Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по социологии 9 (стр. 6 из 8)

Теория социальных систем К. Маркса.

Ключевым понятием данной теории является понятие «общественной формации».

Общественная формация – это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура этой системы имеет следующий вид: в основании ее лежит способ производства материальных благ, Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения. Производственные отношения выражаются, по Марксу, главным образом в различных формах собственности на средства производства. Помимо производительных сил и производственных отношений формация включает в себя надстройку В нее включаются юридические и политические отношения и институты (находящиеся ближе всего к базису), и «выше» - остальные сферы социальной жизни, которые относятся к области «общественного сознания» (мораль, наука, религия, искусство). В целом, Маркс был убежден, что подлинной реальностью обладает, прежде всего, экономика, отчасти политика; все же остальные сферы являются лишь отражением, осознанием «настоящего», «подлинного бытия» - производственных отношений.

Кроме базиса и надстройки формация включает в себя определенную структуру социальных классов, групп и слоев, которая также как и надстройка, выражает способ производства, базис. Наконец, в общественную формацию входят и такие компоненты, как определенные формы семьи, образа жизни и повседневная жизнедеятельность людей, в частности, потребление.

Теория классов.

В капиталистическом обществе буржуазия прогрессивна, в процессе развития капиталистических отношений – пролетариат прогрессивнее. В самом широком смысле классы, по Марксу, это любые социальные группы, находящиеся в неравном положении по отношению друг к другу и борющиеся между собой из-за прав на частную собственность. Выход – соц революция, что приведет к коммунистич общ-ву с Исчезновение подчинения человека порабощающему его разделению трудаОдновременное исчезновение противоположности умственного и физического трудаПревращение труда из средства в первую потребность жизниВсестороннее развитие индивидовНебывалый рост производительных сил и общественного богатстваРеализация принципа «Каждый по способностям, каждому по потребностям

Конфликт как движущая сила в развитии общества. Рассмотрение конфликта как метод познания общественного развития.

Маркс рассматривает капиталистическое общество как общество, основанное на трудовых отношениях. Характер производства нацелен на увеличение капитала через: интенсивность производства, уменьшение зарплаты, увеличение рабочего времени. Поэтому происходит ухудшение положения рабочего класса, повышение эксплуатации, что способствует увеличению социальных конфликтов. Гибель капитализма заложена в его основе.. «Могильщик капитализма – пролетариат».

Маркс последователен в разграничении методов научного и ненаучного познания. Объясняет структуру, генезис, социальные функции исторически определенных форм общества, выявляет важную роль экономических отношений в обществе, но не сводит к ним всю совокупность общественной жизни.

9.Становление политической социологии как науки

10. Этапы становления политической социологии

Предыстория политической социологии начинается с классиков общественно-политической мысли древности — Конфуция, Платона, Аристотеля.

В Древней Греции, к которой восходят основы европейской традиции изучения общества и политики, жизнь концентрировалась в полисах –городах. Город давал индивиду чувство необходимости «политики», т.е. взаимоотношений с властью и социальной средой, действия соответствующих регуляторов и т.п Конфуций хотел выдвижения на властные роли лиц, обладавших специальными качествами, знаниями, подготовкой Аристотель тоже. Платон считал что от власти стоит оградить невежественные массы.

в Средние века под воздействием теологии, освятившей, в частности, власть монархов поддержкой бога, что, по определению, не допускало рационального анализа, тем более критики власти. В трудах Н. Макиавелли анализ политики, государства отделен от канонов религии, предпринят поиск причин, движущих сил политического процесса в обществе, в природе человека и в реалиях времени. Он (а позднее Т. Гоббс, Ш. Монтескье и др.) стремился показать власть, освобождающую общество, граждан от бед и напастей войны — гражданской или внешней.

Возрождение, Реформация и Просвещение, но и политические революции в Англии (XVII в.), во Франции и США (XVIII в.), развенчавшие божественную святость власти, демонстрировавшие новый подход к суверенитету и правам народов. Рационализм анализа политики — часть движения к возникновению общей и политической социологии. Современные исследователи ставят в список предшественников этого этапа политико-социологической мысли разных ученых, среди которых Дж. Вико, Ш. Монтескье, Дж. Локк, Т. Гоббс..

