Смекни!
smekni.com

Церковно-монастырское призрение и благотворительность (стр. 3 из 6)

Количество церковных нищих могло превышать «записных нищих», и завесило от богатства церкви, ее местонахождения. Так, в конце XVI века в Москве, при приходских церквах, насчитывалось 18 богоделен. В записи песцов 1628-1631 годов так описывается Курский Свято-Троицеий монастырь того времени.

Богадельни были в Глинской Рождества – Богородицкой и Сафрониевской пустынях. Этими пустынями оказывалась посильная помощь бедными вдовами, сиротам и погорельцам из окрестных сел. Жители получали дрова, муку, лес и прочие материалы. Этими же двумя обителями в течении года на прокормление богомольцев- странников, которых перебывало у них до 50 тысяч душ в каждой было израсходовано по 5000 пудов печенного хлеба, не считая других пищевых продуктов, таких как крупа, рыба, масло растительное, соль, овощи и прочие, которым отдельного счета не производилось.

В эти же пустыни, кроме обыкновенных богомольцев приходили крестные ходы из Рыльска и Рыльского уезда в составе законоучителей и учащихся церковно-приходских школ (более 300 человек), а с ними около одной тысячи посторонних половников.

Постепенно складываются поселения их нищих и убогих, которые начинаю кормиться не только от церкви, но и от различных слоев населения. Как констатировали писцовые книги в 1611-1612 годах в Нижнем Новгороде на 700 нетягловых дворов и 862 посадских двора насчитывается 141 нищих. Но только к концу 17 века столетия Церковная власть делает шаги по упорядочиванию распространения поселения нищих. В 1678 году патриарх Иоаним повелел сломать нищенские избы по улицам и определим им жить только при церквях. А в 1678 году выходит указ патриарха Иоанима об установлении сбора со всех церквей на прокормление нищих.

В конце XIX веках столетия в Курской губернии стали появляться городские и общественные богадельни. В городе Судже Суджанское благотворительное общество содержало богадельню и детский приют, а в уезде в селе Труповке был детский приют княжны М.А. Барятинской. Все это содержалось на городские и частные пожертвования.

Комитетом Российского общества Красного креста открыта городская Александровская богадельня в городе Фатеже, а приходское попечительство при покровской церкви Фатежа выдает пособия бедным горожанам.

В городе Щигры в 1876 году был создан городской дом призрения нищих для мужчин и женщин и земский приют для престарелых крестьян. Щигровское благотворительное общество учредило в 1884 году ночлежный дом и народную библиотеку – читальню, на что израсходовала до 1770 рублей.

Конфессиональная помощь не ограничивалась только системой кормления в различных ситуациях. Можно наблюдать, что древнейшие традиции, связанные с лечением, попечением и обучением, так же имеют место в данный период.

Братская больница с бесплатным лечением богомольцев и страноприимница были в Глинской пустыни. Имелась больница на 10 коек в курской Коренной – Рождество – Богородском мужской пустыни.

Не менее остро стояла проблема обучения будущих священников. Церковные власти стоят перед необходимостью открытия школ, где бы готовили настоятелей церквей. Известно послание Новгородского Архиепископа Геннадия Митрополиту Симону от 1496-1504 годов о необходимости устроить училища для ставленников. В послании говорится о незнании будущих священников основ грамоты. Однако система образования начинает оформляться к середине XVII века. Как свидетельствовал Адам Олеарий, при патриархе Филарете в 1643 году учреждена в Москве греколатинская школа. А в 1686 году при Богоявленском монастыре в школе греко и ероменахов Сафрония и Аникия Лихудов обучались «греческому писанию» 66 человек, «совестному книжному писанию» - 166 человек.

В них обучалось 78 учениц из разных сословий. В каждом из училищ ученицы были разделены для удобства обучения сообразно возрасту на два отделения: старшие и младшие. Все оборудования, классные принадлежности и учебные пособия приобретались за счет средств монастырей и выдавались учащимся бесплатно.

Особенность формирования монастырей-вотчин на Севере связана с укреплением разносторонних на погостах монастырей. Погост на Севере представлял «из себя пространство земли, глее находился храм с прилегающим к нему кладбищем». На этих погостах стояли кельи, где поселялись монахи и монахини. Каждый из них имел свое хозяйство, а общими были храм и игумен, начальствовавший над ними. Однако после постановления Собора 1503 года об отделении мужских и женских монастырей, происходит их дальнейшее реформирование. Монастыри переходят на общинное общежительство: монахи уже не имеют личной собственности. Все принадлежит монастырю.

