Смекни!
smekni.com

Социальное сиротство 2 (стр. 1 из 6)

ПЛАН

Введение

I.Социальное сиротство как явление современной действительности.

1.1.Развитие социального сиротства в истории России

1.2.Основные проблемы социального сиротства в современной России. Причины социального сиротства.

II. Социальная защита детей-сирот.

2.1.Профилактика социального сиротства. Программа «Помощь детям-сиротам в России»

2.2.Социальная работа в детских домах :региональный аспект (на примере Ростовской области).

Заключение

Список использованной литературы.

Введение

Тема курсовой работы о проблемах социальной защиты детей – сирот, несомненно, очень актуальна.

Объектом в курсовой работе служат дети-сироты. Таких в России - несколько десятков миллионов. Каждый из этих десятков миллионов детей - уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией. Это требует от социального работника исключительного такта, проникновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего знания, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоотдачи.

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально- экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот. По статистическим данным их общее количество составляет сейчас более 700 тысяч человек, и с каждым годом это число растер катастрофически. Основными причинами числа детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей-сирот, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности являются создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям- сиротам, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребенок, потерявший родителей - это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать - одна из сильнейших потребностей ребенка.

Дети- сироты это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота- это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

I. Социальное сиротство как явление современной действительности.

1.1. Развитие социального сиротства в истории России.

Проблема социального сиротства является проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», « вечные новорожденные» и др.

Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе, характеризующих развитие России на протяжении XX века и связанных с революцией 1917 г., тремя разрушительными войнами (первая мировая, гражданская, Великая Отечественная), террором 20-х-30-х годов, а также последствиями перестройки конца 80-х начала 90-х годов.

Впервые же десятилетия после революции большевиками был нанесен мощный удар по вековому зданию русской культуры. Выражение « вековое здание культуры» было введено известным русским философом и культурологом Ю.М. Лотманом. Он писал, что это выражение не случайно, что « культура всегда подразумевает сохранение опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует ее как негенетическую» память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. И потому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы можем быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру- культуру человечества». Л.Н.Толстой считал, что зло, совершенное человеком, не только лишает его истинного блага, но умаляет его душу.

Начавшись с материальной культуры, зло разрушения, коснувшись русских храмов, усадеб, других исторических мест, стерло с лица земли не только архитектурные памятники, оно уничтожило огромный пласт духовной культуры, иссушило души и убило память нескольких поколений. Но без прошлого для человека нет будущего.

С разрушения « векового здания русской культуры» оказалась нарушена и взаимосвязь прошлого- настоящего- будущего, взаимосвязь поколений. Удар, нанесенный культуре, отразился и на состоянии российской семьи. Согласно коммунистическим социальным концепциям тог времени, роль семьи в обществе должна постепенно уменьшаться, пока, наконец, этот институт не исчезнет вообще.

В результате за десятилетие гражданской войны и первых лет строительства социализма был нанесен мощнейший удар по патриархальному укладу российского общества и связям между поколениями. При этом практически уничтоженными оказались дворянство, купечество, интеллигенция, духовенство, крестьянство, считавшие основами своего существования продолжение рода, семейные узы и связи, уважение старших поколений. Так. В основе взаимоотношений между поколениями в русской крестьянской семье всегда лежало уважение к старшим - к родителям, к дедам и прадедам, к старикам в общине.

Крестьянская семья, прежде всего, представляла собой коллектив совместно хозяйствующих людей, и эта черта многое определяла в семейных отношениях. Но семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, будучи первичным и основным производственным коллективом. Она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. По православным понятиям, семья являлась «малой церковью», то есть, призвана была блюсти основы христианской жизни каждого своего члена.

С разрушением православной культуры и церкви исчезла еще одна опора русской семьи. С изменением в 50-е годы политических ориентиров в стране произошли изменения и в семейной политике. Правительство предприняло ряд мер, направленных на укрепление института семьи. Однако « зло разрушения» принесло свои плоды: в России впервые за ее многовековую историю появились так называемые « отказные» дети, которых матери, не желая брать на себя ответственность за воспитание, предавали под расписку государству, навсегда отказываясь от прав на ребенка. Такие дети пополняли Дома ребенка, а позже - детские дома и школы- интернаты.

Прошли годы. Сегодня мир вступил в ХХI век. Однако проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. В сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы.

Глобальные изменения, происходящие на мировой арене, позволили философам и культурологам назвать эпоху вторым « осевым временем»,- как эпоху резкого поворота в истории от мифологического сознания к научно-философскому осмыслению мира и места человека в нем, « одухотворение человеком смысла своего бытия». Сегодня этот термин приобретает новый смысл. В развитии современной цивилизации ясно просматриваются две тенденции. С одной стороны, происходит религиозное и философское осознание человечеством смысла бытия, становление личностного сознания, осмысление мировым сообществом наличия глобальных общечеловеческих проблем, от стратегии, разрешения которых зависит дальнейшее существование современной цивилизации.

Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в особо трудные условия. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети- инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях. Весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде.