Смекни!
smekni.com

Алкоголизм как социальная проблема на примере женского алкоголизма (стр. 4 из 6)

Можно выделить наиболее общие черты женского алкоголизма:

1) обычно женщина в начале злоупотребления алкоголем, как правило, употребляет спиртные напитки меньшей крепости и в меньших дозах;

2) для женщин характерно злокачественное течение алкоголизма – быстрый темп формирования алкоголизма, ранние психозы, ранняя деградация личности;

3) характерна манера пить тайком, долго скрывает от семьи и окружающих свое пьянство;

4) быстрее опускается в социально-гигиеническом плане;

5) чаще наблюдаются суицидальные попытки.

Выделяют три варианта течения алкоголизма у женщин:

1. Алкоголизм развивается без каких-либо нарушений психики. У таких женщин медленно формируется алкоголизм – от 7 до 20 лет, долго сохраняется интеллект на достаточном уровне, морально-этическое поведение, способность выполнять свои семейные обязанности и не снижаться в производственном статусе. Им удается скрывать долгое время, что они пьют, но потом по требованию домочадцев они начинают лечиться, причем очень активно.

2. Алкоголизм, сочетающийся с выраженными аффективными расстройствами. Формируется у женщин в течение 5-7 лет. Эти женщины очень эмоциональны, остро, невыдержанно реагируют на ситуацию, события. И часто, с целью успокоения прибегают к алкоголизации. При этом варианте женщины чаще теряют мужей и быстро снижаются в социальном плане. Лечение таких женщин должно сочетаться с хорошей психотерапией.

3. Алкоголизм у личности с асоциальным поведением, то есть у женщин с характером, отличающимся импульсивностью и психопатическими чертами. Они рано приобщаются к алкоголизации, и формируется у них алкоголизм от 1-4 лет. Истерические и психологические черты характера этой группы женщин, не позволяют им построить семью, или она быстро распадается. Для них типичны частые смены места работы, увольнения за прогулы и пьянство на рабочих местах. Лечиться эти женщины обычно не желают.

Алкоголизм женщин тяжело сказывается на детях, приводя к заметным нарушениям психики, которые требуют специальной коррекции: невротическими расстройствами, отчуждению, задержкам психического развития, девиантному поведению. Бессознательная идентификация себя с матерью, в сочетании с наследственной предрасположенностью к алкоголизму, социально-психологическая дезадаптация, обусловленная недостатками воспитания, часто приводят этих детей к злоупотреблению алкоголем и формированию зависимости от него. Взрослые дети больных алкоголизмом часто не осознают, что истоки многих их жизненных проблем в семейном алкоголизме.

В настоящее время можно считать доказанным и генетическими и социологическими исследованиями, что сыновья и дочери больных алкоголизмом родителей в зрелом возрасте заболевают алкоголизмом с частотой, существенно превосходящей как общепопуляционную величину, так и частоту алкоголизма в группах сравнения, состоящих из лиц, чьи родители в этом отношении здоровы. Доля пораженных алкоголизмом сыновей больных алкоголизмом родителей, по данным разных авторов, колеблется от 17,0 процентов до 86,7 процентов, доля пораженных алкоголизмом дочерей – от 2 до 25 процентов[14]. Таким образом, взрослые сыновья и дочери больных алкоголизмом родителей, составляют группу высокого риска заболевания алкоголизмом.

В заключении можно сказать, что алкоголизм женщины-матери способствует изменениям внутрисемейных отношений и вовлечению детей и подростков в процесс приобщения к потреблению алкоголя, то есть возникает опасность появления алкоголизма как «семейной болезни». Поэтому подход к лечению алкоголизма с учетом этого положения должен быть комплексным, с объединением опыта и усилий самых различных служб, имеющих отношение к социальной и медицинской помощи. Преодоление алкоголизма вообще и, в точности, женского возможно во взаимодействии медицины и общественных негосударственных организаций, деятельность которых направлена на решение задач, связанные с употреблением алкоголя. Это такие организации, как общество анонимных алкоголиков («АА»), Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»). Деятельность этих обществ направлена на оказание помощи лицам с наркологическими проблемами посредством консультирования, лечения, социального устройства, разработка совместных с наркологическими государственными учреждениями профилактических и реабилитационных тренинг – программ, направленных на здоровый образ жизни. Важное значение имеет доступность качественных профилактических и реабилитационных служб для женщин, здоровье которых страдает в связи с потреблением алкоголя.

