Смекни!
smekni.com

Социология семьи 2 (стр. 2 из 3)

Следующая концепция изучения семьи как социально-психологической группы идет от идей У. Джемса, У. Томаса, 3. Фрейда и их последователей.

Личность и общество взаимосвязаны, они исследуются на уровне первичных, межличностных отношений. Рассмотрим теперь историко-институционалистский подход, его представляет Э. Берджесс, чьи взгляды на семью можно обозначить как "единство взаимодействующих личностей".
Исследование семьи как микромодели общества исходит из анализа сил сцепления, сплоченности, устойчивости семейной группы в меняющихся обстоятельствах. Однако, необходимо уяснить, что особенности организации семьи, позволяют увидеть, что семьи содержат редкиие, сугубо семейные проблемы.

В рамках группового подхода придается большое значение межличностным коммуникациям и согласиям, близости, единству.

Э. Берджесс положил началу лонгитьюдному исследованию института семьи, он внес временное измерение семейных взаимоотношений, это означало систематический интерес к семейным процессам, а так же к жизненному циклу семьи.

Рассмотрим теперь взгляды Т. Парсонса и К. Дэвиса, которые пытались совместить "микроанализ" и "макроанализ" семьи.

По их мнению, функционирование семьи связано с внешними влияниями,и внутренними взаимодействиями.

По их мнению, это составляет сущность семьи как социального феномена. А вот проблема заключалась в схемах и терминах. Авторы считают, что следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их.

Согласно точки зрения Парсонса, семья не всегда противостоит обществу, ведь она его подсистема. Именно семья обеспечивает стабильность социума. Это происходит благодаря отношений с другими социальными подсистемами и структурами. Так же это происходит из за отношений внутри самой семьи, которая стремится к сохранению равновесию и сохранении стабильности.

Таким образом, мы можем увидеть разнообразие социологических концепций в западной социологической науке.

2. Отечественные концепции семьи в социологии

В отечественной социологической науке так же был сделан ряд попыток проанализировать систему, структуру и функции семьи.
Теоретические построения социологии семьи происходили в условиях идеологии материализма и должны были формироваться по определенному "диалектическому" методу.

В середине 60-х гг. вышли работы, которые могли претендовать на вакансию социологической теории семьи А.Т.Харчева ,а также Н.Я.Соловьева.

Наиболее удачной на мой взгляд является теория А.Г.Харчева. Этот социолог принял за определени быта как внепроизводственной сферы человеческой жизни, он тем самым зафиксировал " связь" всех сфер жизнедеятельности. Быт являлся организацией потребления , который включает в себя потребление материальных и духовных благ, созданных человеком, и субъективных ценностей ,например общение".

По его мнению, семья является основой социальной общности в сфере быта, необходимым элементом "быта", который включает в себя не только материальные отношения, но и нравственные и нравственно-этические.

Так же, Харчев сформулировал идею о концепции Ф.Энгельса воспроизводстве и о производстве самой жизни.

А соответственно семья четко привязана к воспроизводству человека , то есть "детопроизводству", а это делается в интересах функционирования общества.

Последующее развитие теории А.Г.Харчева было связано, с двумя событиями:

Во-первых, со значительной тщательностью изучения отношений в семье ,как социального явления с категориями материализма,из-за проблем в брачно-семейной практики;

Во вторых, это было связано с авторитетом автора.
Таким образом, концепция А.Г.Харчева стала, крупнейшим вкладом в историю отечественной социологии ,она стала решающей в своей сфере, довела до конца понимание роли и места семьи в обществе.
Появилась потребность для исследования семейной проблематики.Также в теории Харчева рассматривали функции семьи.

В качестве основной функции, которая образует семью является детопроизводство. Все остальные функции, выражаются в других видах деятельности семьи.

Еще в 1965 г. Н.Г.Юркевич заметил распространенную логическую ошибку в соотношении определений социальной роли семьи, имеющуюся у А.Г.Харчева, и попытался ее исправить, анализируя брак как механизм ролевого сотрудничества супругов с целью реализации своих потребностей.

