Смекни!
smekni.com

Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде (стр. 3 из 6)

III. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ДИССЕРТАЦИИ

Структура диссертации включает введение, четыре раздела, заключение, список литературы и приложения. Работа изложена на 200 страницах компъютерного текста через 1,5 интервала.

Во введении раскрываются актуальность темы исследования, уровень ее научной разработки в зарубежной и отечественной литературе, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, а также показывается теоретико-методологическая и эмпирическая база диссертации.

В первом разделе - «Социальный экстремизм и особенности его проявления в молодежной среде» - раскрывается понятие экстремизма, его существенные свойства, предлагается авторское определение экстремизма в молодежной среде, выявляются специфические формы его проявления, а также объективные и субъективные факторы детерминации.

В диссертации отмечается, что социальный экстремизм представляет собой проявление сугубо крайних средств, форм и методов жизнедеятельности в сознании и поведении людей. Сущностную природу экстремизма составляют социальный нигилизм и радикализм, нравственный релятивизм, склонность к насилию и неумеренность выбора средств достижения цели, особенно в пограничных, экстремальных и конфликтных ситуациях.

Проявления экстремизма возможны на индивидуальном и групповом, социально-психологическом и теоретико-идеологическом уровнях. Различают проявления экстремизма в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизни общества, а также экстремистские проявления этнического, национального, конфессионального и повседневно-бытового характера. Субъектами экстремизма могут быть отдельные люди, группы людей, организации и движения экстремистской направленности.

Экстремизм в молодежной среде представляет собой индивидуальное и социально-групповое проявление крайних, неумеренных в нравственном и правовом отношениях средств и способов жизнедеятельности части молодежи как особой социальной группы и специфической возрастной категории населения. Молодежь в целом субъектом экстремизма быть не может. Она может быть лишь социальной средой экстремистских проявлений.

Специфика проявления социального экстремизма в молодежной среде обусловлена прежде всего особенностями самой молодежи - незавершенностью процессов экономической, политической и духовной социализации, мировоззренческой неустойчивостью, недостаточной социально-психологической зрелостью, поверхностным восприятием противоречивости социального бытия, безоглядным стремлением к решительному обновлению форм и способов жизнедеятельности, склонностью к проявлению различных форм максимализма и социального протеста и неумеренностью в выборе средств и способов достижения жизненных целей.

Возникновение социального экстремизма в молодежной среде детерминировано взаимодействием негативных факторов социальной среды – экономическим неравенством и несправедливостью распределения собственности, высокой социальной напряженностью и конфликтностью общественных отношений, падением престижа политической власти, неуправляемостью процесса социализации, размыванием системы приоритетных духовных ценностей, ослаблением регулирующей роли государства и нарастанием криминогенности в обществе.

Названные факторы выступают объективными условиями, которые являются благоприятной средой для проявления в сознании и поведении молодых людей негативных факторов субъективного порядка – завышенности социальных ожиданий, склонности к максимализму, радикализму, нигилизму, насилию, деструктивности, крайним средствам и способам достижения целей.

Взаимодействие сложных объективных условий и субъективных склонностей молодого поколения представляет собой источник социальной детерминации процесса утверждения и распространения экстремистских проявлений среди молодежи, выражения индивидуальных и групповых, стихийных и организованных форм социального протеста и недоверия к власти, авторитету, ведущей роли старшего поколения в обществе. Характерными чертами проявлений экстремизма в молодежной среде являются протестный характер, преобладание групповых форм, политическая индифферентность, повышенная криминогенность, высокая неумеренность и эскалация насильственных форм, а также многообразие форм проявления.

Во втором разделе – «Система социокультурных ориентиров и ценностей современной молодежи России» - раскрывается социокультурный облик российской молодежи в аспекте противодействия экстремизму.

Молодежь представляет собой социальную группу и возрастную категорию населения примерно от 14-15 до 29-30 лет. В России численность ее составляет более 30 млн. человек. Специфика социального положения молодежи в обществе состоит в том, что она объективно занимает промежуточное место в обществе, не играет в нем ведущей роли, находится в положении объекта социализации, подчинении и зависимости от взрослого поколения, в состоянии недостаточной определенности и незавершенности процесса социализации и выбора смысложизненных ценностей и приоритетов, а потому не может в полной мере реализовать свой ресурсный потенциал в социальной, экономической, политической и духовной сферах общественной жизнедеятельности.