2.1. Социальные проблемы женского алкоголизма

В течение нескольких десятилетий в научной литературе публиковались работы, подчеркивающие специфику алкоголизма у женщин, особенности его течения и исходов, значимость внешних и внутренних условий его формирования. Это явилось причиной выделения «женского» алкоголизма, существенно отличающегося от «мужского» как по наличию приоритетных этиопатогенетических факторов формирования, так и по клинико-психопатологическим особенностям.

У женщин, страдающих алкоголизмом, чаще чем у мужчин, наблюдался алкоголизм у родителей, выявились неполные семьи, разводы, отмечались супружеская неверность, психические заболевания и попытки к самоубийству. «Женщины-алкоголики» начинают пить позже мужчин, но лечатся в том же возрасте, чаще реагируют алкоголизацией на стрессы, чаще остаются брошенными мужьями после лечения, чаще прибегают к транквилизаторам, чаще выявляют симптомы тревоги и депрессии, у них ниже уровень самооценки, но выше уровень смертности, самоубийств, несчастных случаев, насилий и соматической патологии.

Несмотря на различные подходы к проблеме женского алкоголизма в отечественной и зарубежной литературе, два положения одинаково часто встречаются на страницах научной печати – универсальность алкоголизма как заболевания у обоих полов и его специфичность и уникальность у женщин.

Авторами было также обнаружено, что при женском алкоголизме большую роль играют «проалкогольные» профессии: занятость в сфере обслуживания, питания, торговли, строительства, что объясняется доступностью алкогольных напитков, наличием алкогольных традиций, «мужским» видом труда[15].

Возрастной аспект проблемы женского алкоголизма заключается в своеобразии заболевания у женщин на разных этапах. Специфика заболевания в юношеском и пожилом возрасте диктует необходимость альтернативного подхода к социопедагогической, медикаментозной и психотерапевтической коррекции.

Начальная алкоголизация девочек – подростков может сочетаться с другими поведенческими проявлениями, являться частью комбинированного аддиктивного поведения (addiction – в пер. с англ. «пристрастие»).

Специфику женского алкоголизма в пожилом возрасте обуславливает совокупность факторов – гормональные изменения в климактерическом периоде, во время менопаузы; аффективные колебания первичного или вторичного характера, усиливающиеся в пожилом, предстарческом возрасте; присоединившаяся соматическая патология, нарастание психогенных воздействий, присущих старости, в виде смерти супруга, одиночества, инвалидизации и так далее.

При женском алкоголизме чаще выявляется феномен «стигматизации» – наложение «клейма», «стигмы» на лиц злоупотребляющих алкоголем[16]. Общественное мнение более сурово в отношении женщин, поэтому у последних чаще проявляются специфические феномены, существенно влияющие на клинику заболевания – чувство вины и стыда, низкая самооценка, поздняя обращаемость за помощью, скрытое употребление алкоголя, склонность к одиночному пьянству и т. д. Вероятно, что именно явлением стигматизации объясняется отсутствие явных социальных проблем у женщин – они реже попадают в медвытрезвитель, редко совершают противоправные действия в состоянии интоксикации, что может быть вызвано стремлением соответствовать женской роли, наличием социальных «табу». Вместе с тем, стигматизация женского алкоголизма порождает стремление завуалировать алкоголизацию, скрыть от окружающих, а это приводит к латентному, скрытому течению алкоголизма.

Появившиеся в научной литературе термины «морфо-конституциональные особенности», «конституционально-психологические особенности», отражали суть гипотезы о «половом диморфизме», заключающейся в преобладании маскулинных или фемининных черт характера у женщин, злоупотребляющих алкоголем.

Взаимосвязь алкоголизации женщин с проблемами в сексуальной сфере стала предметом исследования как зарубежных, так и отечественных авторов. Изучение велось в нескольких направлениях. Изучались аспекты полоролевой идентификации женщин; так, возникла теория, что алкоголизм – «мужское заболевание» – женщин является проявлением их маскулинности, скрытой или явной, подсознательной или осознанной. Нарушение половой идентификации может быть врожденным, и тогда алкоголизация служит как бы дополнительной ее характеристикой, а демонстрация мужского поведения является имманентным свойством этих женщин, утверждали одни авторы.

Мнение других исследователей склонялось к тому, что маскулинизация «женщин-алкоголиков» была приобретенным свойством, так как они вынуждены изменить свою половую роль в соответствии с внешними обстоятельствами – одиночеством, потерей социальных женских ролей супруги, воспитательницы, половой партнерши, «хранительницы очага».