Можно отметить, что Юркевич сделал попытку хотя бы частично уйти от общественного функционализма, анализируя прошлое и будущее семьи, желая "спасти" ее настоящее.

Теперь проанализируем достаточно известную концепцию С.И.Голода. Ориентация о закономерностей развития семьи уделяется структуре и характеру внутрисемейных отношений, определяющих семью. Сюда входят свойства и кровного родства - в их исторической динамике.

В заключении данного пункта мы можем сделать вывод о том, что современное состояние затишья продлится еще несколько лет.

Новый подъем изучения семьи сможет произойти если повысить общественную и государственную заинтересованность к проблемам семьи и брака.

Необходимо освоить западный опыт и стиль анализа проблематики семьи и брака. А так же утверждение образцов эмпирических исследований, которые приняты в науке. Таким образом, проблемы экономического роста страны будут вынуждать социологов и других исследователей искать финансовую помощь за рубежом.


3. Понятие, структура и функции семьи в социологии

Теперь объединям различные подходы и концепции и рассмотрим понятие, структуру и функции семьи.

Можно отметить, что семья, как бы мы ее ни анализировали, столь многослойное социальное образование, что ее можно найти во всех разделах социологии.

Также, семья обладает возможностями, которые позволяют осуществлять анализ социальных процессов к результатам социального поведения микросреды, и позволяет сделать выводы из эмпирически исследуемых фактов .Теперь объединяя рассмотренные концепции дадим определение семьи.

Среди определений семьи, которые учитывают критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи "как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения", данное А.Г. Харчевым.

Таким образом, семья это -соотношение" родители-дети", а брак оказывается законным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, которые сопровождаются рождением детей.

Для анализа понятия семьи следует иметь в виду пространственную организацию семьи - жилище, дом, собственность - и финансовую основу семьи, - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребления.

Обобщая вышесказанное можно сформулировать то, что, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и этим самым помогает осуществлять детородную функцию, социализацию детей и поддерживать существования всех членов семьи.

Теперь проанализируем триединое отношение супружества-родительства-родства, которое позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме.

Если существует отношение одного или двух из названных вариантов, которые характеризуют фрагментарность семейных групп, которые были прежде семьями, однако по причине взросления и отделения детей, из-за развода и других видов семейной дезорганизации, либо не ставших еще семьями. Например, молодожены, которые существует только ,как супружество без детей .

Наличие данных отношений обнаруживается у подавляющего большинства семей страны.
Однако, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом браке без детей. Для

этих групп подходит термин "семейная группа", под которой мы подразумеваем группу людей, которые ведут совместное хозяйство и их объединяет только родство или же супружество.
Таким образом, основой семьи считают супружескую пару, и виды состава семей строятся от добавления к основе детей, родственников, родителей супругов.

Необходимо отметить, что надо брать за основу самый распространенный в населении тип семьи с триединством названных отношений. То есть - это основной тип семьи, и те семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать семейными группами.

Анализируя этот подход необходимо отметить теории М. Сасмена и Сьюзен Стенмец, в трудах которых главы посвящены альтернативным формам семьи. То есть тому, что точнее называть семейными группами, хотя эти главы относятся к супружеству, скорее даже к партнерству или сожительству.

Теперь затронем вопрос о функциях семьи.

Когда рассматриваем функции семьи, то речь идет о социальных результатах жизнедеятельности большинства семей.

Они обнаруживаются на уровне общества, а так же существуют как общезначимые последствия и характеризуют значение семьи как социального института среди других важнейших институтов общества.

Все семейные функции - главные, однако надо указать те особые, которые разрешают отличить семью от других институтов.Согласно А.Г. Харчеву, специальные функции семьи происходят из сущности самой семьи и отражают ее особенности как социального явления, а неспецифические функции - это те, когда семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных обстоятельствах.