Смекни!
smekni.com

Человек-масса (стр. 2 из 7)

Нечто подобное отмечал и Ф. Ницше, указывавший, что «массовый человек разучился скромности и раздувает свои потребности до размеров космических и метафизических ценностей, и этим вся жизнь вульгаризируется». [11,46]

Современным олицетворением «человека-массы» является так называемый «специалист», человек, в совершенстве знающий какую-либо одну науку, свой крохотный уголок Вселенной, но абсолютно ограниченный во всем, что выходит за его пределы. В политике, в искусстве, в социальной жизни, в остальных науках он придерживается примитивных взглядов, но излагает и отстаивает их с авторитетом и самоуверенностью знатока, не принимая возражения людей компетентных.

Главными причинами скачкообразных изменений в поведении масс Ортега-и-Гассет считает, разрушение традиционных форм доиндустриальной жизни, рост жизненной силы современного общества, проявляющийся через взаимодействие трех факторов: экспериментальной науки, индустриализации и либеральной демократии. Все это сопровождается резким ростом населения Европы (за 1800 – 1914 годы – со180 до 460 мил. человек); по выражению философа, целый человеческий поток обрушился на поле истории, «затопляя его».[13,46] Существенно здесь, то, что у общества не хватало ни времени, ни сил для приобщения этого «потока» к традиционной культуре: школы успевали преподать лишь внешние формы, технику современной жизни, научили пользоваться новыми аппаратами и инструментами, но не дали понятия о великих исторических задачах и обязанностях.

Концепция Ортеги-и-Гассета представляется излишне пессимистичной. По мнению В.Ф. Шаповалова, «мы впали бы в иллюзию социального титанизма, потребовав от массы, от большинства населения постоянно находиться в состоянии ответственности за человечество. Рядовой человек предпочитает «просто жить», реализовывать себя в разнообразных сферах деятельности и досуга. [17,38] И нельзя утверждать, что подобная жизнь, реализация самых, казалось бы, незначительных интересов и потребностей, совершенно бесполезна, а тем более вредна, если не приносит прямую пользу всему социуму.

А. Б. Зыкова в своей работе «Учение о человеке в философии Х. Ортеги-и-Гассета» дает систематический анализ ортеговской философии. Она отмечает, что теория восстания масс – это описание и интерпретация европейского кризиса начала ХХ века, а также эта теория сама является его ярким свидетельством. Причиной кризиса Ортега-и-Гассет считал духовную дезориентацию Европы, вследствие разобщения избранного меньшинства и масс. Однако сама постановка проблемы, по мнению Зыковой, когда большинство является инертной и чуждой культуре «массой», а на оставшееся «избранное меньшинство» возлагается огромная по трудности задача руководства обществом, делает весьма маловероятным возможность преодоления этого разобщения, а следовательно и выхода из кризиса.[6,42] Т.е. масса должна проявить активность именно на этапе кризиса, помочь меньшинству, а следовательно и всему социуму. Ей совсем не требуется находиться в постоянном состоянии ответственности за человечество. В этом положении и проявляется различие точек зрения Зыковой и Шаповалова на теорию Ортеги-и-Гассета.

Главными критериями социокультурной дифференциации «человека-массы» и «человека-индивида» у Ортеги-и-Гассета выступают этический (ценностный) и когнитивный (установка на истинное иллюзорное постижение мира). Важно подчеркнуть, что для испанского философа «человек-масса» - это не марионетка, не случайный заложник массового действа; он представляет «человека-массу» в его активном воздействии на общество, как субъекта формирования «массовой субкультуры».

Таким образом, в данном варианте анализа «массового» общества критика направлена, прежде всего, в сторону субъекта этого общества «человека-массы». По Х. Ортеге-и-Гассету, распространение людей данного типа несет угрозу самому существованию цивилизации, потому что ни ее ходом, ни тем более, ростом, он управлять не может.

Признавая огромный вклад испанского философа в анализ современного «массового» общества и основного типа человека, существующего в этом обществе, нельзя не заметить некоторого противоречия в его высказываниях. С одной стороны он считает «среднего» человека инертным и ни на что не способным, а, с другой, говорит о «восстании» этого человека, о том, что он стремится занять те места в общественной жизни, которые ранее принадлежали исключительно представителям элитарных слоев. Данное противоречие снимается, если придавать необходимое значение тем объективным условиям, которые способствуют этому самому «восстанию» современного «человека-массы». Поэтому, более последовательным выглядит анализ факторов, которые привели к доминированию данного типа человека в современном обществе.