Вступление стран Европы в капиталистическую стадию развития рождало определенные социальные и политические феномены. На этом фоне появляется политическая экономия как отражение интенсификации товарообмена, становления машинного производства, подвижек в социальном составе общества. Вслед за сферой экономики научная мысль обратилась к обществу, политике, которые прежде были исключительно компетенцией верховной власти.

Следуя методологии утопистов, Конт сконструировал универсальную классификацию наук для идеального устройства общества. Будучи человеком из низов, он, как многие выходцы из маргинальных слоев, был смел в науке, признавал неизбежность издержек при движении к идеалу.

О. Конт искал ответы практически на те же вопросы, что и К. Маркс (1818—1883), вклад которого в политическую и социальную мысль связан с анализом общественного производства, классов, классового господства и ведущей роли экономического фактора в жизни общества

К. Маркс (1818—1883), вклад которого в политическую и социальную мысль связан с анализом общественного производства, классов, классового господства и ведущей роли экономического фактора в жизни общества

Г. Спенсер стремился на уровне современного ему знания (теория Ч. Дарвина) показать эволюцию социальных систем, наделяя их качествами, аналогичными тем, что изучают анатомия и физиология.

К концу XIX в. социологи начали разрабатывать отдельные проблемы политического процесса

К началу XX в. обозначился перелом в развитии знаний об обществе. Одним из последствий его стала активная дифференциация социологических исследований, в частности появление политической социологии.

Время актуализировало проблемы общественных низов — численно преобладавших групп и слоев того времени, устремившихся к реализации демократических прав и свобод, в том числе политических. Обнажившаяся обыденность страданий, отчуждения, острота социально-политических напряжений, вереница крупных внутренних и внешних катаклизмов (революции, войны) привлекали внимание ученых, формировали поле исследовательских усилий.

Классический этап

Родоначальник политической социологии выделяется М. Вебер

В условиях существования во многих странах Европы монархий социологи и политологи активно разрабатывали образцы иной, более рациональной демократической политики, власти (М. Вебер), политических партий, выявляли политические интересы социальных классов и слоев (М. Острогорский, Р. Михельс), формы реализации власти (М. Вебер), политических элит (Г. Моска, В. Парето), избирательных кампаний (ряд американских социологов), интегративных связей, удерживающих общество от распада (Э. Дюркгейм), правового государства и др. В числе этих идей показательна мысль М. Вебера об «идеальном типе» власти, о типологии политического лидерства (традиционное, харизматическое, рациональное). Адекватным современности способом («идеальный тип») легитимации власти Вебер считал рациональную бюрократию.

«свобода от ценностей» (Wertfreiheit), отразивший реакцию Вебера на опасную для науки и общества вовлеченность ученых, аналитиков (не говоря уже о политиках) в акции националистов, экстремистов, представляющих угрозу для стабильности и развития.

В начале XX в. социология от «анатомии» и «физиологии» общественной жизни (характерных для многих учений XIX в.) быстро шла к постижению психической, социально-психологической, а в конечном счете — человеческой составляющей общественной жизни, политического поведения человека, групп, объединений, интересов и т.д. Концептуализация политических процессов в этом отношении была поднята на новый уровень трудами Э. Дюркгейма.

Новый этап в развитии политической социологии связан с событиями Первой мировой войны и революцией в России. стало ясно, что не «большие теории», а предметные, в том числе эмпирические, исследования конкретных сфер общества определяют магистральный путь развития социологии. Началом 20-х годов датируется становление среди наук об обществе самостоятельных политической социологии и политической науки. В среде ученых росло понимание необходимости перемен в положении общественных низов для избежания социальных катастроф.

В большинстве стран социологию не подпускали к политике, среди них оказался и Советский Союз, где социологию, включая политическую, ждали запреты. В Советском Союзе восстановление в правах политической социологии началось в 60-е годы XX в.

Современный этап

Политическая социология активно реагировала на обозначившиеся во второй половине XX в. общественные явления. Воплощалась в жизнь идея дальнейшей демократизации политической жизни, Крупные социологи XX в. (Т. Парсонс, П. Бурдье, И. Валлерстайн, Н. Смелзер, Э. Гидденс и др.) в теориях, концепциях, определявших развитие мировой социологической мысли, широко использовали данные, полученные исследователями политической сферы.