2000 годы» особо отмечено, что преступная среда консолидируется, усиливается ее организованность, возрастают профессионализм и масштабность преступных деяний. Также расширяются интересы криминальных структур в кредитно-финансовой сфере, на рынке ценных бумаг, во внешнеэкономической деятельности. Активизируются противоправные сделки по вывозу сырьевых, энергетических и других ресурсов за рубеж. Совершение экономических преступлений в абсолютном большинстве случаев связано с проявлением коррупции и проникновением криминалитета во власть. В связи с этим борьба с преступлениями в сфере экономики и коррупцией является наиболее важным и приоритетным направлением деятельности всех правоохранительных органов. Не сокращается число насильственных опасных преступлений, таких как бандитизм, угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества, похищения людей, захваты заложников, криминальные взрывы и заказные убийства. По числу умышленных убийств в расчете на 100 тыс. человек Россия заняла одно из ведущих мест в мире.

Указанный нормативный акт, обнажая противоречия, имеющиеся в работе заинтересованных ведомств, поставил вопрос о необходимости совершенствования правовой базы правоохранительной деятельности в сфере борьбы с организованной преступностью.

В целях реализации данного положения приняты многочисленные правовые акты как на федеральном, так и на ведомственном уровнях, носящие в том числе международный характер. Среди них отметим Распоряжение Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 735-р «О проведении переговоров о заключении Соглашения между МВД РФ и МВД Латвийской Республики о сотрудничестве в сфере борьбы с организованной преступностью», Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 1998 г. № 962-р «О реализации программы Союза Беларуси и России «Борьба с различными формами организованной преступности на территории государств – участников Союза Беларуси и России на период до 2000 года», Указ Президента РФ от 11 октября 2004 г. № 1293 «О специальном представителе Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью», Распоряжение Правительства РФ от 21 ноября 2005 г. № 1991-р «Об утверждении Национального плана РФ по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2005–2007 годы». В данных актах обращается внимание на необходимость проведения комплексных совместных мероприятий по выявлению и пресечению деятельности организованных преступных группировок, постоянной координации работы в данном направлении и ее анализа.

Продолжая наше исследование, необходимо отметить последние изменения в УПК РФ и УК РФ. Федеральным законом от 29 июня 2009 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» УПК РФ дополнен главой 40.1 «Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве». Так, в соответствии с ч. 2 ст. 317.1 УПК РФ подозреваемый или обвиняемый вправе заявить ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с момента начала уголовного преследования до объявления об окончании предварительного следствия. В этом ходатайстве подозреваемый или обвиняемый указывает, какие действия он обязуется совершить в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления. В ст. 317.6 и 317.8 УПК РФ регламентирован особый порядок проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что на подозреваемого или обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, распространяются все меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, предусмотренные федеральным законом (ст. 317.9).

Также указанный закон изложил в новой редакции ст. 62 УК РФ. Обратим внимание, что теперь в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве при наличии смягчающих обстоятельств и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

Введение в законодательство «сделки с правосудием», на наш взгляд, является эффективной мерой в борьбе с организованной преступностью и открывает новые возможности и перспективы для ведения оперативно-розыскной деятельности. Подобные соглашения длительное время широко практикуются на Западе и в США. Кроме этого, указанные изменения свидетельствуют об упорядочении уголовно-правовой политики государства, способствующей расколу преступных сообществ изнутри и предупреждению совершения ими новых преступлений.

3 ноября 2009 г. президент РФ Д.А. Медведев подписал Федеральный закон от 3 ноября 2009 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», ужесточающий уголовное наказание для организаторов преступных сообществ, а также для так называемых «воров в законе». Последним в соответствии с принятыми поправками будет грозить ответственность от 15 до 20 лет лишения свободы либо наказание в виде пожизненного заключения.

Кроме того, вступившие в силу изменения в УК РФ по-новому изложили законодательный подход к определению сложного соучастия (соучастие с распределением ролей в уголовно-правовом смысле этого слова, т.е. участие в преступлении организатора, подстрекателя или пособника). В соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 35 УК РФ

Также отметим, что законодательная новелла ст. 210 УК РФ более расширенно подходит к раскрытию содержания понятия «создание преступной организации», устанавливает и конкретизирует круг незаконных действий, направленных на формирование организованной преступной группы (ОПГ). В п. 1 указанной статьи предусмотрена уголовная ответственность за:

· создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений;

· руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями;

· координацию преступных действий, создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами;

· разработку планов и создание условий для совершения преступлений такими группами или раздел сфер преступного влияния и преступных доходов между ними;

· совершенные лицом с использованием своего влияния на участников организованных групп, а равно участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

На наш взгляд, правовая регламентация указанных аспектов во многом будет способствовать единообразной квалификации преступных действий членов ОПГ, упрощению производства следственных действий, улучшению раскрываемости преступлений данной категории и, в конечном итоге, снижению количества действующих организованных преступных сообществ в нашей стране.

Вместе с этим, наряду с указанными мерами, способствующими снижению уровня организованной преступности, разобщению преступных группировок, на наш взгляд, целесообразно законодательно регламентировать отдельные аспекты деятельности оперативных сотрудников, внедренных в преступные сообщества. Для того чтобы получить доверие лидеров организованных преступных групп и их членов, зачастую лицам, работающим «под прикрытием», необходимо участвовать в подготовке и совершении преступлений. Однако действующее законодательство не содержит норм, связанных с освобождением при определенных обстоятельствах от наказания оперативных работников компетентных органов. По нашему мнению, необходимо внести в УК РФ поправки, связанные с тем, что причинение вынужденного вреда охраняемым уголовным законом интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при выполнении оперативно-розыскного мероприятия указанными лицами, внедренными в организованную группу, банду, преступное сообщество (преступную организацию), незаконное вооруженное формирование в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, преступлением не является.


Заключение

Для российского общества, организованная преступность несомненно новое явление, о котором раньше было известно только специалистам-криминологам и хранилось в строгом секрете от общества. Эпоха перестройки предоставила отличную возможность организованной преступности проявить себя во всей красе. Открытое проникновение этого социально-правового явления в общество не могло пройти для общественного сознания не замеченным. Настоящее исследование показывает, что организованная преступность существует, и даже более того завоевала свою легитимность в обществе, процесс легализации (огосударствления) организованной преступности о котором отмечали Л.Д. Гаухман и В.С. Овчинский, очевиден.