Смекни!
smekni.com

Развитие социологии в Беларуси (стр. 3 из 4)

Надвигающийся процесс активных социальных изменений, симптомы которого явно проявлялись в социальной сфере, переместил внимание на проблемы роста социальной активности различных социальных групп населения республики, их демографические характеристики, на изучение условий и механизмов их изменяемости под воздействием социальных, экономических, социально-психологических факторов (С.В. Шавель, Г.М. Кучинский, В.М. Секун, Н.Е. Лихачев, А.Г. Злотников, А.А. Раков, Л.П. Шахотько, А.Б. Мискевич, Н.Г. Трапянок, И.В. Левицкая). В начале 90-х годов в экономической социологии и социологии труда произошел резкий тематический сдвиг исследований. Среди новых проблем, которые активно изучаются социологами, - трудовые конфликты и забастовочное движение рабочих, экономическая преступность и ее социальные последствия, многообразие форм собственности на производстве, проблемы занятости и безработицы, переход к рыночным отношениям, предпринимательство, приватизация. По-прежнему актуальны вопросы оплаты труда и материального стимулирования, участия работников в управлении, организация и условия труда, стабилизация коллектива и социально-психологический климат в нем и др. (Г.Н. Соколова, И.И. Куропятник, В.В. Кириенко, О.В. Кобяк, А.П. Морова, А.Б. Александрова, Т.В. Купчинова, В.Н. Яковчук, М.И. Андарало).

Проблематика экономической социологии и социологии труда все больше взаимодействует с социальной экологией, социологией катастроф и экстремальных ситуаций. Крушение прежней системы разделения труда создало проблемы, которые для своего разрешения требуют огромных капиталовложений и многих лет упорного созидательного труда. Сложность задачи усугубляется международным противоборством за разделение сфер преимущественного влияния в трансформирующихся странах. Кроме того, предстоит обеспечить баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворением основных жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких возможностей для будущих поколений, участвовать в выработке механизма согласования активной деятельности человечества с возможностями биосферы планеты. Это особенно актуально для Республики Беларусь, больше других пострадавшей от аварии на Чернобыльской АЭС.

В условиях постоянного сотрясения кризисами выжить человечеству, используя нынешние формы организации быта и производства, не удастся. Сведя воедино критерии оптимальной модели социально-экономического развития по материалам Всемирного форума-92 в Рио-де-Жанейро прочерчивается образ совершенно иной цивилизации, которая утверждает равноправие народов, ставит в центр перемен новые формы взаимодействия населения, потребления и технологии, указывает на недостаточность прибыли при оценке эффективности экономического и социального развития, подчеркивает принципы коллективизма и общности (А.И. Зеленков, П.А. Водопьянов, П.Г. Никитенко, А.Н. Данилов, В.А. Поликарпов, А.П. Лимаренко, С.В. Сивуха).

Переход к рыночным отношениям не только обнажил прежние, но и обусловил возникновение новых проблем социологии семьи и демографии (Ю.Г. Юркевич, С.Д. Лаптенок, А.А. Раков, Л.П. Шахотько, А.К. Воднева, Ю.М. Бубнов, М.М. Урбан, Н.А. Местовский, С.Ф. Сидоренко). С начала 90-х годов растет интерес к гендерной проблематике в социологии (С.Н. Бурова, З.М. Юк, Л.Г. Титаренко).

Системный кризис, породивший процесс глубоких социальных изменений, усилил интерес социологов к исследованию главного объекта и субъекта социологической науки - человека. Нынешнее состояние дел в социологии свидетельствует о появлении достаточно разнообразных теоретических подходов, основной смысл которых состоит в том, чтобы за видением целостной системы, общества как такового, кризисного социума, трансформационных процессов и т.д. не потерять человека. Белорусские социологи значительно расширили объем исследований ценностных ориентаций различных социальных групп населения республики, особенности их социализации, идентификации (Е.М. Бабосов, А.Н. Елсуков, Л.А. Гуцаленко, А.Н. Данилов, М.В. Тараткевич, В.В. Бущик, Н.В. Ефимова, В.И. Русецкая, О.С. Осипова, Н.М. Канашевич, Е.С. Пендраковская).

Вступая в XXI в., человечество столкнулось во всех сферах своей жизнедеятельности с нарастающими кризисами и угрозами. Преодолеть их можно, только опираясь на силу человеческого разума и его познания окружающего мира, и прежде всего - на возможности науки и образования. Поэтому, начиная со второй половины ХХ в., научная мысль во всех отраслях знания - в естественных, технических, гуманитарных науках - все более заинтересованно, целенаправленно и масштабно занимается исследованием сущности и особенностей фундаментальной науки как специального социального феномена; получила новое развитие система образования.

К концу века в постсоветских странах наблюдается глубокий и затяжной кризис науки. Значительное сужение возможностей для проведения исследований, падение заработной платы ученых привели к тому, что в свою очередь создало проблемы с пополнением науки молодыми кадрами. В социологии науки в связи с резко изменившимися условиями ее функционирования больше внимания стало уделяться западному опыту ее организации. Чтобы переломить негативную тенденцию, науке требуются ресурсы и такая модель ее организации, которая в большей мере
соответствует новым социальным условиям: разнообразие источников финансирования, простор началам самоорганизации, интегрированность в мировую науку, наличие инновационной системы и рынка новых технологий, продуманная государственная научно-техническая политика. При этом главное видится в разработке наиболее приемлемых и соответствующих национальным интересам сценариев и социальных моделей развития науки во взаимодействии с обществом, при максимальном сохранении опыта организации и функционирования советской науки.

Мировой опыт свидетельствует, что наука выходила из кризиса только с помощью государства, и в первую очередь это касается фундаментального знания, которое никогда не являлось коммерческим предприятием. Исследования в области социологии науки, начатые в 70-е годы, позволили определить методологические принципы исследования научной деятельности, ее социальные характеристики, особенности познавательной деятельности с ее системой отношений в рамках института науки вообще. К концу ХХ в. Разработаны трансформационные характеристики функционирования науки в контексте глобальных социальных и социокультурных изменений, развития новой инновационной системы, обеспечивающей технологический прогресс, ее непосредственная зависимость от состояния экономики, создания рынка новых технологий, кадрового потенциала; внедрена система мониторинга миграции научных кадров страны (Г.А. Несветайлов, А.А. Сломинский, М.И. Артюхин, В.К. Щербин, И.Ф. Богданова, И.Н. Шарый).

Белорусские социологи А.И. Левко, С.Н. Бурова, И.Н. Андреева, Д.Г. Ротман, Л.Г. Новикова, Н.А. Местовский, В.А. Клименко изучили проблемы эволюции национальной системы образования в условиях системной трансформации общества, ее социально-культурные особенности, что нашло применение при выработке концептуальных основ развития национальной системы образования.

В области социологии культуры - традиционном для Беларуси научном направлении - рассмотрены проблемы развития белорусской нации, социодинамика культуры в ее национальных традициях и особенностях в контексте взаимодействия со становлением и проявлениями специфически белорусского менталитета и национального своеобразия, национального самосознания белорусского народа как в прошлые эпохи, так и в современный период (Е.М. Бабосов, А.Н. Елсуков, С.В. Лапина, Э.К. Дорошкевич, И.Г. Игнатович, А.Н. Покровская, Е.В. Патлатая, И.Н. Красавцева). Со второй половины ХХ в. социологи Беларуси изучают проблемы массовой культуры, ориентированной своим содержанием и формами выражения на усредненный уровень развития массовых потребностей духовных (псевдодуховных) и материальных ценностей. При этом предметом исследований социологов все чаще становится такой специфический социальный феномен, каковым является субкультура (Н.А. Барановский, Л.Г. Новикова, И.Н. Андреева, Н.Я. Голубкова, Е.А. Барковская).

Новая ситуация в постсоветских государствах стала предметом постоянного интереса социологов, так как информация о сущности трансформационных социальных явлений, тенденций и направлений их развития оказалась востребованной руководством политической и экономической сферами деятельности, а также широкими слоями общественности. Стимулом развития такого рода исследований помимо отечественных заказов стали и зарубежные фонды и фирмы. Этот интерес не мог не повлечь за собой формирование обширного рынка социологических услуг.

Движимым желанием получения более точного результата с наименьшими затратами времени, социологи существенно расширили диапазон использования оперативных массовых опросов населения с целью изучения общественного мнения, особенно в сфере управления, идеологии и политики. Широкое применение в социологических исследованиях компьютерной техники, развитие современных информационных технологий позволило во второй половине ХХ в. значительно усовершенствовать систему сбора и обработки социологических данных, привело к существенному развитию математических методов социологического анализа (О.Т. Терещенко, Н.Н. Леонова, Е.А. Кечина, Л.В. Соловьева). В Беларуси удалось сформировать методологию социологических исследований "жестко практической направленности" - оперативные социологические исследования (Д.Г. Ротман).