Система государственного призрения в XV-XVII веках была направлена на регламентацию отношений в период голода и эпидемий, формирование системы попечения лиц, состоявших на службе государства. В этот период продолжают развиваться мероприятия, направленные на выкуп из плена населения, под государственный контроль берется система нищепитательства.

Как и предшествующее столетия, проблема выживания во время голода, в период оформления Московского царства, стоит не менее остро. Суровые климатические условия определили характер Землепользования как рисковый, с большой вероятностью потери урожая. Наиболее характерные проблемы были связанны с ранними морозами и засухой. Так, в 1485 году снег уничтожает молодые весенние всходы, такая же ситуация в 1512, 1515, 1525, 1535, 1553, 1557, 1561, 1570 гг. голод во многих землях русского государства погубил много людей.

Однако можно наблюдать, что постепенно проблемы населения в период голода становятся заботой власти. Институционализация учреждений, вызванных голодом, происходит, возможно, в период правления Ивана III, когда начинают организоваться житные дворы. Житные дворы открывались в городах и предназначались для запаса хлеба в период неурожая.

Со второй половины XVII века в период голода подключаются не только органы верховной власти, но и территориальные власти. В 1662 году выходит Указ о прокормлении служилых и всяких скудных людей в неурожайное время. В указе определены основные превентивные мероприятия по недопущению голода.[2]

С периода правления Ивана IV начинает оформляться политика нищепитательства. Эта политика, с одной стороны, в традициях княжеского нищепитательства, милостыни с рук, с другой – с учетом новых исторических реалий: войн, ростом «промыслового нищенства», отсутствием государственных учреждений помощи и поддержки.

Важным моментом в оформлении политики нищепитательства явилась организация приказа Большого Дворца около 1574 года. Этот приказ, помимо обслуживания нужд царской семьи, осуществлял распространение царских указов и грамот церковным властям, он же осуществлял выдачу руги и милостных денег монастырям и церквям из государственной казны, средства на церковные строения.

По свидетельству Г.Котошихина в период правления царя Алексея Михайловича начинают использоваться монастыри, как государственное учреждение для обслуживания людей. От 1682 года, челобитная Симонова монастыря архимандрита Гавриила с братией на монастырское содержание отставных солдат надворной пехоты, присылаемых из приказа Большого Дворца. В челобитной просят оставить прежнее количество призреваемых – 27, подавление к ним еще сорока семи человек потребовало бы затратить дополнительно средств, которых монастырь не имел.

Можно отметить, что для реализации развития учреждений помощи в 1670 году открывается Приказ строительства богаделен, который хоть и просуществовал недолго, но возможно это была попытка заменить царские инициативы в деле целевых раздач милостыни посетителям с территорий. Как это видно на примере Грамоты Львовскому соборному притчу от 1592 года. Было послано соболей, куниц и золотых Угорских на строение храма Успения Богородицы и милостных денег на клирос и больницу. Согласно данной грамоте клиросу, священникам и дьяконам было определено двадцать рублей, а на больницу – десять.

ГЛАВА 2. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И РАЗВИТИЕ ПРИЗРЕНИЯ В КУРСКОМ КРАЕ

Поместный Собор Русской Православной Церкви, собравшийся в июне 1988 года в связи с праздником 100-летия крещения Руси в Троицко-Сергеевской лавре, в своем «Послании боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви» призван проявлять «как и в минувшие века….чувство милосердия и отзывчивости к ближним и дальним – этим должно жить члены каждого православного прихода». [3]

В «Библейской энциклопедии» мы находим строки: « Милосердие – одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством дел милости телесных и духовных. Различен милования образ и широка заповедь сия, - говорит св. Иоанн Златоуст. Дела милости телесной следующее: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого, или имеющего недостаток в приличной и необходимой одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве».

«Духовные дела милости суть следующая: увещание обратить грешника от заблуждения пути его», неведующего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или непримичаемой им опасности, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать назло, которые сделали нам другие, от сердца прощать обиды».

Будучи свидетельницей исторического процесса, социально-имущественной дифференциации, интенсивно происходившего в древнерусском обществе Православная Церковь с самого начала предпринимала действия, призванные ограничить наиболее острые формы социальной несправедливости. Под влиянием Русской Церкви в древнерусское законодательство были внесены статьи, ограничившие самые жестокие и в то же время широко распространенные формы социальной эксплуатации – холопство и растовщичество. Под свою защиту Церковь взяла самые бесправные в экономическом и юридическом отношении слои населения, как, например, калек, странников, вдов, холопов (но не всех), а только освободившихся по духовному завещанию.