Смекни!
smekni.com

Жизненный путь Э.Дюргейма (стр. 6 из 6)

Он отвергает определения религии через веру в бога (так как существуют религии без бога), через веру в сверхъестественное (последнее предполагает противоположную веру — в естественное, — возникающую сравнительно недавно вместе с позитивной наукой) и т п. Он исходит из того, что отличительной чертой религиозных верований всегда является деление мира на две резко противоположные сферы: священное и светское. Круг священных объектов не может быть определен заранее; любая вещь может стать священной, как необычная, так и самая заурядная. Дюркгейм определяет религию как «связную систему верований и обрядов, относящихся к священным, то есть отделенным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто является их сторонниками».[11.94]

Дюркгейм указывает и на четвертый тип самоубийства — фаталистский, который должен служить симметричным антиподом аномического самоубийства, но не рассматривает его специально вследствие его незначительной распространенности.

Автор детально анализирует социальное происхождение тотемических верований, обрядов, их социальные функции. Будучи порождением общества, религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы. Религия это символическое выражение общества; поэтому, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу «реальному» объекту всех религиозных культов. Дюркгейм подчеркивает сходство между религиозными и гражданскими церемониями, он фиксирует внимание на общих чертах сакрализации как социального процесса. Поэтому его работа явилась вкладом не только в становление социологии религии в собственном смысле, но и в изучение гражданской религии и светских культов. Подобно предыдущим работам книга «Элементарные формы религиозной жизни» явилась выдающимся достижением социологической мысли; научное сообщество единодушно относит ее к разряду социологической классики. Соответственно, бесспорным классиком социологии считается и ее автор.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конечно, в такой небольшой по объему работе, как эта, невоз­можно подробно коснуться каждой книги Дюркгейма, можно лишь констатировать: вклад Дюркгейма в становление и разви­тие социологического знания общепризнан.

Можно согласиться, что концепции французского социолога во многом ошибочны: ведь у классиков в отличие от простых смертных, и заблуждения бывают выдающимися. Тем не менее, теория Дюркгейма разрабатывалась не только для Франции конца XIX - начала ХХ вв. и применима не только к ней. Ведь между обществом и эпохами, кроме различий, существуют и сходства.

Какие же из основных тем и принципов социологического насле­дия Дюркгейма имеют существенное значение для социальной науки и практики в нашей стране в современных условиях?

1. Общество. Даже такая, казалось бы, сверхбанальная катего­рия, как "общество", сегодня нуждается в новом обосновании и воз­рождении и актуальна не менее, чем во времена Дюркгейма.

Очевидно, что идее общества как совокупности всех индивидов и групп, объединенных многообразными социальными, экономическими, культурными связями, общими традициями, целями и ценностями, еще предстоит занять свое место и в сознании социаль­ных ученых, и в общественном мнении.

2. Социальная солидарность. Это основная тема всей социологии Дюркгейма.

Солидарность для Дюркгейма - синоним общественного состояния. Он был убежден, что люди, в конечном счете, объединяются в об­щество не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие глубокой и взаимной потребности друг в друге.

Известно, что разделение труда ведет к формированию социаль­ных групп со своими особыми, нередко конфликтующими интересами. Это убедительно доказал еще Маркс.

3. Мораль. "В истолковании Дюркгейма мораль неотделима от со­циальной солидарности и также постоянно находилась в центре его исследовательских интересов"[12.143]. Доказывая, что разделение труда порождает солидарность, он одновременно доказывал, что оно выпо­лняет и нравственную функцию. Последняя неоконченная работа фран­цузского социолога была посвящена проблемам этики.

В течение длительного времени и в науке, и в массовом созна­нии в нашей стране доминировало представление о том, что практи­ческой, реальной силой в истории являются только экономика и по­литика. Нравственность же считалась чем-то из области высших сфер сознания, не затрагивающих общественного бытия. Между тем, и со­циальная наука, и социальный опыт свидетельствуют о том, что лю­бые экономические и политические институты базируются на опреде­ленных нравственных основаниях. Чтобы преобразовать эти институ­ты, требуется изменить основания, восстановить их и опереться на них. В противном случае даже самые верные экономико-политические

решения не могут быть реализованы.

4. Социальные нормы и ценности. Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы.

И здесь нам есть что почерпнуть в теории французского социо­лога. Это относится, в частности, к его понятию аномии. Описанное Дюркгеймом состояние аномии всегда сопровождает общества в пере­ходные периоды их истории; в оно нормально. Такое состояние, по-видимому, переживает в нашей время и наше общество. Осознание этого - первый шаг на пути преодоления аномического состояния.

Глоссарий.

Мораль (от лат. moralis — нравственный),

1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.

2) Отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т. п.).

Концепция (от лат. conceptio — понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Эмпиризм (от греч. empeiria — опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в 17-18 вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббос, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).

Рационализм (от лат. rationalis — разумный, ratio — разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума — одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм — один из философских источников идеологии Просвещен

Детерминизм (от лат. determino — определяю), философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

Ригориизм (франц. rigorisme, от лат. rigor — твердость, строгость), строгое проведение какого-либо принципа в действии, поведении и мысли, исключающее какие-либо компромиссы, учет других принципов, отличных от исходного, и т. п. Нередко является своеобразным выражением этического формализма.

Аномия (от франц. anomie — отсутствие закона, организации), социологическое и социально-психологическое понятие, обозначающее нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Выражается в отчужденности человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступности. Понятие аномии введено Э. Дюркгеймом, теория аномии разработана Р. К. Мертоном.

Дилетантизм (дилетантство) (итал. dilettante — дилетант, от лат. delecto — услаждаю, забавляю), занятие какой-либо областью науки или искусства без специальной подготовки, при поверхностном знакомстве с предметом; любительство.

Монизм (от греч. monos — один, единственный), способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего. Противоположность монизма — дуализм (признающий два независимых начала) и плюрализм (исходящий из множественности начал).

Библиография.

1. С. С. Фролов «Социология»: Учебник. Москва 2006.

2. «Социологические исследования» №12, 2004г.

3. А. И. Кравченко «Социология»: Учебник. Москва 2006.

4. «Социология»: Учебное пособие под редакцией Э. В. Тадевосяна. Москва 2002.

5. А. А. Радугин и К. А. Радугин «Социология»: Курс лекций. Москва 2001.

6. Данило Ж. Маркович «Общая социология»: Учебник, издание 3. Москва 2001.

7. В. Г. Харчева «Основы социологии»: Учебник для средних специальных учебных заведений. Москва 2041.

8. Нейл Смелзер «Социология»: Учебное пособие. Москва 2003.

9. В.Н. Лавриненко «Социология». Москва 2000.

10. В. И. Добреньков и А. И. Кравченко «Социология»: Учебник. Москва 2005.

11. П.Л. Бергер «Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива». Москва 2001

12. Г. Е. Збровский «Общая социология». Москва 2004.

13. А. В. Клименко «Обществознание»: Учебное пособие. Москва 2004.

14. В. В. Латышева «Основы социологии»: Учебник для студентов. Москва 2004.

15. М.Розенталь «Философский словарь». Москва 2001.

16. Прикладная психология и психоанализ. №3 2006.