Смекни!
smekni.com

Культура как социальная система 2 (стр. 2 из 3)

Мир культуры- это мир материальных и идеальных, духовных ценностей. Материальная культура более непосредственна и обусловлена качествами и свойствами природных объектов; это то, чем пользуется человек в качестве исходных материалов или сырья при создании материальных предметов. В материальную культуру входят энергетические и сырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения, геологические или атмосферные составляющие технологии материального производства, орудия труда. Духовная культура включает совокупные знания и методы познания, формы мышления (общественное сознание, систему образования, воспитания человека, язык и т.д.). Духовные ценности способствуют повышению качеств существа разумного, культурного человека, а антиценности отнимают у человека человеческое.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три формы- элитарную, народную и массовую, и две ее разновидности: субкультуру и контркультуру.

Элитарная культура.

Создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия средне образованного человека. Круг ее потребителей- высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Формула элитарной культуры «искусство для искусства».

Народная культура.

Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

Народную культуру называют любительской и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми ( исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор- еще одно название народного творчества. Фольклор локализован, т.е. связан с традициями данной местности и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура.

Создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей. Она не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа.

Время ее появления- середина двадцатого века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк- примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения, независимо от уровня образования. Массовая культура обладает меньшой художественной ценностью, чем элитарная или народные культуры. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое событие. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура- сленговое название массовой культуры, а китч- ее разновидность.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Поскольку общество распадается на множество групп- национальных, демографических, социальных, профессиональных,- постепенно у каждой их них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культуры мира называются субкультурами.

Субкультура-часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре и т.д. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличатся от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм и сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм. Наряду с понятиями субкультуры и контркультуры в социологию постепенно внедряется термин «суперкультура».

Суперкультура- это культура аэропортов, магистральных дорог, небоскребов, гибридных сортов злаков, и искусственных удобрений, университетов и контроля над рождаемостью. Суперкультура характеризуется мировым размахом. У нее мировой язык- английский и мировая идеология-наука.

3. Проблемы культуры в современной России.

Проблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным.

Острота межэтнических конфликтов в современной России детерминирована совокупностью факторов: разрушением социально-экономических, политических, идеологических взаимосвязей; преступной активизацией военных конфликтов; игнорированием конфессиональных и национальных идеалов, ценностных установок; отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной концепции национальной политики; неконтролируемой миграцией; ростом национального самосознания ранее репрессированных народов.

В этих условиях резко повышается актуальность и значимость национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов. В этом плане особый интерес представляет Северо-Кавказский регион, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Достаточно сказать, что в данном регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий. Сегодня Кавказ – это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей, сложной знаково-символической культурной системой.

Сегодня развитие материальной культуры, в частности средств информатизации, происходит все убыстряющими темпами. Так, скорость обновления информационной технологии возрастает настолько, что поколения этой технологии сменяют друг друга каждые 3-5 лет. Интеллектуальное освоение последствий такового быстрого развития не поспевает за ростом получаемой и перерабатываемой информации. Это ведет еще к большему обострению противоречий между материальной и духовной компонентами современной культуры. Таким образом, информатизация общества не только изменяет мир, но и создает в этом мире новые проблемы.

Качественные изменения в культуре информационной эпохи связаны с широким использованием информационной техники и технологии в сфере культуры. Радио, телефон, кино, телевидение, мультимедийные средства, наконец, компьютеры- вся эта современная техническая мощь в огромной степени определяет как содержание и форму культурных ценностей, так и их развитие и ту роль, которую они играют на социальной сцене.

Развитие промышленности принадлежит контролю сообщества: конструктора машин должны считаться с существующими стандартами, загрязнение окружающей среды ограничивается государственными санкциями и общественными движениями, цена и заработная плата- правительственными мероприятиями. Вместе с тем, нет никаких ограничений в сфере духовной культуры. В итоге в культурной сфере обнаженные тела стали обычными на киноэкранах, порнография- в газетных киосках, секс оказался предметом оживленного обсуждения в СМИ. « Разрешено почти все, пишет Д.Белл, - перемены столь значительны, что культурные проблемы приобрели значение политических.»

Кризис культуры является составной частью кризиса общества, тех глубоких изменений, которые происходят в процессе информатизации общества. Сама информатизация общества, таким образом, охватывает не только технико-технологическую и социальную сферы, но и культуру. Культура- важнейший элемент информатизации общества, делающий последнюю технико-социокультурным процессом. Выход из кризиса культуры, следовательно, лежит на пути преобразования всех сфер общественной жизни.

Заключение

Культура- эта система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят их трех содержательных типов культур- материальной, социальной и духовной.

Культура- цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге, жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.