В работе указывается, что в целом cоциальное положение и культурный облик молодежи выступают объективной основой детерминации как позитивных, так и негативных проявлений ее сознания и поведения. Оно определяется существованием и качеством зрелости основных сфер общественной жизни. При этом важен не только качественный уровень развития названных сфер, а прежде всего самооценка молодежью своего места, роли, положения и собственного благополучия, самореализации в каждой из этих сфер жизнедеятельности.

Духовной основой противодействия экстремизму и агрессии в молодежной среде выступает сформированная система смысложизненных приоритетов и основных ценностных ориентаций российской молодежи, которая по содержанию и характеру должна быть позитивной – биофильной, жизнеутверждающей, нацеленной на идеалы Истины, Добра и Красоты, ценности Веры, Надежды, Любви, а также Достоинства и Чести, Справедливости и Долга, Свободы и Ответственности, т.е. соответствовать тенденциям социального прогресса.

Осуществленный автором общетеоретический и социологический анализ смысложизненных приоритетов и ценностей российской молодежи показывает, что в современных условиях российской действительности за период с начала 90-х годов в России произошла постепенная переориентация молодежи относительно соотношения материальных и духовных ценностей смысложизненного порядка.

В частности, под влиянием процессов коммерциализации экономической жизни, становления страны на рельсы рыночной экономики, частной собственности и имущественного неравенства, демократизации политических отношений, усложнения социальной структуры общества и повышения социальной напряженности в сознании и поведении молодежи стали преобладать ценности эгоцентризма и предприимчивости, прагматизма и материального достатка, различные формы девиантного поведения.

С другой стороны, роль духовных и социокультурных смысложизненных ценностей в сознании и поведении молодежи существенно снизилась. Заметно упал авторитет образования и просвещения, нравственных ценностей коллективно-общественного порядка, скромности и целомудрия, чести и долга, ответственности и гражданственности. Кроме того, далеко не все молодые люди обрели устойчивую систему приоритетных смысложизненных ценностей в сложных условиях экономической, социальной, политической и духовной жизни современной России.

В работе обосновывается, что актуальными проблемами работы с современной молодежью является утверждение в ее сознании и поведении позитивных социокультурных ценностей - активной жизненной позиции, познавательных устремлений, нравственных ориентиров, эстетических идеалов и вкусов, а также духовно-сакральных ценностей, противодействующих проявлениям агрессии и экстремизма. В современных условиях назрела необходимость формирования у молодежи нового типа культуры – культуры ненасилия, толерантности и безопасности, способной активно противостоять проявлениям социального зла, агрессии и экстремизма.

В третьем разделе – «Культура ненасильственного противодействия злу и ее формирование в молодежной среде» - обосновывается необходимость формирования у молодежи культуры ненасильственного, безопасного типа.

В диссертации отмечается, что существенное место в содержании молодежной культуры занимает система средств и методов жизнедеятельности в противодействии различным проявлениям социального зла. В данном отношении общественная практика ХХ века выдвинула несколько концепций и связанных с ними типов культур – христианскую культуру непротивления злу силой, государственную культуру сопротивления злу насилием, антихристианский культ силы и насилия в борьбе со злом, а также культуру ненасильственного противодействия социальному злу.

Советский опыт продемонстрировал доминирование силовой тенденции в борьбе со злом. Для жизнедеятельности развитых демократических государств данная тенденция также длительное время выступала как преобладающая. Однако параллельно и наряду с этим формировалась культура ненасилия в противодействии злу, связанная с именами Л.Н. Толстого, М. Ганди, М.Л. Кинга и их последователей. Разработанные ими принципы нашли дальнейшее активное развитие в современной практике сторонников движения ненасилия.

В настоящее время теория ненасилия располагает обстоятельно разработанным категориальным аппаратом, с помощью которого осуществляются адекватное исследование и эффективная социально-практическая реализация принципов ненасилия. Важнейшими из них являются: отказ от монополии на власть, авторитет и истину, готовность к изменениям, диалогу и компромиссу; критичность в отношении собственного поведения с целью исключения и предупреждения враждебной позиции оппонента; анализ ситуации глазами оппонента с целью его понимания и поиска выхода, который позволил бы ему сохранить лицо и выйти из конфликта с честью; толерантность, борьба со злом при наличии любви к людям, стоящим за ним; полная открытость поведения, отсутствие лжи, недоверия и унижения в отношении оппонентов.