Смекни!
smekni.com

Методики черного пиара в России (стр. 3 из 4)

Эффект бумеранга в черном пиаре

В средневековье много разумных и в остальном нормальных людей верили, что противника можно уничтожить с помощью черной магии. Их свита из астрологов, предсказателей и хиромантов усердно убеждала их в этом, раскручивая на «бабки».

Сегодня много разумных и в остальном нормальных олигархов верят, что противника можно уничтожить с помощью черного пиара. Их пиарщики усердно убеждают их в этом.

Давайте же посмотрим на несколько громких пиар-кампаний за последний год.

Совсем недавно случилась пиар-кампания по дискредитации главы «Газпрома» Алексея Миллера, проходившая, по мнению экспертов, с подачи главы «Межрегионгаза» Николая Горновского.

Цель кампании: отставка Миллера.

Результат: отставка Горновского.

И поделом: все важнейшие кадровые решения по «Газпрому» принимаются лично президентом. Попытка одного из «бульдогов» поставить под ковром телекамеру в этих условиях воспринимается плохо.

Другой пример: пиар-кампания по дискредитации компании «Илим Палп» и ее главы Захара Смушкина, сопровождавшая попытку поглощения «Илим Палп» Олегом Дерипаской.

Цель кампании: дискредитировать Смушкина.

Результат: пол-России узнало о существовании «Илим Палп», Смушкину стало легче отыскать защитников, и неудача одного из самых агрессивных олигархов России обрела дополнительную огласку.

Кроме этого, пассажи в интернете, утверждавшие, что «Смушкин писает в постель» (sic!), породили сомнения как в квалификации людей, которые заказывают подобные статьи, так и сомнения в сколько-нибудь разумной обоснованности других обвинений.

Третий пример: пиар-кампания по дискредитации Романа Абрамовича и «семьи», которая разворачивается прямо сейчас. Заказчиком статей шепотом называют «одно большое ведомство».

Цель кампании: создать у публики впечатление, что всю Россию контролирует «семья».

Результат: публика хихикает. Если это все, на что способно вышеназванное ведомство, то ясно, что никакие укрупнения ему не помогут.

К тому же авторы заказных статей не утруждают себя знанием фактов. В одной из интернет-публикаций — «Президентский советник на службу семьи» — утверждается, что «Русал» владеет «Красноярским металлургическим комбинатом» (имеется в виду, очевидно, Красноярский алюминиевый завод) [это два разных предприятия- прим. Компромат.Ру], группа МДМ — «Кузбассразрезуглем» («Кузбассразрезуголь» принадлежит УГМК), Дерипаска — Котласским ЦБК (тем самым, который он безуспешно и шумно пытается отобрать у Смушкина), а Абрамович — Московским НПЗ, за который Абрамович тогда не менее шумно дрался с Лужковым. Учитывая, что горе-журналист передрал это все с чьей-то справки, возникает вопрос об уровне компетентности служб, подобную справку составивших.

Причин, по которым черный пиар в экономике подобен бумерангу, очевидно, несколько.

Во-первых, экономика — не политика. Целевая аудитория подобных статей — не избиратель, а люди, принимающие решения. Это избиратель, узнав про кандидата в президенты, что тот писает в постель, незаконно завладел лесной промышленностью или обзавелся протезом для сустава, глубоко впечатляется и голосует сердцем. Тех, кто принимает решения о «Газпроме» и заводах, на искусственном суставе не объедешь.

Во-вторых, эти люди привыкли принимать решения келейно. Для них признак силы — это решение Высшего арбитражного суда, ОМОН, стремительно захвативший заводоуправление, и в крайнем случае уголовное дело. (Уже и уголовные дела считаются грубыми, ибо стоят дешево и дают сильную отдачу.) К публике обращаются те, кого не услышала власть. Визг в газетах — знак слабости. Признак того, что олигарх опускается до уровня протестующей пенсионерки.

В-третьих, есть проблема уровня исполнителей. Человек, который стряпает статью под псевдонимом (или, наоборот, отдает стряпню на подпись маститому, но не умеющему писать киллеру), думает только о том, как заработать деньги.

И, наконец, четвертое и самое главное.

Все черные пиарщики — а равно и сотрудники корпораций, «подсевших» на черный пиар, — это мошенники.

Деньги развращают. Черные деньги развращают по-черному. Кто такой черный пиарщик? Это человек, который получает 1000 долларов и из них немедленно крадет 700. Это человек, который не знает, что происходит в компании, на которую он работает, и уж точно боится сказать лишнее.

Как минимум он крадет деньги.

Как правило, он приносит вред.

А почему же тогда олигархи заказывают черный пиар?

Потому же, почему короли платили колдунам.