Одной из наиболее значительных теорий современности, является «критическая теория общества», главные разработки которой пришлись на период 30-70-х годов ХХ века. Представителями данной школы являются Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм и др. «Критическая теория» в самом общем виде представляет собой критическое отношение авторов к современному капиталистическому обществу. Критике подвергаются все аспекты: социальные институты, правовые нормы, а главное – положение человека, подавление в нем личностного начала в условиях «высокоорганизованного» общества.

Работа Г. Маркузе «Одномерный человек» является своеобразной квинтэссенцией «критической теории». Уже в названии автор дает определение современному человеку, таким же он считает и общество, в котором этот человек живет. Критика Маркузе направлена не столько на самого человека, сколько на те условия, которые его формируют. Таким образом, «человек-масса» в трактовке Маркузе – уже не только субъект, но, в некотором отношении, объект современного общества, по существу жертва сложившегося порядка вещей.

Основной мыслью Маркузе является, то, что все факторы, играющие положительную роль в период становления индустриального общества, при переходе данного общества на более высокую ступень, сдают свои позиции. По Маркузе, тот или иной фактор хорош для развития общества и, соответственно, человека только тогда, когда выступает как новый, более прогрессивный. «Свобода мысли, слова и совести – как и свободное предпринимательство, защите и развитию которого они служили, - выступали первоначально, как критические по своему существу идеи, предназначенные для вытеснения устаревшей материальной и интеллектуальной культуры более продуктивной и рациональной. Но, претерпев индустрионализацию, они разделили судьбу общества и стали его основной частью». [9,10] Современный человек, вынужденный жить в обществе, где главной целью является сглаживание противоречий, и в собственной жизни предпочитает избегать острых углов и резких различий. Рационализм вместе с научно-техническим прогрессом оказывает репрессивное воздействие на культуру и мышление. Общество указывает человеку, что он должен иметь или не иметь, желать или не желать, делать или не делать. Постепенно человек так привыкает к данному положению вещей, что даже не задумывается о том, что его потребности и интересы чаще вовсе не его, а навязываются ему господствующими социальными и культурными институтами. Такого человека Д. Рисмен назвал «человеком, управляемым желаниями других».[15,122]

В целом, большинство социологов и философов, занимавшихся проблемой современного «массового» общества, сходятся в том, что в этом обществе доминирует определенный социокультурный тип человека. И если, например, Х. Ортега-и-Гассет считает доминирование «человека-массы» опасным для существования современного социального организма и, прежде всего, культуры, то Д. Рисмен относится к этому доминированию вполне спокойно, считая его неизбежным следствием воздействия различных факторов, обязательно присущих индустриальному обществу.

1.2 «Рассеянная» масса как основная межгрупповая общность развитого индустриального общества и форма бытия «человека-массы»

Современное общество, сложившееся в результате индустриализации и демократизации всех его сфер – общество массовое. Это общество является массовым потому, что люди приобретают стандартные материальные и духовные блага, распространяемые в массовом масштабе. В результате человек чаще всего покупает то, что продается, реагирует на события так, как ему «предлагают» реагировать СМИ. В современном обществе человек практически все время, вольно или не вольно является членом той или иной массы: потребителей, читателей, слушателей, избирателей и т. д. Главной особенностью всех этих масс является то, что они невидимы и не могут быть зафиксированы эмпирическим путем. Поэтому в науке эти массы принято называть рассеянными, несобранными или поляризованными. Они являются межгрупповыми, межклассовыми общностями, несовпадающими ни с какими социальными группами.

По Г. Лебону рассеянная масса – это та же толпа, поэтому на нее распространяются все характеристики толпы.[7,13] Большинство же современных исследователей считает, что рассеянная масса, несомненно, обладает рядом особенностей, отличающих ее от толпы.

Одним из первых не стал разделять толпу и массу Г. Тард. Для него моделью массы является не суетящийся участник беснующейся толпы, а комфортно устроившийся в своем кресле зритель. «Следует не смешивать толпу и публику, - которая есть чисто духовная совокупность, группа индивидуумов, физически разделенных и соединенных чисто умственной связью. … Эта связь состоит в одномерности их убеждения или увлечения, в сознании, проникающем каждого, что эта идея или это желание разделяется в данный момент огромным количеством других людей».[16,259] Само осознание солидарности большего числа людей с каким-либо суждением располагает их судить в одинаковом смысле, следовательно, образование массы предполагает духовную и общественную эволюцию, значительно более прогрессивную, нежели образование толпы. Г. Блумер считал главными характеристиками массы -анонимность и изолированность ее членов, слабое взаимодействие между ними, случайность их социального происхождения и положения, отсутствие организованности.