Лексика черного пиара

Интервью М. Самохваловой:

С некоторых пор термин "черный PR" прочно обосновался на просторах великого и могучего русского языка. Однако, суть этого понятия, похоже, до сих пор остается загадкой и для PR-специалистов и уж тем более для широкой общественности. Тем не менее словосочетание "черный PR" все чаще и чаще попадается нам на глаза в прессе, все чаще слетает оно с уст телевизионных ведущих . Мы уже привыкли к нему как к некой данности, хотя, по всей видимости, каждый из нас вкладывает в это понятие свое значение, которое далеко не всегда соответствует реальности. Пора бы уже расставить все точки над " и ".
Для того чтобы разобраться, что же все-таки представляет собой "черный PR", мы решили провести самый, что ни на есть обычный лексический анализ этого термина. Начнем, пожалуй, с ключевого слова в этом словосочетании, то есть с аббревиатуры PR. Существует несколько базовых определений PR, как вида специализированной деятельности. Все они вам хорошо известны и не нуждаются в подробных комментариях, и все же необходимо подчеркнуть различия в расставлении акцентов в этих определениях.

Классическое определение PR предложено Сэмом Блэком в книге "Что такое PR?": " PR - это искусство и наука достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности". Существует мнение, что данное определение не достаточно верно отражает реальность и является весьма идеалистичным. Действительно, далеко не всегда речь идет о взаимопонимании или, по крайней мере, это взаимопонимание где-то сродни убеждению, а уж о полноте информации говорить вообще не приходится, как раз, наоборот, об очень строгой ее избирательности.

Несколько иной акцент делает в своем определении Эдвард Бернейз, по его мнению, " PR - это усилия, направленные на то, чтобы убедить общественность изменить свой подход или свои действия, а также на гармонизацию деятельности организации в соответствии с интересами общественности и наоборот". Здесь речь идет не об абстрактных категориях взаимопонимания и сотрудничества, а о конкретных целях, интересах и способах их достижения.

Наиболее реалистичное определение, лишенное какой бы то ни было идеалистичности, мы находим в книге А.Н. Чумикова "Связи с общественностью" " PR - это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта".

То есть от "искусства достижения гармонии" мы постепенно добрались до "системы информационно-аналитических и процедурно-технологических действий", а точнее четкой продуманной деятельности с установленными правилами и процедурами.

В итоге получается, что если исходить из позиции С. Блэка, то " черный PR" не может существовать "по определению", так как слово "черный" в коннотации со словами "гармонизация", "наука" и "искусство" как- то не звучит, более того, оно откровенно режет слух . А то, что воспринимается как нелогичное и противоестественное, изначально не может стать фразеологизмом. "Черный PR", бесспорно, им является, следовательно, какая-то логика в этом понятии все же есть.

Другое дело, если мы берем за основу определение более реалистичное, в котором акцент делается на действиях, технологиях и процедурах. В этом случае слово "черный" при желании вписывается в контекст, потому что слова "действия" и технологии" имеют нейтральный характер, в отличие от слов "наука" и "искусство", которые в ассоциативном ряду скорее будут иметь позитивный оттенок. Итак, с пиаром разобрались.

Больший интерес вызывает слово "черный", которое в зависимости от контекста может принимать абсолютно различные значения. (Естественно, случаи, когда слово "черный" обозначает цвет, мы не принимаем во внимание.) Проведя небольшой опрос среди своих знакомых, нам удалось выяснить, что самые распространенные фразеологизмы, содержащие слово "черный" - это "черный вторник", "черная дыра", "черная магия", "черные мысли", (держать в) "черном теле" и некоторые другие, менее интересные. Во всех приведенных словосочетаниях слово "черный" имеет исключительно отрицательную, неблагоприятную, негативную смысловую нагрузку. Оно придает второму слову мрачноватый, пугающий оттенок, как в той детской истории: "В черном-черном городе, на черной-черной улице, в черном-черном доме…". Однако, поразмышляв еще некоторое время, мы вспомнили и другие словосочетания, а именно: "черное золото" (это известный всем перифраз, заменяющий слово "нефть") "черный монах" (фразеологизм, обозначающий степень строгости монашеского послушания), "черный квадрат" (имеется в виду, конечно же, картина Малевича). В этих случаях слово "черный" не имеет негативного оттенка. Кроме того существуют и такие словосочетания, как "черный ход" и "черновая работа (черновик)", в которых слово "черный" обозначает "дополнительный", "неосновной". Таким образом оказывается , что отнюдь не всегда "черный" значит "плохой" , просто это первое, что приходит в голову.

Судя по всему термин "черный PR" попадает куда-то между "черной магией" (как определенным видом деятельности) и "черным вторником" (как крайне негативным, нежелательным явлением), и, как следствие, относится к первой описанной нами категории. Возникает закономерный вопрос: почему? Действительно, почему бы ему не разместиться где-нибудь рядом с "черным золотом" или уж в худшем случае недалеко от "черного хода".

Если обратиться к теории, то оказывается, что возникновение устойчивых словосочетаний неразрывно связано с объективной реальностью. Фразеологизм не может появиться "с потолка", из ниоткуда. Язык реагирует на конкретное явление из жизни и рождается новое слово. Оно всегда связано с вполне определенными представлениями людей о некотором объекте (или явлении) и отражает их восприятие данного объекта (или явления). И когда вдруг возникает некое словосочетание , которое ничего не значит, либо обозначает что-то настолько туманное , что никто не может разобраться в том ,что это , либо каждый понимает под этим словом что-то свое (а именно так обстоят дела с "черным PR"), это выглядит как-то не совсем логично, не правда ли? . А, значит, какая-то "чернота" в "черном PR" все-таки есть.